1А. “Магический квадрат” (от простого к сложному)
а) Проверь, будет ли квадрат магическим
7 |
2 |
9 |
8 |
6 |
4 |
3 |
10 |
5 |
б) Заполни пропуски в предложенном магическом квадрате.
4 |
9 |
2 |
|
5 |
|
8 |
|
6 |
в) Преобразование занимательного квадрата.
Например, составим подобный квадрат, увеличивая или уменьшая каждое число на несколько единиц.
5 |
10 |
3 |
4 |
6 |
8 |
9 |
2 |
7 |
г) Самостоятельное составление магического квадрата, используя число от 1 до 9 с суммой 15.
Дополнительное задание при работе с магическими квадратами.
7 |
2 |
9 |
8 |
6 |
4 |
3 |
10 |
5 |
- Составь произведения, где один из множителей равен 2.
- Какие числа из квадрата можно представить в виде произведения двух множителей, один из которых 2.
- При делении каких чисел можно получить числа 1 ряда.
- Запишите суммы, значения которых равно 7.
1Б. Вариант магического квадрата
В пустые клетки впиши числа, чтобы квадрат стал магическим.
2. Магические цепочки
а) Найди число финиш.
б) Сосчитай математическую цепочку (вставь пропущенные числа и найти значение, оно должно быть в закрашенном квадрате)
в) Между числами впишите математические знаки с числами так, чтобы значение цепочки было равно 1.
г) Соедини суммы, значение которых равно 10
Если задание будет выполнено верно, ты узнаешь:
- Что на завтрак ел мышонок?
- Сколько дней верблюд может обходится без воды?
- Кто такой корсак?
(Старт и вопросы финиша можно менять)
3.
а) Круговые примеры (число в – старт)
б) “Колесо обозрения”
Вставь математическое действие с числом между числами от числа – старт. Сосчитай по кругу.
4. “Дежурное число”
а) Впишите пропущенные числа, чтобы значения всех были равны 48.
б) Заполни пропуски в квадрате от “дежурного числа”.
в) По дежурному числу найди неизвестное вычитаемое.
30 |
||
35 |
– |
5 |
37 |
– |
|
69 |
– |
|
46 |
– |
|
54 |
– |
|
90 |
– |
|
100 |
– |
|
63 |
– |
|
89 |
– |
|
г) Обведи кружком те числа, значения которых в сумме дает 18
18 |
|||
12 |
3 |
2 |
3 |
14 |
1 |
2 |
3 |
11 |
5 |
6 |
7 |
13 |
4 |
3 |
1 |
10 |
3 |
4 |
5 |
д) На математическом экране суммы. Выпишите их по номеру канала.
ж) На доске числовые выражения
2 – 1 |
3 – 1 |
0 + 3 |
1 + 1 |
7 – 7 |
5 – 3 |
2 – 2 |
9 – 9 |
4 – 4 |
Найди значения выражений, Сложи значения, если их суммы равны 10, то ты сосчитал верно.
5. Для сильных учащихся можно предлагать дополнительные задания.
100 – 76 |
32 – 17 |
80 – 17 |
13 + 6 |
28 + 28 |
91 – 59 |
Сосчитай примеры, подчеркни те из них, значения которых делятся на 8. Такие примеры называю примерами с секретом.
6. На доске числа: 14, 23, 32, 50, 41, 22, 5, 72
Запиши двузначные числа, где сумма десятков и единиц = 5
7. На доске числа: 10, 6, 4, 2
Составь верные равенства с этими числами.
8. “Солнышко”
Запиши числа, из которых можно составить примеры на умножение и деление.
9. Наш рекорд
Учитель дает сигнал. Дети должны записать от 10 и более примеров на табличное или: + или –
Работа продолжается до тех пор, пока один из учеников не решит правильно первым все примеры. Это время – рекорд.
10. “Машинист”
У детей карточки с изображением вагончиков. На них – примеры. Дети производят вычисления. Машинист по очереди достает из сумки карточки с числом и называет классу. Дети поднимают пример, ответ которого должен совпасть с числом, показываемым машинистом. Если пример решен верно, ребенок выходит на середину класса для формирования состава. Образуется “поезд”, он отправляется на свои места.
11. Счетная таблица.
На доске таблица чисел от 1 до 100. Показываю число, записать числовые выражения на . , : , + , – . Или, в дополнение таблицы, записаны примеры: 4 . 6; 8 . 3; 7 . 4; 4 . 9. Показываю число, если оно является ответом, дети дают сигнал.
12. “Бегущий листок”
(Количество примеров по количеству ребят в каждом ряду).
С 1 по 7 пример решаем по одному выражению, передавая листок, обратно с 7 по 1 пример идет проверка по одному выражению.
Бегущий листок №1 |
6 . 3 |
9 . 5 |
24 : 4 |
8 . 4 |
30 : 6 |
40 : 5 |
7 . 3 |
7 . 9 |
56 : 8 |
13. Идем в гости
1 вариант – "хозяева", у них карточки с примерами на табличное . , : , – , +.
63 : 7 |
Обратная сторона карточки:
9 |
2 вариант – "гости". По сигналу учителя "гости" идут в гости к "хозяевам". Там они решают примеры. Если пример сосчитан верно, гость получает карточку, если не может сосчитать, то идет в гости к другому.
14. “Ты мне, я тебе”
У учащихся карточки. Они по очереди показывают друг другу. Если пример решен, ты получаешь карточку.
15. “Я сам”
У учащихся карточки с примерами. По сигналу учителя дети считают самостоятельно, индивидуально. Ответ сверяют. Он записан на обратной стороне. Если пример сосчитан верно, откладывают карточку вправо, если нет – влево. Задача – сосчитать как можно больше примеров.
16. Математический компьютер
Учащиеся получают квадрат в полиэтиленовой пленке. Этот наш “компьютер”. Он работает по принципу таблицы Пифагора. Учитель называет произведение (сумму) чисел, дети на “экране” записывают значение. При проверке правильные значения стираем. У кого “экран” стал чистым, тот все значения сосчитал верно.
17. Парные гонки
Учащиеся в паре получают листок. По сигналу учителя 1 вариант записывает примеры на . , : , + , – и передает листок 2 варианту. Он в свою очередь считает и записывает ниже пример 1 варианту, далее 1 вариант проверяет решенный пример и записывает новый пример для 2 варианта. Счет продолжается до второго сигнала учителя. Далее осуществляется проверка.
18. Телеграфисты
1 вариант каждого ряда или одного из рядов получает число – старт. Учитель его шепчет на ушко. Каждый ученик на своем месте осуществляет вычислительную операцию. Последний ученик в ряду передает число – финиш учителю на ушко. Далее сверяем значения каждого ряда и оцениваем работу телеграфа.
Эти виды упражнений я провожу в парах, индивидуально, в группах. Например, 1-й ряд выполняет в парах упражнение “Ты мне, я тебе”, 2-й ряд индивидуально решает упражнение “Я сам”, 3-й ряд работает в группе. Самостоятельное составление магического квадрата. Далее выполняем проверку, оцениваем.
Такая систематическая работа из урока в урок активизирует деятельность учащихся, формирует вычислительные навыки. Учащиеся контролируют друг друга, фиксируют свои продвижения в сформированности вычислительных навыков, ориентируясь на время и количество верно решенных примеров.