На современном этапе воспитание
рассматривается как равноценный компонент
образования наравне с изучением основ наук и
предполагает единство процесса во всех сферах: в
обучении, во внеурочной деятельности. Традиция
внеклассной работы со школьниками возвращается,
но – в новой модификации и в иных
социально-психологических условиях.
Вне зависимости от сферы культурной
деятельности человек, прежде всего, хочет
понимать мир, в котором живет, и свое место в этом
мире. Поиск совместно с детьми нравственных
образцов духовной культуры, культуры
деятельности, выработка на этой основе
собственных ценностей, норм и законов жизни
составляют содержание работы классного
руководителя. Важным, на наш взгляд, является
умение школьника решать реальные жизненные
проблемы, опираясь на свой жизненный опыт и
учитывая контекст современной культуры.
Курс “Практическая педагогика”
разработан для учащихся 9 классов как
профориентационный на педагогическую профессию,
а также как предпрофильная подготовка
социально-гуманитарной направленности.
Курс рассчитан на 17 учебных часов (1 час в неделю).
Цель курса: актуализация процессов профессионального самоопределения старшеклассников, включение учащихся в деятельность, максимально приближенную к педагогической.
Содержание курса направлено на решение следующих задач:
- выявление профессиональных интересов и склонностей учащихся;
- определение социально-значимых компетенций, необходимых будущему педагогу;
- развитие навыков позитивного взаимодействия в группе и взаимопонимания;
- развитие организационной компетентности учащихся;
- развитие интереса к педагогическому труду;
- осознанный выбор профиля или профессии.
В содержании курса входят темы, раскрывающие социальное значение и характер педагогического труда. Программа построена так, чтобы школьники получили представление об умениях, навыках, необходимых в работе учителя-предметника и классного руководителя, познакомились с методикой проведения внеклассного мероприятия. Большое внимание уделяется анализу ситуаций и решению педагогических задач как средствам формирования профессионально-педагогической направленности.
Реализация программы курса предполагается в виде теоретических и практических занятий, ролевых игр, тренингов общения. Итоговая зачетная работа может быть представлена в виде группового или индивидуального проекта.
Практическая деятельность учащихся проходит во внеурочное время: проведение классных часов, шефство в младших классах, организация встреч с интересными людьми.
На практических занятиях обсуждаться отдельные работы выдающихся педагогов по вопросам воспитания, произведения художественной литературы.
Предполагаемые образовательные результаты:
- развивается самостоятельность мышления учащихся, приобретаются новые коммуникативные качества, повышается мотивация к самообразованию и творчеству;
- эмоциональный комфорт, открытость, новый уровень межличностных взаимоотношений;
- профессиональное самоопределение школьника;
- практические навыки организации внеклассной деятельности.
Основной способ оценивания результативности учащихся: педагогический анализ наблюдений деятельности учащихся, выполнения и защита выполняемых заданий и проектов.
Тематический план
Элективный курс “Практическая педагогика”
Название темы, основные понятия |
Форма урока |
Количество часов | |
1. | Вводное занятие | Беседа | 1 |
2. | Учитель школы | Лекция, беседа | 2 |
3. | Личность учителя и требования к ней | Диспут | 2 |
4. | Педагогические способности | 2 |
|
5. | Учитель и ученик в процессе педагогического взаимодействия | Беседа, тренинг общения | 3 |
6. | Содержание работы и функции классного руководителя | Ролевая игра | 3 |
7. | Практические навыки помощника классного руководителя | Ролевая игра | 3 |
8. | Заключительное занятие | Творческий экзамен | 1 |
Итого: |
17 |
Тематическое содержание элективного курса “Практическая педагогика”
Тема 1. Вводное занятие (1 час).
Знакомство с учащимися путем беседы или анкетирования. Выявление педагогических интересов и педагогической направленности. Рейтинг-опрос “Мой ценности”.
Практическое задание. Каждый школьник получает индивидуальное задание: подготовка классного часа (праздника) в начальной школе по выбранной теме. В конце курса проводится защита и анализ мероприятия.
Задания для самостоятельной работы.
- Написать эссе на тему “Мой идеал учителя”.
- Провести опрос “Ценности моих родителей”.
Тема 2. Учитель школы (2 часа).
Профессия и специальность. Профессии типа “Человек–Человек”. Возникновение и становление педагогической профессии. Содержание педагогического труда. Условия труда учителя. Творческий характер учительской деятельности.
Компоненты профессиональной деятельности учителя-предметника (математики, биологии, литературы и др.).
Практическое задание.
Предложить ответить на вопросы:
- Профессия учителя – талант или квалификация?
- М.И.Калинину принадлежат слова: “Учителем надо родиться”. А.С.Макаренко утверждал: “Успех педагогического дела решает не талант учителя, а мастерство, основанное на умении, на квалификации”, т.е. учителем можно стать?.. Каково ваше мнение? Аргументируйте его.
Задание для самостоятельной работы. Назвать другие профессии, связанные с биологией (математикой, литературой и др.).
Тема 3. Личность учителя и требования к ней (2 часа).
Основные признаки психолого-педагогической культуры педагога: психолого-педагогическая грамотность, уровень педагогического мастерства, степень развития педагогических способностей, нравственно-эмоциональная воспитанность.
Этические и психологические установки педагога: отношение к обучающимся, отношение к организации коллективной деятельности, отношение к самому себе.
Практическое задание. Решение
педагогических задач. Например: “Слово “такт”
– мера или чувство меры? Вспомните слова
К.Д.Ушинского: “В школе должна царствовать
серьезность, допускающая шутку, но не
превращающая всего дела в шутку, ласковость без
приторности, справедливость без придирчивости,
доброта без слабости, порядок без педантизма…
носитель этих качеств учитель”.
Как вы думаете? Достоинства педагога могут
превратиться в недостатки?
Задание для самостоятельной работы. Написать эссе “Каким должен быть современный учитель?”
Тема 4. Педагогические способности (2 часа).
Понятие о структуре педагогических способностей. Интерес, склонность к педагогической работе – условие развития педагогических способностей. Трудолюбие как фактор, способствующий развитию способностей.
Профессиограмма учителя.
Психологические основы самовоспитания при подготовке к педагогической деятельности. Методы оптимизации эмоционального состояния педагога: техники нервно-мышечной релаксации, дыхательные упражнения, техники самовнушения и аутотренинга.
Практическое задание. Изучение рекомендаций по формированию способностей к педагогическому общению, организаторских способностей. Освоение одной из методик регулирования эмоций.
Задание для самостоятельной работы. Провести встречу с учеными-педагогами Красноярского педуниверситета.
Тема 5. Учитель и ученик в процессе педагогического взаимодействия (3 часа).
Общее понятие о деятельности. Субъекты и объекты педагогического взаимодействия. Стили педагогического взаимодействия: репродуктивно-авторитарный, свободно-либеральный, демократический, творческое взаимодействие.
Педагогическое мастерство. Индивидуальный подход к детям. Особенности работы с детьми разных возрастных периодов.
Практическое задание. Анализ педагогических ситуаций. Наблюдение и анализ стилей педагогического общения учителей мой школы.
Задания для самостоятельной работы. Описание возрастных особенностей школьников младших классов.
Тема 6. Содержание работы и функции классного руководителя (3 часа).
Ценностное отношение к Человеку и Обществу, социально-этическое развитие школьника – цель деятельности классного руководителя. Педагогическая поддержка.
Функции классного руководителя:
- организация жизнедеятельности детей;
- разностороннее развитие через организацию предметной деятельности (познавательной, трудовой, спортивной, художественной);
- организация духовной деятельности по осмыслению жизни.
Практическое задание. Подготовить и защитить проект “Классная комната, в которой бы мне было хорошо”. Повести анкетирование класса “Круг наших интересов”.
Задания для самостоятельной работы. Организовать встречу с интересным человеком “Вглядываясь в судьбу”.
Тема 7. Практические навыки помощника классного руководителя (3 часа).
Краткая характеристика основных видов общественных поручений школьников, имеющих педагогический характер.
Помощь классному руководителю в организации внеучебной деятельности класса. Этапы подготовки классного часа.
Элементы педагогического труда в работе ученического коллектива. Виды общественных поручений в классе: консультант по предмету, редактор стенгазеты, член школьного актива, экскурсовод школьного музея и др.
Педагогические требования к общественным поручениям школьников: учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, постепенное усложнение видов деятельности, систематическая учеба.
Практическое задание. Составление плана внеучебной работы моего класса на основе анкетирования интересов одноклассников и школьной программы воспитания.
Задания для самостоятельной работы.
Тема 8. Заключительное занятие (1 час).
Подведение итогов занятий. Обсуждение проведенных мероприятий в начальной школе. Рейтинг творческих работ. Аттестация учащихся.