При подготовке урока химии использую
различные литературные источники,
содержащие интересную информацию по какой-то
конкретной теме.
Поэтому в представленном мною уроке “Обобщение
и закрепление знаний по теме “Спирты””
коллеги могут встретить фрагменты своих уроков.
Тип: урок-семинар.
Цель: обобщить и систематизировать пройденный материал по теме “Спирты”.
Образовательные задачи:
закрепить знания учащихся о составе, строении и свойствах предельных одноатомных и многоатомных спиртов.
Познавательные задачи:
совершенствовать умения учащихся анализировать, сравнивать, устанавливать взаимосвязь между строением и свойствами; проследить связь от простого вещества к сложному.
Воспитательные задачи:
особое внимание уделить проблеме вредного (наркотического) воздействия этанола на организм человека. Активизировать работу по профилактике алкоголизма с целью пропаганды здорового образа жизни.
Методическая цель:
показать формы и методы самостоятельных работ на уроке обобщения, опираясь на химический эксперимент и блоковую схему.
Оборудование: подставка для пробирок, пробирки, держатели, металлические ложки, стеклянные палочки, фарфоровые чашечки, спиртовки, спички, газоотводные трубки, химический стакан.
Реактивы: сульфат меди(II), гидроксид натрия, этиловый спирт, серная кислота (концентрированная), металлический натрий, мясо сырое.
На столах учеников блок-схема, учебники, тетради, таблицы, карточки-задания.
Опережающие задания (рефераты):
1. Применение метанола и этанола.
2. Применение глицерина и этиленгликоля.
3. Влияние этилового спирта на организм человека.
Необходимо сдвинуть столы по два вместе и посадить ребят по 5-6 человек за один стол.
План обсуждения (на доске):
- Виды спиртов.
- Строение.
- Физические свойства.
- Химические свойства.
- Получение и применение.
- Генетическая связь между углеводородами и спиртами.
ХОД УРОКА.
1. Урок начинается с небольшого вступления учителя о необходимости систематизации и обобщения изученного материала о спиртах.
2. Химический диктант
(выполняют все на отдельных листочках)
- Формула этилового спирта.
- К каким спиртам он относится? (По числу функциональных групп)
- Формула глицерина.
- К каким спиртам относится?
- Тип химической реакции в спиртах?
- Функциональная группа спиртов.
- Тип химической связи.
- Какой класс органических соединений получается в результате взаимодействия спирта со спиртом?
- Формула реактива для обнаружения многоатомного спирта (глицерина).
- Как называется вещество, полученное в результате реакциии этанола с натрием?
3. Фронтальный опрос
(по плану обсуждения с использованием блоковой схемы).
3.1. При рассмотрении вопроса о сходстве спиртов учитель демонстрирует опыт “Образование алкоголятов натрия”.
Методика опыта: В сухую пробирку наливают 2 мл этилового спирта и вносят по маленькому кусочку (размером с горошину) очищенного от оксидного слоя металлического натрия. Пробирку закрывают пробкой с газоотводной трубкой, конец которой оттянут. Через 1-2 мин после начала реакции поджигают выделяющийся газ у отверстия газоотводной трубки. (Если реакция этанола с натрием замедлится, можно слегка подогреть пробирку).
Задания:
- Напишите уравнение реакции спиртов (R-OH) с натрием.
- Как расщепляется s -связь О-Н в этой реакции?
- Какие свойства спиртов (основные или кислотные) проявляются в реакции с металлическим натрием?
Добавляют в пробирку по 1 капле раствора фенолфталеина. Изменяется ли окраска индикаторов?
Доводят реакцию этанола с натрием до конца. Для этого открывают пробирку (снимают пробку) и осторожно нагревают ее. На дне пробирки образуется белый твердый этилат натрия (Кусочков натрия в пробирке не должно быть!).
3.2.
Для рассмотрения черт различия спиртов проводят коллективную работу с реактивами (раздаточный материал в ящичках, по количеству групп).При работе с кислотами и щелочами соблюдайте технику безопасности!
Групповая работа № 1.
Задание: Провести качественную реакцию на глицерин (получение глицерата меди (II)).
Реактивы: растворы CuSO4, NaOH, глицерин.
Ход опыта:
В пробирку наливают 3-4 капли раствора CuSO4 и 2-3 капли NaOH . К образовавшемуся осадку голубого цвета приливают несколько капель глицерина и смесь перемешивают. Осадок растворяется и появляется васильковое окрашивание раствора от образовавшегося комплексного соединения глицерата меди (II).
Ответить на вопросы:
- Написать реакцию получения Cu(OH)2.
- Написать качественную реакцию на глицерин.
- Написать реакцию получения нитроглицерина.
Групповая работа № 2.
Задание: Получить простой диэтиловый эфир.
Реактивы: C2H5OH, H2SO4 (конц).
Ход опыта:
Наливают в сухую пробирку 3 мл смеси этилового спирта и серной кислоты (1:1) и осторожно нагревают её до начинающегося кипения. После этого спиртовку убирают и к горячей смеси приливают по стенке пробирки из пипетки 5-10 капель этилового спирта. Образующийся диэтиловый эфир обнаруживают по запаху.
Ответить на вопросы:
- Написать уравнение реакции получения диэтилового эфира.
- Применение метанола и этанола.
- Влияние этанола на организм человека.
Групповая работа № 3.
Задание: Провести реакцию окисления этилового спирта хромовой смесью.
Реактивы: растворы H2SO4 , K2Cr2O7; C2H5OH.
Ход опыта:
В пробирке смешайте 2 мл 5%-ного раствора дихромата калия (K2Cr2O7), 1мл 20%-ного раствора серной кислоты и 0,5 мл этилового спирта. Отметьте цвет раствора. Осторожно нагрейте смесь на пламени спиртовки до начала изменения цвета. При этом ощущается характерный запах уксусного альдегида, образующегося в результате реакции.
Ответить на вопросы:
- Почему цвет раствора меняется с оранжевого до синевато-зелёного?
- Написать уравнение реакции окисления этилового спирта.
- Можно ли заменить серную кислоту в данной реакции на соляную?
(В работах можно менять вопросы. Количество групповых заданий должно соответствовать числу образованных ученических микрогрупп).
По окончании работы проводится обсуждение.
3.3. Групповая работа по программе А.В.С. ( с использованием блок – схемы, выборочно проверить тетради на местах)
3.4. Выступление учащегося “Влияние этилового спирта на организм человека”.
При употреблении алкоголя в организме человека происходят большие нарушения в обменных процессах: меняется окислительно-восстановительный потенциал клеток, происходит усиленное накопление молочной кислоты, ускоряется превращение глюкозы в жир и т.д. В крови алкоголь вызывает расширение периферических сосудов. Нарушается терморегуляция, в печени этанол окисляется, образуя уксусный альдегид, который в процессе окисления образует уксусную кислоту, разрушающую этот орган. В мозгу у пьяного человека происходит закупорка сосудов, большое количество мелких кровоизлияний в результате чего клетки мозга не получают кислород и гибнут.
Например: при употреблении 100гр. Пива ориентировочно погибает до 3000 клеток мозга; 100 гр. вина- 5000 клеток; 100 гр. водки – 7500 клеток.
За годы у пьющего человека погибают миллионы клеток, которые не восстанавливаются. Алкоголизм как заболевание формируется постепенно, совершенно незаметно для человека. Необходимо знать, что подросток через год при употреблении спиртного становится алкоголиком. В клетках печени, головного мозга, почек и сердца спирт, в конечном счете, превращается в углекислый газ и воду. Алкоголизм вызывает массу заболеваний в организме, поражая нервную, сердечно- сосудистую, пищеварительную системы. Злоупотребление алкоголем сокращает среднюю продолжительность жизни человека на 15-20 лет. При концентрации алкоголя в крови 0,5-0,6 % (промилле) у подростка может наступить смерть.
3.5. Демонстрация опыта учителем: “Изменение структуры и свойств белков при воздействии на них алкоголя”.
Цель: убедить ребят в том, что спирт денатурирует белки необратимо, изменяя их структуру и свойства, следовательно отрицательно воздействует на организм подростка.
Методика. В стакан наливают спирт, в него опускают кусочек сырого мяса. Через некоторое время мясо приобретает вид варёного.
Вывод:
4. Заключение.
Из ваших рассуждений мы поняли, что этиловый спирт- наркотик, метанол – ядовитое вещество. В тоже время вам известно, что этанол используется в медицине и может служить чистым топливом (топливо будущего). Метанол – экологически чистое топливо для двигателей внутреннего сгорания. На основании генетической связи между углеводородами и спиртами можно проследить развитие от простого к сложному: от углеводородов к аминокислотам, а дальше к белкам, к живым организмам и к высшей форме существования живого – к человеку.
Чтобы подвести итог уроку – предлагается каждому ученику оценить свою работу, а внутри группы – работу друг друга и выставить оценки карандашом.