Цели:
- продолжить знакомство с зимними изменениями в природе;
- учить детей сравнивать природные объекты; устанавливать между ними связи; делать выводы;
- расширять представления детей об охране природы;
- развивать умения работать с учебником;
- развивать познавательную активность обучающихся; наблюдательность в процессе демонстрации экранных пособий и гербарного материала;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: веточки ели и сосны, учебники, иллюстрации животных, мультимедийный комплекс, наборы рисунков следов животных, цветные карандаши, тетради.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Орг. момент | Сегодня вас ожидает необычный урок. А я
не буду учителем. Кто я, узнаете из моей загадки.
|
Зима |
2. Повторение (признаки зимы в неживой природе) | - Правильно, ребята. Зовут меня Зимушка-Зима. А кто знает моих верных друзей, которые помогают мне одеть деревья, дома, поля, леса и луга в праздничный тёплый наряд? | Снег, мороз, ветер. |
- Конечно. Как взмахну я рукавом, и вылетят из него снежинки. Ветер разнесёт их по белу свету и укроет всю землю пуховыми перинами. Мороз же разукрасит окна, построит мосты на реках. | ||
Ребята, хотите ко мне в гости, в зимний лес? | Да. | |
На чём можно оказаться в лесу? | На санях. | |
Кто впряжен в сани? | Лошади. | |
Сейчас мы поскачем на вороных конях. Усаживаемся поудобнее. Закрываем глазки и под музыку Георгия Васильевича Свиридова “тройка” мы помчимся в зимний лес. | ||
3. Слушание музыки Г.В. Свиридова “Тройка” | ||
Привяжем своих “коней” к дереву и дадим им еды. Что любят лошади? | Овес, сено….. | |
А сами отправимся путешествовать пешком, а то кони мчатся быстро и мы ничего не успели заметить. | ||
4. Объявление темы и целей урока. | Тема нашего путешествия “Растения и
животные зимой”. Наши задачи: пронаблюдать, как зимуют различные растения и животные. |
|
5. Работа над новым материалом. 5.1. Растения зимой а) лиственные |
Кто нас встречает в лесу? | Деревья и животные |
Какие растения мы можем встретить в нашем лесу? | Ель, сосна, береза, осина, липа | |
На какие две большие группы их можно разделить? | Хвойные и лиственные | |
Перед вами веточки растений, их вам послал главный лесничий, когда прорежал лес. Положите с лева веточки хвойных растений, а справа – лиственных. Рассмотрите внимательно веточки лиственных растений. Есть ли на них листья? | Практическая работа детей | |
Присмотритесь внимательно, листьев нет, но видны следы опавших листьев, а что еще вы увидели? | Почки. | |
На месте опавших листьев сидят почки, они спят как и дерево. Что еще мы заметили? | Ягоды и плоды. | |
Правильно. На ветках рябины, калины и некоторых других растений зимой сохранились плоды (учитель демонстрирует веточку рябины). Как называется это растение? | Рябина. | |
Работа в тетрадях. | Откройте “лесные” тетради и по моему наброску зарисуем веточку рябины. | Работа в тетрадях. |
Подписываем рябина. | Подписывают. | |
Вывод. | Посмотрите внимательно на веточку рябины и скажи, как зимуют лиственные растения? | Лиственные деревья и кустарники зимуют без листьев, но с почками, а на некоторых растениях зимой сохраняются плоды. |
б) хвойные растения | А теперь рассмотрите веточки хвойных
растений. Как они называются и докажите. Кто мне может показать веточку ели, докажите. |
Практическая работа детей У ели иголки короткие сидят по одной и колючие, а у сосны иголки длинные сидят парами и мягче. |
А есть ли у них листья? | Нет. | |
Учитель уточняет. Иголки – это листья –
хвоя. Потрогайте их. Какие они мягкие они или
твердые, упругие? Рассказ учителя. Хвоинки покрыты жироподобным налетом, плотные. Так огни защищены от мороза и на зиму не опадают. Сосна меняет хвою один раз в два-три года, а ель – в пять-семь лет. Так что можно увидеть под хвойными растениями хвоинки. Они меняются не все сразу а постепенно. Кто знает, как называется плоды хвойных растений? |
Шишки. |
|
Кто питается семенами шишек? | Белки. | |
Семенами шишек питается удивительная птица клест. | Просмотр видео ролика из энциклопедии “Кирилл и Мефодий” | |
Работа в тетрадях | Зарисуйте веточку ели. | Практическая работа детей |
Вывод. | Как зимуют хвойные растения? | У всех хвойных растений листья (хвоинки) на зиму не опадают. |
Утонения учителя. Лиственница сбрасывает хвоинки. Зимой сохраняются у хвойных растений плоды с семенами. | Иголки покрыты специальным налетом, который защищает хвоинки от холода и морозы им не страшны. | |
Работа с учебником. | Мы с вами узнали, как зимуют деревья и кустарники, а как зимуют травянистые растения, вы узнаете, прочитав материал учебника. | Работа с учебником. |
Какие растения изображены на картинке? Какие растения еще зелеными мы можем найти у нас? | Клюкву и бруснику. | |
Посмотрите внимательно на картинки,
листья этих растений даже зимой темно-зеленого
цвета. А теперь веточки положим в корзинку и отдадим лесничему. |
||
Физическая минутка |
|
Ходьба на месте. Повороты Прыжки Приседание |
2. Животные зимой. | Ой! Посмотрите, что я нашла. Чьё это? Я
думаю, вы скажите, отгадав загадку. Не мышь, не
птица |
Белка |
Кто ещё из животных готовит на зиму запасы? | Мыши, ежи, бурундуки | |
А как ещё животные готовятся к зиме? Вам
помогут ответить на мой вопрос загадки. Не
барашек, и не кот |
Заяц | |
Зверька узнаем мы с тобой По двум простым приметам: Он в шубке серенькой зимой, А в рыжей шубке летом. |
Белка | |
Процесс смены окраски шерсти животных
называется линькой. Их шерсть стала зимой густой
и тёплой. ( Показ иллюстраций белого и серого
зайки, рыжей и серенькой белки) А кого в лесу зимой не встретишь? Хозяин лесной просыпается весной, |
Просмотр иллюстраций.
Медведь |
|
Правильно, ребята. Одни животные заготавливают на зиму запасы, другие нет, а третьи, вообще спят всю зиму. Жизнь в лесу зимой не останавливается. Об этом говорит белая скатерть, которая покрыта различными следами. По ним можно прочитать, кто здесь был. Вот сейчас мы и будем учить лесную грамоту. | ||
Знакомство со следами. | Показ учителем. | Ученики находят нужный след из набора. |
Игра “Угадай, чей след?” | (На доске лист ватмана, на котором
изображены следы зверей) Ребята, посмотрите, сколько здесь много следов. Давайте разберёмся, кто здесь был. ( К следу прикрепляется картинка животного, 1 ученик у доски, а остальные по учебнику.) Чем мы можем помочь данному животному? |
Практическая работа в учебнике. |
3. Птицы. | А чьи следы мы встречаем чаще всего около своих домов? | Следы птиц. |
Каких птиц вы видели? | Ворона, сорока, воробей, синица, снегирь | |
Правильно, ребята. Сильные ветры,
морозы, стужа заставляют птиц приближаться к
нашим домам. Именно сейчас, с 1 декабря по 31 марта
они нуждаются в человеческой поддержке. Как мы можем им помочь? |
Сделать и развесить кормушки. | |
Чем можно подкармливать птиц? Птицы не останутся в долгу перед человеком. Они отблагодарят нас весной и летом, уничтожая вредных насекомых, тем самым, спасая растения и урожай от гибели. |
Семечки, крошки хлеба, крупа, сало. | |
Итог урока. | Нам надо возвращаться домой.
Понравилось в лесу? Что нового и интересного
узнали? Ну, вот и лошади всё съели и отдохнули. Усаживаемся поудобнее, расслабились, и с музыкой возвращаемся домой. |
Ответы детей |
Вот мы и дома. А нас ждёт работа. Сегодня, благодаря умелым рукам родителей и детей, мы открываем птичью столовую. | Развешивание кормушек. |