Методическая разработка урока "ИЗО и художественный труд. "Образные возможности портрета"

Разделы: МХК и ИЗО


Исакова Наталья Георгиевна

Урок адресован в первую очередь учителям ИЗО, как пример использования компьютера на уроках.
Урок разработан по программе Б. М. Неменского “Изобразительное искусство и художественный труд”. Пятый класс (или первый год средней школы) посвящён группе декоративных искусств, здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственной образности, игровой атмосферы, органичной как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Акцент делается на местные художественные традиции и промыслы.

Форма урока: презентация по предмету “Изобразительное искусство и художественный труд” программа Б. М. Неменского, урок в 5-м классе.

Цели и задачи:

  • развитие компонентов мышления - условности восприятия, способности оценивать, развитие творческой деятельности и навыков учебно-познавательной деятельности;
  • дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся, учится в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практической работы обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства;
  • формирование умений и навыков выполнять рисунки машинным способом; согласовывать между собой детали для объединения их в целостный ансамбль;
  • воспитание любви к искусству народных мастеров.

Материалы: компьютер, работа в графическом редакторе PAINT.

Зрительный ряд: образцы вышитых полотенец, методическое пособие по композиции; презентация “Символика древних образов. Рушники” в программе Power Point.

Музыкальный ряд: народные мелодии – плясовые, протяжные.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Правила поведения в компьютерном классе:

1. Входить и выходить из класса можно только с разрешения учителя.
2. Требуется занимать только то рабочее место, которое закреплено учителем за обучающимся, бригадой в целом.
3. Включать или выключать компьютер и подключённые к нему устройства учащимся не разрешается.
4. Подключение к работе компакт-дисков учебного назначения осуществляется учителем или лаборантом.

II. Знакомство с темой урока.

Работа по слайдам.

Слайд 1. Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с древними корнями народного искусства. На предыдущих уроках мы познакомились с внешним и внутренним убранством карельской (и русской) избы. А какие же предметы наполняли крестьянский дом? Утварь, предметы быта, помогающие крестьянину в его повседневной жизни: ковш, ложки, короба, сундуки, прялки и многие другие предметы, о которых давно забыли современные люди. Утиральник? (Для лица) Рушник? Рукатёр? Что это за предмет?..

Слайд 2. Полотенце сопровождало человека всю жизнь. Полотенцами крестьяне украшали свой дом в праздничные дни. Они развешивались по стенам на верёвках или деревянных спицах. На красочных декоративных полотенцах преподносили хлеб-соль почётным гостям. Во время крестин мать ребёнка в знак благодарности одаривала красивыми полотенцами священника, дьякона и куму. В свадебном обряде: как подарки новым родственникам и всем почётным гостям.
Свадебное полотенце – эта трехчастная симметричная композиция с изображением женской фигуры в центре и всадниками по бокам. Такое полотенце приносило в дом как пожелание продолжения рода и семейного благополучия (чтобы дети родились и росли здоровыми, не переводилась птица и домашние животные, всегда был обильным урожай на поле…). Вышивалось оно обычно невестой или её подружками, вешалось в переднем “красном” углу сразу же в первый день свадьбы.
Вышивкой занимались только женщины. Почему? (Лён – царство женщин; лес, вода – мужчин)

Слайд 3. Какие цвета карелы использовали в вышивке? Для Карелии основные цвета – красным по белому, белым по красному, белым по белому.

Слайд 4. По каким правилам вышивали полотенце? Полотенце вышивали с обеих концов, по крою, в трёх полосах. Край полотенца не обрубался, а оформлялся крючком или “по выдергу” и обшивался. Техника вышивки:

  • по выдергу;
  • двухсторонний шов;
  • набором (зеркальное отображение);
  • тамбурный шов.

Вышивка появилась очень давно, ещё в бронзовом веке (в IX–XI в. Вышивали передники стальной медной проволочкой). В дальнейшем стали вышивать нитками (красного, жёлтого, чёрного цвета).

III. Закрепление знаний, полученных на предыдущих уроках.

Слайд 5.  Мир крестьянина был заполнен красочными цветением росписи, резными узорами, вышивками и затейливыми кружевами. Они доставляли людям радость и имели символическое значение. Знаки – символы?

Задание на композицию. Пройти к мольберту и разместить знаки-символы на полотенце (фото 1).

Слайд 6. Задание для выполнения работы на компьютере.

IV. Практическая работа.

Работа выполняется на компьютере с помощью графического редактора Paint. С его помощью выполняем орнамент для полотенца. Работа в графическом редакторе Paint. Для рисования и редактирования имеется набор инструментов, которые объединены в панель инструментов (при желании можно воспользоваться). Из созданных (заранее созданных учителем или учениками) фрагментов составьте орнаментальную композицию, используя буфер обмена. Для этого:

  1. Выделите фрагмент с помощью инструмента Выделение.
  2. Установите Прозрачный фон в графическом меню инструмента Выделение.
  3. В меню Правка выберите Копировать. Изображение помещено в буфер обмена.
  4. В меню Правка выберите Вставить. Изображение фрагмента появляется в верхнем левом углу рабочего поля.
  5. Перетащите его с помощью “мыши” в нужное место документа и щёлкните на свободное поле, чтобы снять выделение.
  6. В меню Правка вновь выберите Вставить. На экране появится ещё один фрагмент. Его также можно перетащить в любое место документа.

Создание симметричного изображений с помощью горизонтального меню.

Рассмотрим команды, которые позволяют поворачивать изображение или элемент, что особенно важно при моделировании объектов.

  1. Выделите фрагмент с помощью инструмента Выделение.
  2. В графическом меню установите Прозрачный фон.
  3. В меню Правка выберите Копировать. Изображение помещено в буфер обмена.
  4. В меню Правка выберите Вставить. Изображение фрагмента появляется в верхнем левом углу рабочего поля.
  5. В меню Рисунок выберите Отразить/повернуть.
  6. В открывшемся окне установите переключатель перед строкой Отразить слева направо.
  7. Щёлкните на кнопке ОК. На экране появиться зеркальное отображение фрагмента.
  8. Приставьте повёрнутую копию фрагмента к вертикальной стороне исходного фрагмента.
  9. Из сформированных фрагментов орнамента самостоятельно составьте композицию.

В нижней части окна помещено меню Палитра, с помощью которого можно изменять цвет рисунков.

Завершив работу по составлению композиции, можно сохранить его изображение или закрыть документ, не сохраняя созданного рисунка.

IV. Выставка.

Демонстрация работ:

.

Приложение.