Урок литературы по теме: И.А. Бунин "Розы"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • продолжить знакомство с творчеством И.А.Бунина;
  • развивать способность внимательного отношения к слову, сознательного использования выразительных средств;
  • воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе, интерес к живописи, музыке;
  • воспитывать самостоятельную творческую активность.

Оборудование: музыкальные записи “Вальс цветов” из балета П.И.Чайковского “Щелкунчик”, “Утро” Э.Грига “Пэр Гюнт”.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Урок литературы мы начнем с музыки удивительной чарующей, (звучит “Вальс цветов” из балета П.И. Чайковского “Щелкунчик”).

  • Кто узнал эту музыку?
  • Где могут танцевать цветы? (Конечно, в сказке!)
  • Как вы думаете, какие цветы могли бы танцевать вальс? (Розы, лилии)
  • Кому хотелось бы увидеть этот танец хоть одним глазком? Кивните мне!Очень часто на балах выбирают королеву бала! Как вы думаете, какой цветок смог бы оказаться самым прекрасным на этом балу?
  • Действительно, розы!
  • Какие розы?

3. Тема нашего урока стихотворение Ивана Бунина “Розы”.Открывается доска. На доске иллюстрация к стихотворению “Розы” на фоне голубого неба.

  • Как вы думаете, о чём будет стихотворение? (Дети предполагают)
  • Откройте учебники на странице 101. Найдите стихотворение. Подготовленный ученик читает стихотворение вслух, остальные читают по своим книгам. Звучит тихая музыка Э.Григ “Утро” “Пэр Гюнт”
  • О чём стихотворение? (О летнем дне, о розах…)
  • Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (Радость, веселье, оптимизм, удовольствие, вдохновение…)
  • Как автор относится к этому дню? (Ему он очень нравится, он им любуется, восторгается, он его вдохновляет на творчество.)
  • Прочитайте строчки, которые вам понравились! (Дети читают.)
  • Вы заметили, что ученица читала стихотворение под музыку? Совпадает ли она с нашими чувствами, вызванными стихотворением? Почему? (Дети высказывают свои мысли.)
  • Скажите, какой художественный образ возникает при чтении стихотворения? (Летний день, сад.)
  • Трудно ответить на этот вопрос, так как возникает много картин, образ летнего дня собирательный. Возьмите карандаши и подчеркните слова, о ком, о чём пишет автор, т.е. найдите действующие лица, персонажи этого стихотворения. (Дети работают.)
  • Что у вас получилось? (Облака, две розы, сад, пчёлы, мухи, ливни, летний день…)
  • Как вы думаете, почему так много действующих лиц? (Чтобы лучше рассказать об этом летнем дне.)
  • Можно сказать, что стихотворение И.Бунина наполнено картинами – образами и чувственными образами; он их нашел, заметил и дает нам увидеть, почувствовать это!
  • Какими художественными приемами пользуется автор? Назовите их!
    • Эпитеты – слова, свойственные поэтической речи, позволяющие глубже почувствовать, понять текст.
    • Сравнение – помогает увидеть новые стороны в знакомых предметах, явлениях.
    • Олицетворение.
    • Повторы.
  • Итак, найдите эпитеты, которыми пользуется автор.(Пламенного дня, знойный сад, громовый гул, сладкий аромат.)
    • Ливни голубые. (Как вы понимаете? Ведь ливень – это сильный дождь, а какой он у Бунина?)
    • Зеркально-зыбкий, исчезающий на воде. (т.е. какой блеск?)
    • Томные головки.
  • Попробуем найти сравнения.
    • Две розы – две чаши
    • Слёзы – роса…
  • Иван Бунин использует приём олицетворения. Прочитайте:
    • Сад глядел в окно дома! Вот когда мы удивились!
    • Пчелы пели. Очень поэтичные образы!
    • Розы млели
    • Улыбались очами!
  • Какие слова повторяет поэт? Зачем? (Чтобы усилить впечатление от найденного образа.)
  • Поднимите руки, кому строчки Бунина помогли увидеть этот день?
  • Что ещё передаёт автор в своём стихотворении?
  • Что мы чувствуем? (Запах!) И не просто запах, а …. Как пишет об этом автор? (Сладкий аромат душистого сена, летнего дня.) И это не всё!
  • Прочитайте строчки, в которых мы слышим звуки летнего дня! (Дети читают.)
  • Мы слышим этот день!
  • Итак, благодаря стихотворению Бунина мы в апреле распахнули окно в сад навстречу летнему дню: мы его увидели, услышали его звуки, почувствовали аромат!
  • Перечитаем стихотворение по строфам, чтобы насладиться этим летним днём.
  • 1-я строфа.
  • Какие облака у Бунина? (Покажите руками: блистательные, лепились друг к дружке!)
  • Что такое лазурь? (Ярко голубое небо.)
  • Почему день пламенный?
  • Какими вы увидели эти розы? (Разные, у каждого своё воображение.)
  • Как поэт называет розы?
  • Что за огонь? Значит они были какого цвета? (Красного, ярко-красного, алого.)
  • 2-я строфа.
  • Что удивило вас? (Сад глядел в окно!)
  • Истома – как понимаете? (Чувство приятной расслабленности!)
  • 3-я строфа.
  • Пчёлы пели. Почему? (Хорошее настроение!)
  • Мухи звенели, не жужжали. Почему? (Поэтично!)
  • День сиял. Покажите, как вы можете сиять!
  • 4-я строфа.
  • Какой получилась эта строфа? (Очень яркой, сочной, цветной!)
  • 5-я строфа.
  • Как вы думаете,
    • почему две розы у Бунина? (Дети отвечают.)
    • почему день сиял? Убедил нас в этом Бунин? (Да!)
  • Рассмотрите иллюстрацию в книге!
  • Согласны вы с тем, как проиллюстрировал художник это стихотворение? (Дети высказывают свои мысли, очень много возникает картин, возможно это одна из них!)
  • Радуга – предвестник чуда, счастья!
  • Окно!
  • Какую иллюстрацию нарисовали бы вы? (Дети предлагают…) Очень хорошо!
  • Хотелось бы подвести итог урока!
  • Почему И.А.Бунин назвал своё стихотворение “Розы”, а не летний день? Как вам кажется? (Розы вдохновили поэта на творчество!)
  • Что можно прочитать между строк? (Жизнь прекрасна во всех её проявлениях, нужно только это заметить).
  • Наш урок подходит к концу. Я благодарю всех, кто сегодня прекрасно работал на уроке, кто помог нам открыть окно в летний сад. (Учитель раздаёт вырезанные из бумаги розы ученикам, которые хорошо работали)
  • Сейчас я прошу всех, у кого на столе лежит цветок, подойти к доске и прикрепить свои розы к букету! Вы хорошо работали! Букет получился очень красивый! Всё!