Урок адресован в первую очередь учителям ИЗО,
как пример использования компьютера на уроках.
Урок разработан по программе Б. М. Неменского
“Изобразительное искусство и художественный
труд”. Пятый класс (или первый год средней школы)
посвящён группе декоративных искусств, здесь в
наибольшей степени раскрывается присущий
детству наивно-декоративный язык изображения и
непосредственной образности, игровой атмосферы,
органичной как народным формам, так и
декоративным функциям искусства в современной
жизни. Акцент делается на местные художественные
традиции и промыслы.
Форма урока: презентация по предмету “Изобразительное искусство и художественный труд” программа Б. М. Неменского, урок в 5-м классе.
Цели и задачи:
- развитие компонентов мышления - условности восприятия, способности оценивать, развитие творческой деятельности и навыков учебно-познавательной деятельности;
- дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся, учится в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практической работы обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства;
- формирование умений и навыков выполнять рисунки машинным способом; согласовывать между собой детали для объединения их в целостный ансамбль;
- воспитание любви к искусству народных мастеров.
Материалы: компьютер, работа в графическом редакторе PAINT.
Зрительный ряд: образцы вышитых полотенец, методическое пособие по композиции; презентация “Символика древних образов. Рушники” в программе Power Point.
Музыкальный ряд: народные мелодии – плясовые, протяжные.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Правила поведения в компьютерном классе:
1. Входить и выходить из класса можно только с
разрешения учителя.
2. Требуется занимать только то рабочее место,
которое закреплено учителем за обучающимся,
бригадой в целом.
3. Включать или выключать компьютер и
подключённые к нему устройства учащимся не
разрешается.
4. Подключение к работе компакт-дисков учебного
назначения осуществляется учителем или
лаборантом.
II. Знакомство с темой урока.
Работа по слайдам.
Слайд 1. Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с древними корнями народного искусства. На предыдущих уроках мы познакомились с внешним и внутренним убранством карельской (и русской) избы. А какие же предметы наполняли крестьянский дом? Утварь, предметы быта, помогающие крестьянину в его повседневной жизни: ковш, ложки, короба, сундуки, прялки и многие другие предметы, о которых давно забыли современные люди. Утиральник? (Для лица) Рушник? Рукатёр? Что это за предмет?..
Слайд 2. Полотенце сопровождало человека
всю жизнь. Полотенцами крестьяне украшали свой
дом в праздничные дни. Они развешивались по
стенам на верёвках или деревянных спицах. На
красочных декоративных полотенцах преподносили
хлеб-соль почётным гостям. Во время крестин мать
ребёнка в знак благодарности одаривала
красивыми полотенцами священника, дьякона и
куму. В свадебном обряде: как подарки новым
родственникам и всем почётным гостям.
Свадебное полотенце – эта трехчастная
симметричная композиция с изображением женской
фигуры в центре и всадниками по бокам. Такое
полотенце приносило в дом как пожелание
продолжения рода и семейного благополучия (чтобы
дети родились и росли здоровыми, не переводилась
птица и домашние животные, всегда был обильным
урожай на поле…). Вышивалось оно обычно невестой
или её подружками, вешалось в переднем
“красном” углу сразу же в первый день свадьбы.
Вышивкой занимались только женщины. Почему? (Лён
– царство женщин; лес, вода – мужчин)
Слайд 3. Какие цвета карелы использовали в вышивке? Для Карелии основные цвета – красным по белому, белым по красному, белым по белому.
Слайд 4. По каким правилам вышивали полотенце? Полотенце вышивали с обеих концов, по крою, в трёх полосах. Край полотенца не обрубался, а оформлялся крючком или “по выдергу” и обшивался. Техника вышивки:
- по выдергу;
- двухсторонний шов;
- набором (зеркальное отображение);
- тамбурный шов.
Вышивка появилась очень давно, ещё в бронзовом веке (в IX–XI в. Вышивали передники стальной медной проволочкой). В дальнейшем стали вышивать нитками (красного, жёлтого, чёрного цвета).
III. Закрепление знаний, полученных на предыдущих уроках.
Слайд 5. Мир крестьянина был заполнен красочными цветением росписи, резными узорами, вышивками и затейливыми кружевами. Они доставляли людям радость и имели символическое значение. Знаки – символы?
Задание на композицию. Пройти к мольберту и разместить знаки-символы на полотенце (фото 1).
Слайд 6. Задание для выполнения работы на компьютере.
IV. Практическая работа.
Работа выполняется на компьютере с помощью графического редактора Paint. С его помощью выполняем орнамент для полотенца. Работа в графическом редакторе Paint. Для рисования и редактирования имеется набор инструментов, которые объединены в панель инструментов (при желании можно воспользоваться). Из созданных (заранее созданных учителем или учениками) фрагментов составьте орнаментальную композицию, используя буфер обмена. Для этого:
- Выделите фрагмент с помощью инструмента Выделение.
- Установите Прозрачный фон в графическом меню инструмента Выделение.
- В меню Правка выберите Копировать. Изображение помещено в буфер обмена.
- В меню Правка выберите Вставить. Изображение фрагмента появляется в верхнем левом углу рабочего поля.
- Перетащите его с помощью “мыши” в нужное место документа и щёлкните на свободное поле, чтобы снять выделение.
- В меню Правка вновь выберите Вставить. На экране появится ещё один фрагмент. Его также можно перетащить в любое место документа.
Создание симметричного изображений с помощью горизонтального меню.
Рассмотрим команды, которые позволяют поворачивать изображение или элемент, что особенно важно при моделировании объектов.
- Выделите фрагмент с помощью инструмента Выделение.
- В графическом меню установите Прозрачный фон.
- В меню Правка выберите Копировать. Изображение помещено в буфер обмена.
- В меню Правка выберите Вставить. Изображение фрагмента появляется в верхнем левом углу рабочего поля.
- В меню Рисунок выберите Отразить/повернуть.
- В открывшемся окне установите переключатель перед строкой Отразить слева направо.
- Щёлкните на кнопке ОК. На экране появиться зеркальное отображение фрагмента.
- Приставьте повёрнутую копию фрагмента к вертикальной стороне исходного фрагмента.
- Из сформированных фрагментов орнамента самостоятельно составьте композицию.
В нижней части окна помещено меню Палитра, с помощью которого можно изменять цвет рисунков.
Завершив работу по составлению композиции, можно сохранить его изображение или закрыть документ, не сохраняя созданного рисунка.
IV. Выставка.
Демонстрация работ:
.