Цели:
Оборудование: музыкальные записи “Вальс цветов” из балета П.И.Чайковского “Щелкунчик”, “Утро” Э.Грига “Пэр Гюнт”.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Урок литературы мы начнем с музыки удивительной чарующей, (звучит “Вальс цветов” из балета П.И. Чайковского “Щелкунчик”).
- Кто узнал эту музыку?
- Где могут танцевать цветы? (Конечно, в сказке!)
- Как вы думаете, какие цветы могли бы танцевать вальс? (Розы, лилии)
- Кому хотелось бы увидеть этот танец хоть одним глазком? Кивните мне!Очень часто на балах выбирают королеву бала! Как вы думаете, какой цветок смог бы оказаться самым прекрасным на этом балу?
- Действительно, розы!
- Какие розы?
3. Тема нашего урока стихотворение Ивана Бунина “Розы”.Открывается доска. На доске иллюстрация к стихотворению “Розы” на фоне голубого неба.
- Как вы думаете, о чём будет стихотворение? (Дети предполагают)
- Откройте учебники на странице 101. Найдите стихотворение. Подготовленный ученик читает стихотворение вслух, остальные читают по своим книгам. Звучит тихая музыка Э.Григ “Утро” “Пэр Гюнт”
- О чём стихотворение? (О летнем дне, о розах…)
- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (Радость, веселье, оптимизм, удовольствие, вдохновение…)
- Как автор относится к этому дню? (Ему он очень нравится, он им любуется, восторгается, он его вдохновляет на творчество.)
- Прочитайте строчки, которые вам понравились! (Дети читают.)
- Вы заметили, что ученица читала стихотворение под музыку? Совпадает ли она с нашими чувствами, вызванными стихотворением? Почему? (Дети высказывают свои мысли.)
- Скажите, какой художественный образ возникает при чтении стихотворения? (Летний день, сад.)
- Трудно ответить на этот вопрос, так как возникает много картин, образ летнего дня собирательный. Возьмите карандаши и подчеркните слова, о ком, о чём пишет автор, т.е. найдите действующие лица, персонажи этого стихотворения. (Дети работают.)
- Что у вас получилось? (Облака, две розы, сад, пчёлы, мухи, ливни, летний день…)
- Как вы думаете, почему так много действующих лиц? (Чтобы лучше рассказать об этом летнем дне.)
- Можно сказать, что стихотворение И.Бунина наполнено картинами – образами и чувственными образами; он их нашел, заметил и дает нам увидеть, почувствовать это!
- Какими художественными приемами пользуется
автор? Назовите их!
- Эпитеты – слова, свойственные поэтической речи, позволяющие глубже почувствовать, понять текст.
- Сравнение – помогает увидеть новые стороны в знакомых предметах, явлениях.
- Олицетворение.
- Повторы.
- Итак, найдите эпитеты, которыми пользуется
автор.(Пламенного дня, знойный сад, громовый
гул, сладкий аромат.)
- Ливни голубые. (Как вы понимаете? Ведь ливень – это сильный дождь, а какой он у Бунина?)
- Зеркально-зыбкий, исчезающий на воде. (т.е. какой блеск?)
- Томные головки.
- Попробуем найти сравнения.
- Две розы – две чаши
- Слёзы – роса…
- Иван Бунин использует приём олицетворения.
Прочитайте:
- Сад глядел в окно дома! Вот когда мы удивились!
- Пчелы пели. Очень поэтичные образы!
- Розы млели
- Улыбались очами!
- Какие слова повторяет поэт? Зачем? (Чтобы усилить впечатление от найденного образа.)
- Поднимите руки, кому строчки Бунина помогли увидеть этот день?
- Что ещё передаёт автор в своём стихотворении?
- Что мы чувствуем? (Запах!) И не просто запах, а …. Как пишет об этом автор? (Сладкий аромат душистого сена, летнего дня.) И это не всё!
- Прочитайте строчки, в которых мы слышим звуки летнего дня! (Дети читают.)
- Мы слышим этот день!
- Итак, благодаря стихотворению Бунина мы в апреле распахнули окно в сад навстречу летнему дню: мы его увидели, услышали его звуки, почувствовали аромат!
- Перечитаем стихотворение по строфам, чтобы насладиться этим летним днём.
- 1-я строфа.
- Какие облака у Бунина? (Покажите руками: блистательные, лепились друг к дружке!)
- Что такое лазурь? (Ярко голубое небо.)
- Почему день пламенный?
- Какими вы увидели эти розы? (Разные, у каждого своё воображение.)
- Как поэт называет розы?
- Что за огонь? Значит они были какого цвета? (Красного, ярко-красного, алого.)
- 2-я строфа.
- Что удивило вас? (Сад глядел в окно!)
- Истома – как понимаете? (Чувство приятной расслабленности!)
- 3-я строфа.
- Пчёлы пели. Почему? (Хорошее настроение!)
- Мухи звенели, не жужжали. Почему? (Поэтично!)
- День сиял. Покажите, как вы можете сиять!
- 4-я строфа.
- Какой получилась эта строфа? (Очень яркой, сочной, цветной!)
- 5-я строфа.
- Как вы думаете,
- почему две розы у Бунина? (Дети отвечают.)
- почему день сиял? Убедил нас в этом Бунин? (Да!)
- Рассмотрите иллюстрацию в книге!
- Согласны вы с тем, как проиллюстрировал художник это стихотворение? (Дети высказывают свои мысли, очень много возникает картин, возможно это одна из них!)
- Радуга – предвестник чуда, счастья!
- Окно!
- Какую иллюстрацию нарисовали бы вы? (Дети предлагают…) Очень хорошо!
- Хотелось бы подвести итог урока!
- Почему И.А.Бунин назвал своё стихотворение “Розы”, а не летний день? Как вам кажется? (Розы вдохновили поэта на творчество!)
- Что можно прочитать между строк? (Жизнь прекрасна во всех её проявлениях, нужно только это заметить).
- Наш урок подходит к концу. Я благодарю всех, кто сегодня прекрасно работал на уроке, кто помог нам открыть окно в летний сад. (Учитель раздаёт вырезанные из бумаги розы ученикам, которые хорошо работали)
- Сейчас я прошу всех, у кого на столе лежит цветок, подойти к доске и прикрепить свои розы к букету! Вы хорошо работали! Букет получился очень красивый! Всё!