Интегрированный урок мировой художественной культуры и английского языка в 7-м классе по теме: "Мрачное Средневековье? Светлое Средневековье? Противоречивый образ эпохи"

Разделы: Иностранные языки, МХК и ИЗО


Тема: Мрачное Средневековье? Светлое Средневековье? Противоречивый образ эпохи.

Тема в начале урока не обозначена. Её раскрытие идёт в процессе поисковой деятельности учащихся.

Тип урока: урок-обобщение по теме “Культура Средних веков”.

Форма урока: урок “круглый стол”с элементами ролевой игры на двух языках.

Цели:

  • способствовать развитию творческого, аналитического и логического мышления учащихся;
  • способствовать формированию навыков характеристики того или иного явления;
  • развивать ораторские и коммуникативные способности учащихся на двух языках;
  • совершенствовать эстетический вкус учащихся;
  • духовное и интеллектуальное развитие.

Оборудование:

  • творческие работы учащихся предшествующих уроков:
    • эскизы рыцарских гербов;
    • эскизы современного мужского и женского костюмов с элементами романского и готического стилей;
    • проекты современных стилизованных под готику строений;
    • эскизы витражей.
  • фрагменты видеофильма “Культура Средневековья”;
  • фрагменты из оперы Вагнера “Зигфрид”(“Тристан и Изольда”, “Лоэнгрин”);
  • репродукции с изображением предметов, относящихся к кельтскому искусству;
  • репродукции работ Ригора Ван Дер Вейден;
  • иллюстрации готических и романских соборов Франции Англии Италии.

Эпиграф:

Дух знанья жил, скрыт в тайном эликсире,
Поя целебно мутный мрак веков.
Пусть жизнь была сплошной борьбой врагов,
Пусть меч звенел в бою и на турнире, –
Искал алхимик камень мудрецов,
Ум утончался в преньях о вампире,
Познать Творца пытался богослов, –
И мысль качала мировые гири…

В. Брюсов.

ХОД УРОКА

Учитель (читает эпиграф к уроку): Перед вами поэтическая характеристика эпохи, вошедшей в мировую историю и культуру под названием…

Ученик: Средние века.

Учитель: Чтобы понять, как поэт В.Брюсов оценивает это время, давайте обратим внимание на первые две строчки стихотворения. Какой приём использует автор?

Ученик: Приём антитезы: “духу знания”автор противопоставляет “тьму веков”.

Учитель: Подумайте, что имел ввиду поэт, характеризуя Средние века как “дух знания”?

Ученик: Брюсов подразумевал положительные явления и процессы Средневековья такие, как: возникновение большинства современных государств, появление первых парламентов, изобретение ножниц, часов и книгопечатания.

Ученик: Of course it’s wrong to think that the Middle Ages were gloomy and gave nothing for the civilization.The people of the Middle Ages were rather advanced. Their achievements were different. Our Historian has already mentioned the fact of the invention of printing and as for me, I’d like to add, that at those times cities grew in size, and trade and industry flourished, so that goods were sent all over Europe.

Учитель: То есть поэт говорит о Средних веках как о светлой эпохе. А что он подразумевает под “ мраком веков”?

Ученик: Средние века – это ещё и время дикости, варварства, торжества предрассудков, ужасов средневековых пыток.

Учитель: Таким образом, Брюсов характеризует эпоху противоречиво: и как мрачную, и как…

Ученик: …светлую.

Учитель: Постарайтесь теперь сформулировать тему и цель сегодняшнего урока.

Ученик: Тема может звучат так: “Мрачное Средневековье? Светлое Средневековье? Противоречивый образ эпохи". Цель урока – выявление положительных и отрицательных явлений эпохи.

Учитель: Форма нашего обобщающего урока – диалог за круглым столом. Случаен ли выбор данной формы?

Ученик: Нет. Форма урока оправдана. Понятие “ круглый стол”пришло к нам из Средних веков, о которых пойдёт речь. По легенде, чтобы рыцари не ссорились из-за места во главе стола, король Артур и изобрёл Круглый стол.
Диалог – форма рассуждений, на основе которой строилось обучение в одной из средневековых школ – в каролингской школе.

Ученик: I’ve read that all the knights had places around the Round Table, which had been made by Merlin, the magician, King Arthur’s tutor and adviser. Because the table was round, there was no head and no foot and all the knights were equal.

Учитель: На предыдущем занятии мы с вами распределили роли представителей эпохи. Дома вам было необходимо повторить изученное по данной теме, активизировать свои знания, выполнить индивидуальное задание – подготовить дополнительный материал, касающийся сведений о вашем персонаже.
Итак, все мы сегодня собрались в поисках истины за круглым столом. Первое слово предоставляется историкам.

Историк 1: Термин “Средние века”ввели в историю и культуру итальянские гуманисты. Временные рамки эпохи – V–XV вв. Эпоха подразделяется на три периода:

  • раннее Средневековье V–X вв.;
  • зрелое Средневековье X–XIII вв.;
  • позднее Средневековье XIV–XV вв.

Вы согласны со мной, коллега, по поводу временных рамок эпохи Средневековья?

Историк 3:Yes, I completely agree with you. History is a long and continuous story with no sharp divisions, but historians have to divide it up as a matter of convenience to make their study easier. European history is often divided into three main parts: ancient history (covering classical Greece and Rome); medieval history, or the Middle Ages; and modern history. The Middle Ages are usually taken as starting in the 5th century AD when the Roman Empire in western Europe finally collapsed. The end of the Middle Ages is more vague. During the 15th century several great changes came about which, taken together, can be considered as making the end of the Middle Ages. These were the invention and speed of printing, the growing influence of the Renaissance and its ideas, and the decline of the power of the Church.

Историк 2: Средневековая европейская культура возникла на рубеже римского мира. Она складывалась из элементов культуры многочисленных варварских племён, издревле обитавших на европейских просторах.

Историк 1: Образ жизни людей в раннем Средневековье можно назвать упадническим. Пример – бытовые сцены. Варвары ели руками. Ножи использовали, чтобы нанизывать на них мясо. Ложки нужны были в основном на кухне для приготовления пищи. В столах делались специальные углубления для еды. Гигиена тела часто ограничивалась лишь мытьём рук и ног.

Историк 4: The most recognizable barbarian tribes were The Celts. The Celts were fierce soldiers, frequently fighting naked, using chariots, spears, and swords, and had their wives alongside them. They are thought to have practiced head – hunting and human sacrifice. They worshiped strange Gods, led by their powerful priesthood, the Druids. The Celts were a nation, though a nation made up of many tribes loosely grouped together, and always liable to break up into smaller bands.

Учитель: А какую роль играли варварские племена в развитии европейского искусства? Тоже отрицательную? Выслушаем по этому вопросу искусствоведов.

Искусствовед 1: Если говорить об искусстве, то следует отметить положительную роль варварских племён в развитии этой сферы. Например. Кельты были мастерами по изготовлению серебряных и золотых поделок, ваз с богатой резьбой и инкрустациями из полудрагоценных камней. У германцев было прекрасно развито ювелирное и кожевенное мастерство.

Демонстрирует рисунок с изображением женских украшений и ваз.

Искусствовед 3: Talking about the Celts again, I’d like to tell you about Celtic types of art, consisting mainly of abstract, geometrical designs, pottery, weapons, and ornaments, which belong to what is known as the La Tene culture or art which appeared in the first half of the 5th century BC. It is named after an underwater site on Lake Neuchatel in Switzerland from which a quantity of bronze, iron, and other weapons were dredged, many decorated in a flowing linear stile, unlike the earlier arts in Europe and equally alien to the classical styles of the Mediterranean.

Демонстрирует репродукции с изображением предметов, относящихся к кельтскому искусству.

Искусствовед 2: Германцы имели свой рунический алфавит, мифологию. В литературе у них сложился германский идеал героя, в котором выше всего ценились мужская честь, мужество, сила духа и верность роду и племени.

Учитель: А если добавить к этому культ Прекрасной Дамы, защиту обиженных и слабых, борьбу за христианскую веру, то выйдет Кодекс чести…

Рыцарь 1:...рыцарей. Это сословие появляется в Средние века. Истинный рыцарь должен обладать важным качеством – куртуазностью. Это – светскость, умение вести себя в обществе, изысканно ухаживать за своей дамой.

Историк 4: Tournaments were another very important part in the life of knights. When the heralds proclaimed the laws of a tournament and the names of the challengers were announced the gates were opened and the knights rode out into the field.

Историк 5: Can you remind us the laws of a tournament, please, sir?

Рыцарь 3:Oh! They were the follows:

First, the challengers (their names) called to combat all those who wished.

Secondly, any knights wishing to combat chose a special antagonist from among the challengers, approached this antagonist and touched his shield with his own spear.

Thirdly, when the combat was over, the king or prince was to proclaim the winner of the first day of the tournament. The winner received a war horse as a prize; then he named the Queen of Love and Beauty, whom he chose among the ladies present. The Queen of Love and Beauty gave the prize on the next day.

Fourthly, on the second day, there was a general tournament in which all the knights were allowed to take part. They divided into two groups and fought until the signal was given to stop the combat. Then the Queen of Love and Beauty gave the prize to the winner of the second day.

Рыцарь 2: Стать рыцарем было не так просто. Обряд посвящения в рыцари был красив и торжественен. Вот как описывается он в “Аспремонтской песне”:

Держа в руках острый Дюрандаль,
Король извлёк его из ножен и вытер клинок,
Затем он опоясал им своего племянника Роланда.
И вот апостолик освятил его.
Король с негромким смехом сказал ему:
“Я опоясываю тебя этим мечом с пожеланием,
Чтобы Бог даровал тебе мужество и храбрость,
Силу, мощь и великую смелость,
И великую победу над неверными…

Рыцарь 4: Yes, I agree, the way to knighthood was rather difficult and long. I was a boy at about the age of seven who was to be trained for knighthood and was sent away from home. I went to the castle of our friendly noble, where I began by serving the lady as her page. She taught me good manners and I did small services for her. I learned to ride, to sing and to play a musical instrument, to speak Latin and French, and read and write. I also began to learn the basic rules of chivalry, such as never to strike a man in the back or attack an unarmed man; never to touch a man who had fallen; never to boast, but to give willing praise to others for their achievements.
When I was 14, I was promoted to the rank of squire in the service of a knight. I had to take care of my knight armor and help him to put it on and take it off; I also served at table, helped at the stables; I trained myself to endure hunger and cold and to keep awake through long hours of guard duty. I helped my knight if he was wounded, and buried him when he died.At the age of 21 I went through a long solemn ceremony to be dubbed a knight.
First I bathed and put on a white tunic symbolizing purity. Over this I wore a red garment and a black coat, to show my willingness to shed blood and face death. I then kept the “vigil of arms”. This meant fasting for 24 hours, passing the night in church, kneeling by my armor, and praying.
At sunrise I confessed to the priest and received the Holy Sacrament. Then, with the whole household assembled in the church, I handed my sword to the priest. The priest placed it on the altar, praying that the God might bless it for defense of the Church and of widows and orphans. I knelt and took the vows that would rule the rest of my life. I swore, to fear God and keep the Christian religion; to serve the king bravery; to protect the weak; to fight for good; to obey my lord; to be fair, kind, and truthful; to finish anything I started; to respect women; to accept challenges of other knights; and never to run away from an enemy. The lord then struck me on the shoulder with the flat of the newly blessed sword, saying, “In the name of the Father, the Son, and Holy Ghost, I dub thee knight”. Then I put on my armor, my sword, and my golden spurs.

Историк 4: Chivalry had in fact both bad and good sides. It was bad because most of  knights carried out its rules only in their relationships with men and women of their own class, and were too often overbearing and contemptuous towards people of lower rank. Life was rough and brutal. The knights, in general, were bullies, full of strength and courage, and ready to swing a heavy spear or a sword. Its good side was that it encouraged honor, morality, and courtesy. A knight of those days devoted a great part of his life to three things – war, religion, and the service of ladies.

Учитель: Обратите внимание на последнюю строку: “И великую победу над неверными…”. Какая победа и над какими неверными подразумевается?

Историк 1: Речь идёт о крестовых походах. Отправляясь на Восток, для “освобождения гроба Господня из рук неверных” мусульман, крестоносцы по дороге захватывали города и сёла, грабили и убивали местных жителей.

Историк 5: In the Middle Ages Christians in Western Europe several times took up arms for the sake of their religion and marched to free the Holy Land of Palestine from Muslim rule. Thousands of knights joined the crusades. Those who did so were specially blessed by the pope, and crusaders were promised that, through fighting for GOD against the heathen, they would be forgiven all their sins. Among the crusading kings was Richard I, king of England. Though many men became crusaders because they really did desire to do good, to rescue the Sepulcher of Christ from heathen hands, and to make the way to Jerusalem safe for Christian pilgrims, many more took up arms because they hoped to get something out of it for themselves. Some went for excitements and war, others in the hope of gaining money and possessions.

Учитель: Каков же был главный результат крестовых походов? Послушаем искусствоведов.

Ученик: So, what began as a holy war turned into a long series of quarrels and ended up into bloody slaughters.

Искусствовед 1: В результате крестовых походов западная культура обогатилась византийской и арабской культурами.

Искусствовед 2: Крестоносцы привезли в Европу пряности. Торгуя с Востоком, европейцы познакомились с новыми земледельческими культурами. Вместо соломенных подстилок на полу появились ковры, вместо полированных металлических пластин засверкали зеркала, из шёлка и парчи шили красивые одежды.

Схоласт: Из стран халифата было заимствовано очень много научных знаний. Мы познакомились с трудами арабских математиков, астрономов и философов. У арабов учёные научились чертить карты, пользоваться компасом и глобусом.

Учитель: Скажите, можно ли однозначно назвать Средние века временем развития научного знания?

Историк 1: Нет. Средневековье – господство Церкви. В это время считали, что Божественная истина и истина науки противоречат друг другу. Светская учёность считалась настолько порочной, что, начиная с VI века, появляются легенды об учёных, вынужденных продать душу дьяволу в обмен на большие знания.

Учитель: Вспомните историю об одном знаменитом учёном.

Алхимик: Это история доктора Фауста, занимающегося алхимией. Алхимия занималась поисками философского камня и эликсира жизни.

Учитель: Можно ли назвать алхимиков тёмными людьми?

Алхимик: Нет. Многие алхимики получали образование в университетах.

Учитель: Итак, мы с вами приблизились к ещё одному положительному явлению Средних веков. Это – …

Студент 1: …возникновение первых университетов: Болонского, Кембриджского, Парижского и Пражского. В них функционировали богословский, юридический, медицинский факультеты. Значение университетов огромно: единый для всех европейцев латинский язык способствовал формированию общеевропейского сообщества интеллектуалов: мыслителей, учёных, государственных деятелей.

Студент 3:The first Medieval schools were not intended for children; they were more like a training school for churchmen. By the 12th and 13th centuries, scholars had began to gather in a few European cities. So began the first European universities. My friend has already named them. All teaching was based on the “seven liberal arts”. The group of three first studies – grammar, logic, and rhetoric – was called the trivium; the others four, or quadriuvium, were arithmetic, geometry, astronomy, and music. There were similar centers of learning outside Europe, especially in the Arab world., and India and China.

Студент 2: Перечисленные университеты и по сей день “ дают образование”, теперь уже не только европейцам. Интересно отметить, что слова: “университет”, “факультет”, “декан”, “студент”, “бакалавр”, “магистр”и многие другие пришли к нам из Средних веков. И до сих пор студенты всего мира поют Гаудеамус игитур (Так давайте радоваться!) – гимн, сложенный средневековыми школярами.

Учитель: Чем жили средневековые студенты и школяры? Что нам на это скажут ваганты?

Вагант 1: Ваганты (в переводе с латинского языка – бродящие) были студентами-странниками, кочующими из одного университета в другой. Многие из полузнаек-вагантов оказались прекрасными поэтами. А их стишки и студенческие песенки звучат актуально и сегодня.

Вагант 2: Доброе старое время

Вершина знаний, мысли цвет –
Таким был университет.
А нынче, волею судеб,
Он превращается в вертеп.
Гуляют, бражничают, жрут,
Книг сроду в руки не берут,
Для шалопая-школяра
Ученье – вроде бы игра.
В былые дни такой пострел
Всю жизнь над книжками потел,
И обучался он – учти –
До девяносто лет почти.
Ну, а теперь, за десять лет
Кончают университет
И в жизнь выходят потому,
Не научившись ничему!
При этом наглости у них
Хватает поучать других.
Нет! Прочь гоните от дверей
Таких слепых поводырей.
Неоперившихся птенцов
Пускают наставлять юнцов
Барашек, мантию надев,
Решил, что он учёный лев!..
Ужель блаженный Августин
Погряз в гнуснейших из трясин?
Неужто мудрость всех веков
Свелась к распутству кабаков?!
То гордый дух былых времён
Распят, осмеян, искажен.
Здесь бредни мудростью слывут,
А мудрость глупостью зовут!
С каких же, объясните, пор,
Ученье – блажь, прилежность – вздор?
Но если названное – тлен,
Что вы предложите взамен?!
Эх, молодые господа,
Побойтесь Страшного суда!
Прощенье станете просить –
Да кто захочет вас простить?!

Учитель: Согласитесь, тема данного стихотворения вечная. И сегодня в адрес учеников можно услышать подобное. А на какие ещё вечные темы и кто сочинял стихи в Средневековье?

Литературовед 1: О любви писали трубадуры и миннезингеры. Это рыцарская поэзия.

Учитель: Только ли лирика развивалась в Средние века?

Литературовед 2: В литературе раннего Средневековья появляются такие жанры, как: жития святых, видения. Позднее Средневековье – это расцвет светской и городской литературы: появляется героический и исторический эпос: “Песнь о Роланде”, “Песнь о Нибелунгах”, “Повесть об Артуре”, “Повесть о Тристане и Изольде”.

Литературовед 3:In every language of Christendom in the Middle Ages there were romances of Arthur.The first writer to mentioned him was Nennius, an early Welsh historian who lived about the 8th century. The version we know best is the one that was composed in the 15th century. This the great English version of the story, complied out of early versions by the creative genius of a rather mysterious and cryptic figure, the knight, Sir Thomas Malory. In the 19th century many people became very interested in the Middle Ages. A group of famous English poets were inspired by Malory’s book to write the Arthurian stories again in their own way. Probably the best known of these is The Idylls of the King by Alfred, Lord Tennisson. Others are Tristan and Iseult by Mattew Arnold. The German composer, Richard Wagner, wrote operas on heroes from Arthurian legends, including Parsifal (Parzival), Tristan and Isolde, and Lohengrin (a story centered on the son of Parsifal)

Звучит музыка из оперы Вагнера “Зигфрид”или “Тристан и Изольда”, или “ Лоэнгрин”(2–3 мин.).

Историк 4: To my mind King Arthur’s realm is a realm of imagination conceived by great authors in the middle ages and put in medieval garb. But perhaps few people realize what a very great realm of imagination it is. The authors who wrote about King Arthur were aiming at a particular kind of audience, very largely an upper class, aristocratic audience or the wealthier middle classes who could read, but certainly not the people generally. They considered what their audience liked and what they were interested in, so they wrote stories about the current interests of the aristocracy; stories of chivalry, of tournaments, of courtly love and heraldry. They dressed the knights up in elaborate medieval armor, they had them worship in medieval cathedrals,and so forth. So the whole story of King Arthur becomes something that is put into the middle ages even if it doesn’t really belong there.

Ученик: Your point of view is very interesting, but if the name of King Arthur is mentioned I do think first of the King, the magnificent monarch of a glorified medieval realm, I think of his enchanter, Merlin, who presided his birth, who set him on the throne, who established him there in the early and traveled days of his reign. I believe in the knights of the Round Table, vowed to the highest ideals of chivalry.

Литературовед 1: “Повесть о Тристане и Изольде”оказала огромное влияние на мировую литературу. Модель этого произведения легла в основу трагедии Шекспира “Ромео и Джульетта”и в основу “Повести о Петре и Февронии Муромских”.

Учитель: Можно сделать вывод, что литература в Средние века получила мощное развитие. Однако возникновение в Средневековье одного из основополагающих понятий культуры – понятия стиля – связано с другим видом искусства, с…

Искусствовед 1:...с архитектурой. Этот вид искусства в Средние века называли “ проповедью в камне”, так как храмы и соборы возводились согласно христианскому учению. Не знающий грамоты человек, попав в средневековый храм, читал Библию посредством фресок, скульптурных изображений.

Искусствовед 2: Мощные конструкции архитектурных сооружений сочетались со скульптурными композициями на библейские темы. Основные мотивы – страдания, неизбежная гибель человечества и торжество Христианства над тёмными силами.

Учитель: В Средние века в архитектуре появляются два стиля. В стихотворении Ксении Некрасовой говорится об одном из них. О каком?

И свод, как череп изнутри,
Вздымал надбровницы и дуги,
Без позолот и мишуры.
Лишь щёки пышно надувая,
В серебряные дудочки играют
Младенцы – ангелы в раю.

Архитектор 1: О романском стиле. Появление данного стиля было вызвано желанием государственной власти и Церкви опереться на достижения культуры бывшей Римской империи. Для того, чтобы увидеть характерные черты романского стиля, совершим небольшую заочную экскурсию в один из соборов Англии – Дерхэм.

Просмотр фрагмента видеофильма “Культура Средних веков”(7 минут).

Учитель: Теперь перенесёмся из собора романского стиля в другой собор:

Но выдаёт себя снаружи тайный план,
Здесь позаботилась подпружных арок сила,
Чтоб масса грузная стены не сокрушила,
И свода дерзко бездействует таран.

Так описал Осип Мандельштам стиль…

Архитектор 2: …готический.

Архитектор 3:And do you know that the term Gothic is liable to be misunderstood and misused, so it’s best to begin by explaining its description limitations. It was coined at the very end of the artistic period to which it’s normally applied. It’s inventors were the Italian art historians and critics of the 16th century who were seeking a word to describe art that was either pre-Renaissance or non-Italian or both. The Goths in question were the Ostrogoths and Vizigoths of the 4th and 5th centuries AD who, by their persistent attacks on and occupations of the Italian and Iberian peninsulas, contributed largely to the collapse of the western Roman Empire and, so it was held, to the destruction of the artistic culture of Classical Antiquity.
What they put in its place was, to later Italians, a virtually undifferentiated mass of art and architecture strung across the centuries up to 1300 AD – art that was at best grandiose, but in general barbaric and retrogressive. Thus “Gothic “ was derogatory adjective and, a little like the connotations often attached to “medieval”now, implied something strikingly old-fashioned from a background that was certainly unenlightened and probably repressive.Needless to say, the reappraisal of Gothic art in the 19th century has dispelled most of these unpleasant overtones, and the adjective scaled down in its application, has become a useful descriptive word.

Архитектор 2: Именно в этом стиле проявилось безудержное стремление человека ввысь, к Богу. На мой взгляд, одно только появление готики может оправдать всё негативное, что появляется в это время.

Учитель: Готика… А не состоит ли культурологическое значение этого стиля лишь в укреплении религиозного мировоззрения?

Архитектор 4: The large majority of surviving medieval art is ecclesiastical in its application; during the Romanesque period (11th and 12th centuries) it would probably be true to say that the Church, in its many forms exercised a near monopoly in the patronage of art. However, from the 13th century onwards, two particular types of secular patron appear on the scene – the king and the city council.So, such changes influenced art much.

Архитектор 1: Нет! Готика – это свобода, полёт творческой мысли. Посмотрите на готические храмы и соборы Италии, Франции, Англии и Германии.

Демонстрирует изображения архитектурных сооружений:

  • Нотр-Дам (Франция);
  • монастырь Мариенкирхе (Германия);
  • собор в Эксетере (Англия);
  • Миланский собор, палаццо Веккио во Флоренции, дворец Дожей в Венеции (Италия)

Посмотрите, при единых стилевых чертах какое разнообразие, какая неповторимость. Не случайно выделяют три крупнейшие школы готики: французскую (“пламенеющую”), немецкую (“кирпичную”), английскую (“перпендикулярную”).

Искусствовед 1: Кроме того появление готических соборов способствовало развитию прикладного искусства: резьбы по камню, дереву и кости, обработке металла.

Искусствовед 2: Появление романского и готического стилей распространялось не только на архитектуру. Стилевые черты готики и романского стиля мы можем увидеть и в предметах средневековой мебели и моды. Сравним два женских портрета Ригора Ван Дер Вейдена.

Демонстрирует репродукции.

Обратите внимание на объёмный, громоздкий головной убор, широкие скулы лица, тёмную одежду со множеством складок. Создаётся впечатление монументальности – основной черты романского стиля. А вот другой портрет. Вытянутый головной убор, утончённые черты лица, открытый высокий лоб, строгое платье с узкими рукавами – это готика.

Искусствовед 4: Europe in the Middle Ages consisted of many small kingdoms, each with its own royal court. No single style in clothes was dominant, but the general look of clothes followed the flowing lines of architecture, with elongated styles enhanced by flowing veils, sleeves, hoods, and skits that fell down to the floor in elegant folds.
The 14th century saw a major change in the cut of women’s clothes, with more fitting dresses, laced to the waist, with long narrow sleeves. The tall, elaborate, linen head-dressed that became fashionable in the 15th century varied in height according to social status – the granger the wearer the taller her hat. Shapes varied from conical to two – horned styles. Draped linen wimles were arranged to fall in folds beneath the chin to cover the neck Favorite colors were dark-green, blue, red and black.

Учитель: Наш диалог за круглым столом подходит к концу. Думаю, что он…

Ученик: …состоялся.

Учитель: Нам осталось подвести итоги. Давайте обобщим наши знания по культуре Средних веков. и “нарисуем”ассоциативный портрет эпохи. Средневековье – это…

Ученики: Христианство. Церковь. Варвары. Появление новых государств. Инквизиция. Крестовые походы. Колдовство. Алхимия. Рыцарство. Артур. Робин Гуд. Трубадуры. Готика и т. д.

Ученик: И последний вопрос: мрачное Средневековье или тёмное?

Ученик: В Средние века, как и в других эпохах, безусловно, были плюсы и минусы. Однозначного ответа, наверное, быть не может.

Учитель: Частичный ответ содержится в самом названии эпохи. Подумайте, почему?

Ученик: Возможно, что термин “Средние века”отражает противоречивость эпохи, которая началась с тёмных, мрачных варварских времён и закончились светлым временем. А века между мрачным и светлым, впитавшие в себя и положительное, и негативное, получили название – Средние.

Учитель: Время шло… Говоря словами поэта, “ум утончался”, “ познать Творца пытался богослов…”– это уже мост к мировоззрению другого времени, другой эпохи. Очень скоро вслед за неопределёнными Средними веками придёт блистательная, великолепная эпоха Возрождения. Но это уже другая история. Чтобы поставить логическую точку в нашем разговоре о Средних веках, выполним уже ставшее традиционным после обобщающих уроков творческое домашнее задание. Каждый из вас должен написать параграф в наш совместный учебник “ история и культура Средних веков”.

Примечание. Примерные ответы учащихся на английском языке составлены на основе материалов энциклопедий.

Литература:

  1. Бойцова М., Шакуров Р. История средних веков. М., 1996;
  2. Всеобщая история искусств. Т. II. Кн.1. М., 1956;
  3. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992;
  4. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1986;
  5. Иллюстрированная энциклопедия моды. Прага, 1988;
  6. Кес Д. Стили мебели. Будапешт, 1973;
  7. Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. М., 1982;
  8. Children’s Britannica. Encyclopedia (20 томов);
  9. The Encyclopedia of Visual Art (10 томов);
  10. Ivanhoe. Walter Scott. 1996;
  11. Excalibur. Jenny Dooley;
  12. Robin Hood. Jenny Dooley.