Обобщение и закрепление знаний по теме: "Спирты". 11-й класс

Разделы: Химия

Класс: 11


При подготовке урока химии использую различные литературные источники

При подготовке урока химии использую различные литературные источники,
содержащие интересную информацию по какой-то конкретной теме.
Поэтому в представленном мною уроке “Обобщение и закрепление знаний по теме “Спирты””
коллеги могут встретить фрагменты своих уроков.

Тип: урок-семинар.

Цель: обобщить и систематизировать пройденный материал по теме “Спирты”.

Образовательные задачи:

закрепить знания учащихся о составе, строении и свойствах предельных одноатомных и многоатомных спиртов.

Познавательные задачи:

совершенствовать умения учащихся анализировать, сравнивать, устанавливать взаимосвязь между строением и свойствами; проследить связь от простого вещества к сложному.

Воспитательные задачи:

особое внимание уделить проблеме вредного (наркотического) воздействия этанола на организм человека. Активизировать работу по профилактике алкоголизма с целью пропаганды здорового образа жизни.

Методическая цель:

показать формы и методы самостоятельных работ на уроке обобщения, опираясь на химический эксперимент и блоковую схему.

Оборудование: подставка для пробирок, пробирки, держатели, металлические ложки, стеклянные палочки, фарфоровые чашечки, спиртовки, спички, газоотводные трубки, химический стакан.

Реактивы: сульфат меди(II), гидроксид натрия, этиловый спирт, серная кислота (концентрированная), металлический натрий, мясо сырое.

На столах учеников блок-схема, учебники, тетради, таблицы, карточки-задания.

Опережающие задания (рефераты):

1. Применение метанола и этанола.

2. Применение глицерина и этиленгликоля.

3. Влияние этилового спирта на организм человека.

Необходимо сдвинуть столы по два вместе и посадить ребят по 5-6 человек за один стол.

План обсуждения (на доске):

  1. Виды спиртов.
  2. Строение.
  3. Физические свойства.
  4. Химические свойства.
  5. Получение и применение.
  6. Генетическая связь между углеводородами и спиртами.

ХОД УРОКА.

1. Урок начинается с небольшого вступления учителя о необходимости систематизации и обобщения изученного материала о спиртах.

2. Химический диктант

(выполняют все на отдельных листочках)

  1. Формула этилового спирта.
  2. К каким спиртам он относится? (По числу функциональных групп)
  3. Формула глицерина.
  4. К каким спиртам относится?
  5. Тип химической реакции в спиртах?
  6. Функциональная группа спиртов.
  7. Тип химической связи.
  8. Какой класс органических соединений получается в результате взаимодействия спирта со спиртом?
  9. Формула реактива для обнаружения многоатомного спирта (глицерина).
  10. Как называется вещество, полученное в результате реакциии этанола с натрием?

3. Фронтальный опрос

(по плану обсуждения с использованием блоковой схемы).

3.1. При рассмотрении вопроса о сходстве спиртов учитель демонстрирует опыт “Образование алкоголятов натрия”.

Методика опыта: В сухую пробирку наливают 2 мл этилового спирта и вносят по маленькому кусочку (размером с горошину) очищенного от оксидного слоя металлического натрия. Пробирку закрывают пробкой с газоотводной трубкой, конец которой оттянут. Через 1-2 мин после начала реакции поджигают выделяющийся газ у отверстия газоотводной трубки. (Если реакция этанола с натрием замедлится, можно слегка подогреть пробирку).

Задания:

  • Напишите уравнение реакции спиртов (R-OH) с натрием.
  • Как расщепляется s -связь О-Н в этой реакции?
  • Какие свойства спиртов (основные или кислотные) проявляются в реакции с металлическим натрием?

Добавляют в пробирку по 1 капле раствора фенолфталеина. Изменяется ли окраска индикаторов?

Доводят реакцию этанола с натрием до конца. Для этого открывают пробирку (снимают пробку) и осторожно нагревают ее. На дне пробирки образуется белый твердый этилат натрия (Кусочков натрия в пробирке не должно быть!).

3.2. Для рассмотрения черт различия спиртов проводят коллективную работу с реактивами (раздаточный материал в ящичках, по количеству групп).

При работе с кислотами и щелочами соблюдайте технику безопасности!

Групповая работа № 1.

Задание: Провести качественную реакцию на глицерин (получение глицерата меди (II)).

Реактивы: растворы CuSO4, NaOH, глицерин.

Ход опыта:

В пробирку наливают 3-4 капли раствора CuSO4 и 2-3 капли NaOH . К образовавшемуся осадку голубого цвета приливают несколько капель глицерина и смесь перемешивают. Осадок растворяется и появляется васильковое окрашивание раствора от образовавшегося комплексного соединения глицерата меди (II).

Ответить на вопросы:

  1. Написать реакцию получения Cu(OH)2.
  2. Написать качественную реакцию на глицерин.
  3. Написать реакцию получения нитроглицерина.

Групповая работа № 2.

Задание: Получить простой диэтиловый эфир.

Реактивы: C2H5OH, H2SO4 (конц).

Ход опыта:

Наливают в сухую пробирку 3 мл смеси этилового спирта и серной кислоты (1:1) и осторожно нагревают её до начинающегося кипения. После этого спиртовку убирают и к горячей смеси приливают по стенке пробирки из пипетки 5-10 капель этилового спирта. Образующийся диэтиловый эфир обнаруживают по запаху.

Ответить на вопросы:

  1. Написать уравнение реакции получения диэтилового эфира.
  2. Применение метанола и этанола.
  3. Влияние этанола на организм человека.

Групповая работа № 3.

Задание: Провести реакцию окисления этилового спирта хромовой смесью.

Реактивы: растворы H2SO4 , K2Cr2O7; C2H5OH.

Ход опыта:

В пробирке смешайте 2 мл 5%-ного раствора дихромата калия (K2Cr2O7), 1мл 20%-ного раствора серной кислоты и 0,5 мл этилового спирта. Отметьте цвет раствора. Осторожно нагрейте смесь на пламени спиртовки до начала изменения цвета. При этом ощущается характерный запах уксусного альдегида, образующегося в результате реакции.

Ответить на вопросы:

  1. Почему цвет раствора меняется с оранжевого до синевато-зелёного?
  2. Написать уравнение реакции окисления этилового спирта.
  3. Можно ли заменить серную кислоту в данной реакции на соляную?

(В работах можно менять вопросы. Количество групповых заданий должно соответствовать числу образованных ученических микрогрупп).

По окончании работы проводится обсуждение.

3.3. Групповая работа по программе А.В.С. ( с использованием блок – схемы, выборочно проверить тетради на местах)

3.4. Выступление учащегося “Влияние этилового спирта на организм человека”.

При употреблении алкоголя в организме человека происходят большие нарушения в обменных процессах: меняется окислительно-восстановительный потенциал клеток, происходит усиленное накопление молочной кислоты, ускоряется превращение глюкозы в жир и т.д. В крови алкоголь вызывает расширение периферических сосудов. Нарушается терморегуляция, в печени этанол окисляется, образуя уксусный альдегид, который в процессе окисления образует уксусную кислоту, разрушающую этот орган. В мозгу у пьяного человека происходит закупорка сосудов, большое количество мелких кровоизлияний в результате чего клетки мозга не получают кислород и гибнут.

Например: при употреблении 100гр. Пива ориентировочно погибает до 3000 клеток мозга; 100 гр. вина- 5000 клеток; 100 гр. водки – 7500 клеток.

За годы у пьющего человека погибают миллионы клеток, которые не восстанавливаются. Алкоголизм как заболевание формируется постепенно, совершенно незаметно для человека. Необходимо знать, что подросток через год при употреблении спиртного становится алкоголиком. В клетках печени, головного мозга, почек и сердца спирт, в конечном счете, превращается в углекислый газ и воду. Алкоголизм вызывает массу заболеваний в организме, поражая нервную, сердечно- сосудистую, пищеварительную системы. Злоупотребление алкоголем сокращает среднюю продолжительность жизни человека на 15-20 лет. При концентрации алкоголя в крови 0,5-0,6 % (промилле) у подростка может наступить смерть.

3.5. Демонстрация опыта учителем: “Изменение структуры и свойств белков при воздействии на них алкоголя”.

Цель: убедить ребят в том, что спирт денатурирует белки необратимо, изменяя их структуру и свойства, следовательно отрицательно воздействует на организм подростка.

Методика. В стакан наливают спирт, в него опускают кусочек сырого мяса. Через некоторое время мясо приобретает вид варёного.

Вывод:

4. Заключение.

Из ваших рассуждений мы поняли, что этиловый спирт- наркотик, метанол – ядовитое вещество. В тоже время вам известно, что этанол используется в медицине и может служить чистым топливом (топливо будущего). Метанол – экологически чистое топливо для двигателей внутреннего сгорания. На основании генетической связи между углеводородами и спиртами можно проследить развитие от простого к сложному: от углеводородов к аминокислотам, а дальше к белкам, к живым организмам и к высшей форме существования живого – к человеку.

Чтобы подвести итог уроку – предлагается каждому ученику оценить свою работу, а внутри группы – работу друг друга и выставить оценки карандашом.