Цели конкурса:
- Выявить учащихся, которые увлекаются химией.
- Развивать интерес к предмету среди учащихся 8-го класса.
- Приобщать к мероприятию учащихся профильного педагогического класса и химико-биологического класса.
- Развивать культуру речи выступающих.
- Прививать учащимся умения и навыки выступлений перед аудиторией.
Оборудование: пробирка, спиртовка, держатель для пробирок, штатив, колба, химический стакан, воронка, платок, спирт, вода, р-р гидрооксида натрия, фенолфталеин, хлорид бария, р-р серной кислоты, бертолетова соль, фосфор, йод, алюминий, асбестовая сетка, стеклянный колокол, бихромат калия.
Оформление доски: девиз – Орешек знаний тверд, но все же мы не привыкли отступать, нам распознать его поможет простой девиз “Хотим все знать”.
Ход конкурса
Ведущий. Сегодня мы собрались, чтобы определить, кто из учащихся 8-го класса достиг совершенства за данный период изучения столь удивительного предмета как химия и совершить таинственный акт посвящения всех тех, кого объединяет любовь к этой удивительной науке.
Ученица педкласса читает стих:
О, физика, наука из наук!
Все впереди!
Как мало за плечами!
Пусть химия нам будет вместо рук,
Пусть станет математика очами.
Не разлучайте этих трех сестер,
Познания всего в подлунном мире.
Тогда лишь будет ум и глаз остер,
И знанье человеческое шире.
Ведущий представляет всех желающих участвовать в данном конкурсе.
Ученица химико-биологического класса читает клятву, которую повторяют конкурсанты:
Мы жизнь свою решили посвятить
Науке царственной, великой химии.
Уверены, она научит жить
В согласии с надеждами счастливыми.С тобою, химия, мы многого добьемся.
И от тебя мы никогда не отречемся.
Перед лицом друзей, учителей
Торжественно клянемся.Все уроки посещать,
Про кружки не забывать.
Энциклопедии читать.
Знанья в жизни применять.Все законы изучать,
Пройденное повторять.
Задачи трудные решать.
Контрольные на 5 писать.Эксперимент осуществлять,
Честь нашей школы защищать.
Своих позиций не сдавать,
Престиж науки поднимать.Идти вперед, не уставать.
Учителей не подводить.
Всегда во всем примером быть.
Народу пользу приносить.
Науку химию любить,
И верно ей всегда служить.
Знайте люди, это тут Менделеевы растут!
Ведущий. А сейчас мы проверим вашу эрудицию и знания.
ПЕРВЫЙ КОНКУРС
Велик и могуч русский язык! Именно он объединяет людей и все области человеческих знаний. Для этого предлагаем выполнить задание, в котором вы должны привести примеры омонимов следующих химических терминов:
- Моль –
- Цилиндр –
- Пестик –
- Радикал –
- Флюс –
- Чернь –
- Ерш –
- Бор –
- Термит –
Нам приходится читать книги на разных языках. Следующее шуточное задание: переведите с химического языка выражение на общедоступное:
- не все то аурум, что блестит.
- белый, как карбонат кальция.
- феррумный характер.
- слово – аргентум, а молчание – аурум.
- за купрумный грош удавился.
- много аш два о утекло.
ВТОРОЙ КОНКУРС
Совершим путешествие по периодической таблице.
Это удивительная страна, но чтобы не заблудиться в ней, надо знать и географические названия элементов:
- Какие элементы названы в честь стран? (Германий, франций, полоний, рутений, галлий).
- В названии каких элементов можно прочитать названия рек? (Радон, нильсборий, индий, полоний).
- Название какого элемента связано с названием полуострова? (Скандий).
- Название какого элемента произошло от названия острова? (Купрум-кипр).
- Какой элемент был открыт раньше на Солнце, чем на Земле? (Гелий).
ТРЕТИЙ КОНКУРС
Задание агента 007.
С помощью периодической таблицы попробуйте расшифровать этот текст:
24 49 12 49 Ч 63 16 19 49 63 – 88 63 18 19 52 49 74 Ы 11 18 – 74 19 У 16 – 84 88 76 5 76 74 18 52 6 – 11 63 36 79 Я !
ЧЕТВЕРТЫЙ КОНКУРС
С закрытыми глазами вы должны назвать то химическое оборудование, которое вам предлагают: пробирка, спиртовка, держатель для пробирок, штатив, колба, химический стакан, воронка. Скажите, для чего они предназначены.
ПЯТЫЙ КОНКУРС
Эстафета – расставить коэффициенты и определить тип реакции. Примеры уравнений реакций:
- Магний + соляная кислота
- Оксид цинка + фосфорная кислота
- Гидрооксид калия + оксид фосфора
- Алюминий + кислород
- Разложение гидрооксида алюминия
- Оксид алюминия + азотная кислота
- Железо + сульфат меди
КОНКУРС ШЕСТОЙ
“Колесо истории”
- Этот элемент назван в честь сына Геи (Земли) и Урана (Неба), который вырос могучим и грозным. Это элемент 4 периода, 4 группы. (Титан).
- Этот элемент назван в честь Ниобы – дочери Тантала. Это элемент 5 периода, 5 группы. (Ниобий).
- Этот элемент назван в честь мифического героя, подарившего людям огонь. Отцом его был титан Иапет, а матерью – великая фемида, богиня справедливости и правосудия. Радиоактивный элемент семейства лантаноидов. (Прометий).
- Этот элемент назван в честь одного из сыновей Зевса. В наказание за свои преступления он обречен на вечные муки голода, жажды, страха. Это элемент 5 группы, 6 периода периодической системы. (Тантал).
КОНКУРС СЕДЬМОЙ
“Черный ящик”
Что в этом ящике?
Две вещи с разным совсем назначеньем,
И сделаны обе они из стекла.
Первая в опытах очень нужна,
Вторая сосуд для хмельного вина.
Названия этих вещей состоит из одних и тех же букв. ( В ящике колба и бокал).
КОНКУРС ВОСЬМОЙ
Из букв составить названия химических элементов.
( Р Д М И Н Е О З П А Т )
КОНКУРС ДЕВЯТЫЙ
Быстро ответить на вопросы.
- То, из чего состоят тела.
- Вещества, обладающие постоянными свойствами.
- Мельчайшая частица вещества, сохраняющая его свойства.
- Определенный вид атомов.
- Реакции, идущие с выделение тепла.
- Условная запись состава вещества с помощью знаков и индексов.
- Запись химической реакции с помощью формул и коэффициентов.
- Мельчайшая, химически неделимая частица.
- Вещества, образованные атомами одного вида.
КОНКУРС ДЕСЯТЫЙ
Объяснить опыт.
- Демонстрация опыта “Несгорающий платок”.
Вопрос. Почему не сгорел платок? - Демонстрация опыта “Получение молока”.
Вопрос. Почему получилось молоко? - Демонстрация опыта “Окрашивание щелочи
фенолфталеином”.
Вопрос. Почему получилось вино?
Каждый конкурс проводит ученик из химико-биологического класса, а ученики из педагогического класса помогают оценивать и выявлять тех, кто набрал больше баллов.
Ученикам, набравшим большое число баллов, вручается значок и диплом “Лучший химик 8 класса”. В их честь проводится фейерверк – занимательные опыты:
- “Вулкан на столе”.
- Возгонка йода в смеси с алюминевой пылью.
- Взрыв бертолетовой соли с фосфором.
(Все опыты демонстрирует учитель).
Итоги конкурса публикуются в газете “Школьная пора”.