Формирование речевых навыков с применением элементов здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях по программе "Дошкольная академия"

Разделы: Работа с дошкольниками


Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Развитие речи – её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важнейших задач обучения детей в начальной школе. Вместе с тем, работа по развитию речи – это составная часть логопедической работы, которая направлена на коррекцию речи детей.

По мере развития ребёнка увеличивается его потребность в общении, что стимулирует развитие у него речевых навыков. Уже к концу дошкольного возраста ребёнок достигает такого уровня речевых умений и навыков, который обеспечивает ему необходимое структурное и смысловое оформление высказываний в разных формах.

Среди таких умений и навыков можно выделить:

  • навыки звукового оформления высказывания;
  • умения отбирать для высказывания слова в рамках словарного запаса, соответствующего возрасту;
  • строить грамматически правильные высказывания.

Кроме этого необходимо перечислить группу навыков и умений, обеспечивающих процесс слушания речи:

  • умение понимать предметно-содержательную сторону высказывания;
  • осмысливать интонационную сторону высказывания и определять его цель;
  • узнавать слова в соответствии с их значением;
  • различать слова близкие по звучанию.

Приведённая совокупность умений и навыков является базой для дальнейшего развития дошкольника.

В основе работы по программе «Дошкольная академия» лежат следующие принципы:

1. Неразрывность речевого и психологического развития определяет тесную связь формирования и функционирования речевой деятельности со всей психикой ребёнка, а именно: состоянием его эмоционально-волевой сферы, восприятия, внимания, памяти, мышления, двигательных функций.

2. Одновременное развитие всех речевых компонентов. В работе это реализуется в параллельном воздействии на словарь, фонематику, грамматический строй, так, чтобы речь возможно быстрее становилась средством общения.

3. Логопедические занятия с дошкольниками должны включать в себя упражнения для развития жизненного и речевого дыхания, т.к. правильное дыхание и чёткая артикуляция – основа для развития правильной речи. Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция – это единые взаимообусловленные процессы, то тренировка речевого дыхания и уточнение артикуляции проводятся одновременно.

Цель программы:

  • Создать педагогические условия для успешного развития речи у детей дошкольного возраста путём применения логопедических приёмов и упражнений.

Задачи:

  • Сформировать полноценные фонематические процессы: звуковая сторона речи, правильное восприятие и различие звуков речи, словарный состав, грамматический строй.
  • Развить у детей коммуникативные способности в процессе усвоения ими навыков правильной речи: свободное выражение собственных мыслей, широкие возможности в познании окружающей действительности, содержательные и полноценные отношения со сверстниками и взрослыми.
  • Привить детям навыки правильного речевого дыхания путём применения логопедической зарядки.

Формы работы с дошкольниками – индивидуально-групповые.

Методы работы:

  • Словесные, наглядные, практические.
  • Самостоятельные и под руководством логопеда:
    - развитие общей моторики и артикуляционного праксиса;
    - воспитание нижнедиафрагмального дыхания.

Далее приведены примеры логопедических занятий, проводимых с дошкольниками в рамках программы «Дошкольная академия».

Занятие № 2.

Тема: «Гласные звуки».

Цель: закрепить знание: количество слогов в слове зависит от количества в нём гласных звуков.

Оборудование: предметные картинки, кружки-символы.

Ход занятия:

I. Оргмомент.

Психогимнастика: На доске картинки с изображениями животных: медведь, лиса, заяц, лягушка.

Дети показывают характерные движения этих животных.

II. Работа по теме занятия.

1. На доске картинки с изображениями: арбуз, улитка, очки, экскаватор, шары.

Выделить из данных слов гласные а, у, о, э, ы.

С помощью анализа органов артикуляции и работы голосовых связок делается вывод: данные звуки-гласные (при произнесении этих звуков во рту преграды нет).

2. Повтор за логопедом слов, которые:

- начинаются со звука [а]: урна, астра, остров, аптека, и т.д.;
- имеют звук [y] в середине: мак, пол, пух, дуб, газ, вол, стук;
- имеют звук [o] в конце слова: вода, ведро, марабу, окно, слова, лото.

3. Из одного предмета сделать много:

шар-шары шкаф шкафы

куст-кусты дрозд-дрозды

4. Анализ слов: [м] [a] [ш] [a], [л] [и] [c] [a] и т.д.

- вычленение гласных и согласных звуков
- вывод: если поставить рядом короткий (согласный) и долгий (гласный) звуки, то они сольются в слог.

5. Произнесение слов: стол, дом, ма-ма, но-ра, ма-ши-на, мо-ло-ко.

- контроль при произнесении слов с помощью ладони под подбородком.
- вывод: при произнесении гласных подбородок будет касаться руки. Сколько раз коснётся, столько в слове гласных звуков, а значит столько же и слогов.

6. Физминутка: дыхательная гимнастика.

- Мы подуем далеко – с-с-с,
- Мы подуем близко – з-з-з,
- Мы подуем высоко – с-с-с,
- Мы подуем низко – з-з-з!

7. Определение количества слогов в произносимых словах (с помощью контроля подбородок-рука): чай, дом, рыба, каша, ракета, помидоры, и т.д.

8. Обозначение гласного звука символом: красный кружок.

9. Работа в тетради:

- с помощью символа обозначить в тетради слова: мак, дорога и т.д.

III. Итог.

- Звуки бывают гласные и согласные, если они стоят вместе – образуется слог.
- В слове бывает столько слогов, сколько в нём гласных звуков.

Занятие № 3.

Тема: «Согласные звуки».

Цель: закрепление знаний о понятии «согласный звук».

Оборудование: таблицы с согласными буквами, предметные картинки, красные и синие кружки.

Ход занятия:

I. Оргмомент.

- Анализ работы артикуляционного аппарата при произнесении гласных и согласных звуков.
- Повторение: в слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.
- Каким цветом обозначаем гласные звуки? - красным.

II. Работа по теме занятия.

1. Анализ произношения согласных звуков по таблицам. (Взрывные и щелевые звуки).

2. Работа со слоговыми рядами:

- Какой звук повторяется в каждом ряду?
- са-со-сэ
- ащ-ощ-ущ назвать только повторяющийся звук в каждом ряду.
- уч-ач-оч

3. – Какой звук чаще повторяется?

- Посчитать, сколько раз:

Белые бараны били в барабаны.
Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит.

4. Сколько звуков [ч] в стихотворении:

Идёт бычок качается,
Вздыхает на ходу:
Ох, доска кончается, сейчас я упаду.

Сколько звуков [с] в стихотворении:

Я люблю свою лошадку
Причешу ей шёрстку гладко
Гребешком приглажу хвостик
И верхом отправлюсь в гости.

Сколько звуков [ш] в стихотворении:

Побежала мышка-мать,
Стала кошку в гости звать.
Приходи к нам тётя-кошка
Нашу крошку покачать.

5. Физминутка: дыхательная гимнастика.

«Дровосек» - вдох-выдох по 5 счётов.

«Ямка-горка» - вдох-выдох по 2 счёта.

6. Сказка: на доске поочерёдно выставляются картинки с персонажами сказки.

Жили-были два котёнка и мама-кошка. Одного котёнка звали именем, в котором были звуки [м] и [р] (Мурзик). А у другого имя начиналось со звука [п] (Пушок). Пошли они на рыбалку, поймали рыбу, в названии которой есть звук [щ] (Щука). По дороге домой котята встретили зверька, название которого короткое, и в нём есть звук [ж] (Ёж). Мама-кошка похвалила котят за рыбалку. Пушку она подарила игрушку, в названии которой есть звук [ш] (Машина). А Мурзику - то, что начинается на [м] и состоит из одного слога (мяч). А потом мама угостила их тем, что начинается на [м] и состоит из трёх слогов (молоко).

7. Работа в тетради.

- графическая запись слов:

кот луна молоко помидоры

III. Итог.

- О каких звуках говорили на занятии?
- О согласных.
- Как проверить, сколько слогов в слове?
- Сколько гласных, столько и слогов.