ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК – ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
"ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС"
"Обучение – это ремесло, использующее бесчисленное количество маленьких трюков". Д. Пойа
ЦЕЛИ:
- знать основные свойства показательной функции;
- уметь строить графики, определять функцию по графику, решать уравнения, применяя метод сведения к одинаковым основаниям, метод ведения новой переменной, графический метод;
- развитие вычислительных навыков, культуры общения.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Наборы цифр 1; 2; 3; 4.
- Кубики с буквами.
- Карточки.
- Графики функций.
- Звезды.
- Призы.
- Плакаты.
- Листки.
“Да путь познания не гладок,
Но знаем мы со школьных лет,
Загадок больше, чем разгадок
И поискам предела нет!”
ХОД УРОКА
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Объявление темы, целей, правил игры. Участвуют 6 команд по 2 участника. Остальные – болельщики. По итогам каждого тура одна команда выбывает.
За правильный ответ - 5 б.
При ошибке - 4 (3) б.
Дополнительный ответ – звездочка.
Баллы подсчитывает ассистент.
2. ХОД ИГРЫ
I ТУР
№ п/п |
ВОПРОСЫ И ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ |
ОТВЕТЫ |
1. |
На каком рисунке показательной функции с основанием а>1 | 2 |
2. |
На каком рисунке графики убывающих функций? | 1; 4 |
3. |
На каком рисунке графики показательной функции с основанием 0 < a <1 | 4 |
4. |
Какие рисунки являются графиками степенной функции? | 1; 3 |
5. |
На каком рисунке графики функции y = -kx + 1? | 1 |
Итоги: Выход одной команды
II ТУР
№ п/п |
ВОПРОСЫ И ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ |
ОТВЕТЫ |
|||
1. |
Выберите верные утверждения (варианты
ответов предложены на листках командам) 1. П.ф.
имеет экстремумы |
3; 4 |
|||
2. |
Выберите функции, которые являются
монотонно возрастающими 1. у = 3х |
1; 4 |
|||
3. |
Графическое решение какого уравнения
приведено на рисунке?
|
1 |
Итоги: Выход второй команды
III ТУР
КУБИКИ С БУКВАМИ
Из предложенных букв составьте слово по теме или какое-нибудь математическое слово. Если есть, то можно использовать звездочку.
ОТВЕТ: Функция.
ДРУГИЕ СЛОВА: Куб, цилиндр.
Слова писать на предложенных табличках.
Итоги: Выход третьей команды.
IV ТУР
№ п/п |
ВОПРОСЫ И ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ |
ОТВЕТЫ |
||||||||||
1. |
Какие строчки решенного примера надо
переставить, чтобы записи были по порядку 72х-3 =
49. Записать на доске 1. х = 2,5 |
1; 4 |
||||||||||
2. |
Какие уравнения решаются введением
новой переменной? Прорешайте их. Записать на доске 1. 4х – 3*2х – 4 = 0
|
1; 4
1. x = 2 4. x = 3 |
||||||||||
3. |
Какие примеры имеют ответ х = 1? Записать
на доске. 1. 34х + 7 = 27
|
2; 4 |
Итоги: Выход четвертой команды.
V ТУР
Составьте наибольшее количество слов и букв, образующих слово за 1 минуту.
П О К А З А Т Е Л Ь Н А Я |
Итоги: награждение победителя, запись домашнего задания.
Урок – пресс-конференция
Нет ни одной области математики,
которая когда-нибудь не окажется применимой
к явлениям действительного мира.
Н.И. Лобачевский
Цели:
- систематизирование и обобщение знаний по теме: "Производная и ее применение";
- раскрытие практической необходимости и теоретической значимости темы в исследовании процессов современного производства;
- формирование познавательной активности, умение рационально работать. Развитие культуры математической речи.
Оборудование: графопроектор, экран, цветной мел, карточки-задания, таблички с указанием названий газет и журналов, чертежные принадлежности, изображение трех групп формул.
Ход урока
1. Организационный момент
Учащиеся занимают свои места в исследовательских группах. Рассаживаются корреспонденты периодических изданий, у каждого табличка – какое издание представляет.
2. Разминка
Слово преподавателя. Сегодня вы – сотрудники научно-исследовательского института, участники пресс-конференции. У нас присутствуют корреспонденты различных изданий, желающие получить ответы на интересующие их вопросы. Для начала давайте ознакомим гостей с проблемой, над какой мы работаем. Предлагаю вам такое задание.
Имеются три ящика и функции. Надо установить соответствие между ящиками и функциями. Работая в малых подгруппах, из предложенных функций выберите только те, для которых производная находится только по предложенному правилу, и найдите ее.
1. у = 2 х6 + х – 1 2. у = 5 Log3 х 3. у = х·eх 4. у = 5. у = 7·2х |
6. y = 7. у = sin x cos x 8. y = 9. y = x2 In x 10. у = |
Ответы:
1 ящик – 1), 2), 4), 5), 10).
2 ящик – 3), 7), 9).
3 ящик – 4), 6), 8).
3. Интервью с корреспондентами
А. Корреспондент журнала "Наука и Жизнь"
По просьбе читателей в рубрике "Наш толковый словарь" мы должны дать математическое значение слова "производная, ее геометрический смысл". Помогите нам в этом вопросе.
Ответ:
Производной функции F в точке x0 называется предел отношения изменения функции f к изменению аргумента х при изменении аргумента х, стремящемся к нулю.
Геометрический смысл производной состоит в том, что значение производной функции в точке равно условному коэффициенту касательной к графику функции в этой точке.
Для того, чтобы задать прямую, проходящую через данную точку А, достаточно указать ее угловой коэффициент. Угловой коэффициент секущей стремится к угловому коэффициенту касательной.
Рассмотрим рисунок № 1.
Угловой коэффициент секущей определяется так:
k = tg a =
Угловой коэффициент прямой y = kх + b равен тангенсу угла , который эта прямая образует с осью абсцисс. При х, стремящемся к 0, угловой коэффициент секущей стремится к угловому коэффициенту касательной f`(x0), поэтому говорят, что касательная – есть предельное положение секущей.
Имея в виду геометрическое определение касательной к графику функции f, дифференцируемой в точке х0, называется прямая, проходящая через точку (х0; f (x0)) и имеющая угловой коэффициент F`(x0) мы получим, что существование производной функции f в точке х0 эквивалентно существованию невертикальной касательной в точке (х0; f (x0)), причем угловой коэффициент касательной равен f`(x0).
В этом и состоит геометрический смысл производной.
Геометрический смысл производной позволяет дать наглядную иллюстрацию многих фактов.
Например: касательная к параболе у = х2 в точке х0 пересекает ось 0х в точке х0/2 .
Рассмотрим рисунок № 2
Отсюда следует простой геометрический способ построения касательной к параболе у = х2. Построив касательную к параболе, можно построить ее фокус F.
Фокусом F является точка, в которую можно поместить источник света, чтобы все лучи, отраженные от параболического зеркала, были параллельны оси симметрии параболы.
Для построения фокуса F нужно построить прямую АВ, параллельную оси 0у, и прямую AF, образующую с касательной такой же угол, что и прямая АВ.
Б. Корреспондент журнала "Квант"
Вы изучаете производную. Объясните ее механический смысл. В редакцию нашего журнала прошло письмо учащегося ГОУ ПУ № 8 г. Свободный, в котором он предлагает задачу: "Количество электричества, протекающего через проводник, задается формулой g (t) = t + 4 / t. В какой момент времени t сила тока в цепи равна 0"? Помогите разобраться в задаче.
Ответ:
Производная – это скорость. С движением связаны две величины – путь S, скорость v, которые являются функциями времени:
S = S (t); v = v (t);
Ясно, что S и v связаны между собой. Исаак Ньютон в конце XVII века открыл общий способ вычисления скорости по заданному пути. С помощью этого способа можно для каждой функции S построить новую функцию v. Эту функцию называют производной функции S, а сам переход от S к v – дифференцированием. v (t) = S` (t).
Открытие Ньютона показало, что количественные характеристики самых различных процессов, исследуемых в физике, химии, биологии, в технических дисциплинах, и выраженные на языке математического анализа, самая простая модель механического движения, и самый короткий ответ, что Производная – это скорость.
Сила тока I – это производная от заряда g (t)
Если g (t) = t+ 4/t
I (t) = g` (t) = (t + 4/t )` = 1 – 4/t2
I (t) = 0 при 1 – 4/t2= 0
(t2 - 4) / t2 = 0
Условию задачи не удовлетворяет t = – 2 (c)
Значит, сила тока I = 0, при t = 2(c).
Производная – это скорость роста функции.
- Мощность – это производная работы по времени P = A` (t).
- Сила тока – производная от заряда по времени I = g` (t).
- Сила – есть производная работы по перемещению F = A` (x).
- Теплоемкость – это производная количества теплоты по температуре C = Q` (t).
- Давление – производная силы по площади P = F` (S)
- Длина окружности – это производная площади круга по радиусу lокр=S'кр(R).
- Темп роста производительности труда – это производная производительности труда по времени.
- А успехи в учебе? Когда вырастают знания.
В. Корреспондент журнала “Техника молодежи”
Молодые инженеры-конструкторы работают над созданием моделей с новыми скоростями. Они предложили на суд читателей задачу.
“Два тела движутся прямолинейно по законам:
S1 (t) = 2,5t2 – 6t + l
S2 (t) = 0,5t2 +2t –3
В какой момент времени скорости тел будут равны?
Как бы вы ответили на этот вопрос?” Помогите читателям.
Ответ:
v (t) = S' (t)
v1 (t) = v2 (t)
v1 (t) = S1' (t) = (2,5 t2 – 6t + 1)' = 5t – 6
v2 (t) = S2'(t) = (0,5 t2 + 2t – 3)' = t + 2
Значит:
5t – 6 = t + 2
5t – t = 2 + 6
4t = 8
t = 2
При t = 2 (с) скорости тел будут равны.
Г. Корреспондент газеты “Свободненский вестник”
К нам обратился читатель с таким вопросом.
Над центром круглой площади надо подвесить фонарь. При какой высоте подвески (столба) на краях площадки получится наибольшая освещенность?
Ответ:
Из физики известно, что освещенность Е в точке А выражается формулой
Е = k, где
k – некоторый постоянный коэффициент
пропорциональности.
l – расстояние от фонаря до точки А.
– угол, получаемый между
прямой l и плоскостью площадки.
По определению косинуса угла cos = r/l, где r – противолежащий катет, l – гипотенуза.
Выразим: l = r/cos2; J2 = r2/cos2.
Подставим 12 в формулу
Исследуем функцию на экстремумы на отрезке [0; ]
Е' = (sin cos2)' = (cos cos2 + sin(-2cos sin))
Е' = (cos3 – 2sin2 cos)
Решая уравнение: Е' = 0
cos (cos2 – 2sin2 ) = 0
cos = 0 cos2 – 2sin2 = 0 (:cos2 )
= 0°,
1 – 2tg2 = 02tg2 = 0
tg2 = 1/2
tg =
Так как при = 0 и = Е будет равна 0, а при 0< 0 < Е будет > 0. Ясно, что 0 отвечает наибольшей освещенности (Енаиб). Требуемая высота столба вычисляется по формуле h = r*tg0 = r* 0.7r
Ответ: высота h столба 0,7r площадки.
4. Подведение итогов урока, задание на дом
Подошла к концу наша пресс-конференция. Будем надеяться, что корреспонденты получили исчерпывающие ответы и довольны результатами работы. Называю сотрудников, которые справились с заданием:
а) итоги самостоятельной работы
б) оценка ответов
Конечно же, научный совет поручает вам решить задачу: "Тело движется по закону S(t) = 6t2 – t3. определите наибольшую скорость тела (исследуйте на экстремум)".
Спасибо всем за работу!