Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Развитие речи – её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важнейших задач обучения детей в начальной школе. Вместе с тем, работа по развитию речи – это составная часть логопедической работы, которая направлена на коррекцию речи детей.
По мере развития ребёнка увеличивается его потребность в общении, что стимулирует развитие у него речевых навыков. Уже к концу дошкольного возраста ребёнок достигает такого уровня речевых умений и навыков, который обеспечивает ему необходимое структурное и смысловое оформление высказываний в разных формах.
Среди таких умений и навыков можно выделить:
- навыки звукового оформления высказывания;
- умения отбирать для высказывания слова в рамках словарного запаса, соответствующего возрасту;
- строить грамматически правильные высказывания.
Кроме этого необходимо перечислить группу навыков и умений, обеспечивающих процесс слушания речи:
- умение понимать предметно-содержательную сторону высказывания;
- осмысливать интонационную сторону высказывания и определять его цель;
- узнавать слова в соответствии с их значением;
- различать слова близкие по звучанию.
Приведённая совокупность умений и навыков является базой для дальнейшего развития дошкольника.
В основе работы по программе «Дошкольная академия» лежат следующие принципы:
1. Неразрывность речевого и психологического развития определяет тесную связь формирования и функционирования речевой деятельности со всей психикой ребёнка, а именно: состоянием его эмоционально-волевой сферы, восприятия, внимания, памяти, мышления, двигательных функций.
2. Одновременное развитие всех речевых компонентов. В работе это реализуется в параллельном воздействии на словарь, фонематику, грамматический строй, так, чтобы речь возможно быстрее становилась средством общения.
3. Логопедические занятия с дошкольниками должны включать в себя упражнения для развития жизненного и речевого дыхания, т.к. правильное дыхание и чёткая артикуляция – основа для развития правильной речи. Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция – это единые взаимообусловленные процессы, то тренировка речевого дыхания и уточнение артикуляции проводятся одновременно.
Цель программы:
- Создать педагогические условия для успешного развития речи у детей дошкольного возраста путём применения логопедических приёмов и упражнений.
Задачи:
- Сформировать полноценные фонематические процессы: звуковая сторона речи, правильное восприятие и различие звуков речи, словарный состав, грамматический строй.
- Развить у детей коммуникативные способности в процессе усвоения ими навыков правильной речи: свободное выражение собственных мыслей, широкие возможности в познании окружающей действительности, содержательные и полноценные отношения со сверстниками и взрослыми.
- Привить детям навыки правильного речевого дыхания путём применения логопедической зарядки.
Формы работы с дошкольниками – индивидуально-групповые.
Методы работы:
- Словесные, наглядные, практические.
- Самостоятельные и под руководством логопеда:
- развитие общей моторики и артикуляционного праксиса;
- воспитание нижнедиафрагмального дыхания.
Далее приведены примеры логопедических занятий, проводимых с дошкольниками в рамках программы «Дошкольная академия».
Занятие № 2.
Тема: «Гласные звуки».
Цель: закрепить знание: количество слогов в слове зависит от количества в нём гласных звуков.
Оборудование: предметные картинки, кружки-символы.
Ход занятия:
I. Оргмомент.
Психогимнастика: На доске картинки с изображениями животных: медведь, лиса, заяц, лягушка.
Дети показывают характерные движения этих животных.
II. Работа по теме занятия.
1. На доске картинки с изображениями: арбуз, улитка, очки, экскаватор, шары.
Выделить из данных слов гласные а, у, о, э, ы.
С помощью анализа органов артикуляции и работы голосовых связок делается вывод: данные звуки-гласные (при произнесении этих звуков во рту преграды нет).
2. Повтор за логопедом слов, которые:
- начинаются со звука [а]: урна, астра, остров,
аптека, и т.д.;
- имеют звук [y] в середине: мак, пол, пух, дуб,
газ, вол, стук;
- имеют звук [o] в конце слова: вода, ведро,
марабу, окно, слова, лото.
3. Из одного предмета сделать много:
шар-шары шкаф шкафы
куст-кусты дрозд-дрозды
4. Анализ слов: [м] [a] [ш] [a], [л] [и] [c] [a] и т.д.
- вычленение гласных и согласных звуков
- вывод: если поставить рядом короткий
(согласный) и долгий (гласный) звуки, то они
сольются в слог.
5. Произнесение слов: стол, дом, ма-ма, но-ра, ма-ши-на, мо-ло-ко.
- контроль при произнесении слов с помощью
ладони под подбородком.
- вывод: при произнесении гласных подбородок
будет касаться руки. Сколько раз коснётся,
столько в слове гласных звуков, а значит столько
же и слогов.
6. Физминутка: дыхательная гимнастика.
- Мы подуем далеко – с-с-с,
- Мы подуем близко – з-з-з,
- Мы подуем высоко – с-с-с,
- Мы подуем низко – з-з-з!
7. Определение количества слогов в произносимых словах (с помощью контроля подбородок-рука): чай, дом, рыба, каша, ракета, помидоры, и т.д.
8. Обозначение гласного звука символом: красный кружок.
9. Работа в тетради:
- с помощью символа обозначить в тетради слова: мак, дорога и т.д.
III. Итог.
- Звуки бывают гласные и согласные, если они
стоят вместе – образуется слог.
- В слове бывает столько слогов, сколько в нём
гласных звуков.
Занятие № 3.
Тема: «Согласные звуки».
Цель: закрепление знаний о понятии «согласный звук».
Оборудование: таблицы с согласными буквами, предметные картинки, красные и синие кружки.
Ход занятия:
I. Оргмомент.
- Анализ работы артикуляционного аппарата при
произнесении гласных и согласных звуков.
- Повторение: в слове столько слогов, сколько в
нём гласных звуков.
- Каким цветом обозначаем гласные звуки? -
красным.
II. Работа по теме занятия.
1. Анализ произношения согласных звуков по таблицам. (Взрывные и щелевые звуки).
2. Работа со слоговыми рядами:
- Какой звук повторяется в каждом ряду?
- са-со-сэ
- ащ-ощ-ущ назвать только повторяющийся звук в
каждом ряду.
- уч-ач-оч
3. – Какой звук чаще повторяется?
- Посчитать, сколько раз:
Белые бараны били в барабаны.
Дятел на дубу сидит и в дубу дупло
долбит.
4. Сколько звуков [ч] в стихотворении:
Идёт бычок качается,
Вздыхает на ходу:
Ох, доска кончается, сейчас я упаду.
Сколько звуков [с] в стихотворении:
Я люблю свою лошадку
Причешу ей шёрстку гладко
Гребешком приглажу хвостик
И верхом отправлюсь в гости.
Сколько звуков [ш] в стихотворении:
Побежала мышка-мать,
Стала кошку в гости звать.
Приходи к нам тётя-кошка
Нашу крошку покачать.
5. Физминутка: дыхательная гимнастика.
«Дровосек» - вдох-выдох по 5 счётов.
«Ямка-горка» - вдох-выдох по 2 счёта.
6. Сказка: на доске поочерёдно выставляются картинки с персонажами сказки.
Жили-были два котёнка и мама-кошка. Одного котёнка звали именем, в котором были звуки [м] и [р] (Мурзик). А у другого имя начиналось со звука [п] (Пушок). Пошли они на рыбалку, поймали рыбу, в названии которой есть звук [щ] (Щука). По дороге домой котята встретили зверька, название которого короткое, и в нём есть звук [ж] (Ёж). Мама-кошка похвалила котят за рыбалку. Пушку она подарила игрушку, в названии которой есть звук [ш] (Машина). А Мурзику - то, что начинается на [м] и состоит из одного слога (мяч). А потом мама угостила их тем, что начинается на [м] и состоит из трёх слогов (молоко).
7. Работа в тетради.
- графическая запись слов:
кот луна молоко помидоры
III. Итог.
- О каких звуках говорили на занятии?
- О согласных.
- Как проверить, сколько слогов в слове?
- Сколько гласных, столько и слогов.