Урок истории "Преступные цели - преступные средства"

Разделы: История и обществознание


Тип урока: нетрадиционный, с элементами творческой деятельности.

Вид урока:

  • урок-откровение;
  • приём-исследование.

Цель:

  1. познакомить учащихся с архивными документами, письмами жителей блокадного Ленинграда; заслушать сообщения учащихся об участии их родственников в войне 1941–1945 гг.;
  2. продолжить работу с учащимися по закреплению навыков изучения первоисточников.
  3. Урок призван: смоделировать картину жесточайших, бесчеловечных преступлений фашистской Германии против советских граждан;
  4. способствовать расширению знаний о Великой Отечественной войне: формировать личностное отношение к героическому прошлому Отечества; воспитывать непримиримое отношение к проявлениям современного экстремизма.

Опережающее задание:

  1. Разыскать документы и фотографии времён Великой Отечественной войны.
  2. Подготовить сообщения на тему: “Моя семья в Великой Отечественной войне”.

План урока

  1. Вводная часть. Постановка проблемы.
  2. Массовый угон советских людей в Германию.
  3. Письма из блокадного Ленинграда.
  4. Документы об оккупационной политике фашистской Германии на территории СССР(1941-1944).
  5. Заключение, подведение итогов.

Этапы урока и его содержание

Вводная часть, постановка проблемы.

1. Слово учителя: Добрый день, ребята! Сегодня 6 декабря, а ровно 63 года назад, 5-6 декабря 1941 года советские войска перешли в контрнаступление под Москвой. Осуществилось то, о чём мечтали все советские люди, к чему стремилась вся наша многонациональная Родина. Мы не можем не отдать дань уважения тем суровым декабрьским событиям и продолжим разговор о Великой Отечественной, которая с каждым днём удаляется от нас, и может быть, Вам, юным, она уже не видится жестокой и кровавой. В мае 2005 года исполнится 60 лет нашей Победе над гитлеровской Германией. С каждым днём всё меньше остаётся в живых тех, кто прошёл суровыми дорогами войны, кто жизни не щадил на фронте, кто жилы рвал в тылу, обеспечивая фронт всем необходимым. Пока они живы, пока они рядом с нами, мы обязаны собирать их воспоминания и сохранять их. В самом начале изучения войны Вы получили задание – подготовить сообщения на тему “Моя семья в Великой Отечественной”, и сегодня Вам предоставляется такая возможность познакомиться с тем, что вы узнали от своих родных, а также поработаете с архивными материалами. Тему нашего занятия я сформулировала так: “Преступные цели – преступные средства”. Перед Вами ставлю задачу – исследовать предложенные материалы, подтвердить или опровергнуть формулировку темы урока, предложить свою формулировку.

2. Начнём нашу работу с музыкальной странички. Прослушайте песню А.Розенбаума “А может не было войны?.. “ ( Звучит песня в исполнении автора). Думаю, что вы настроились на работу и предоставляю слово Вашей однокласснице, которая расскажет Вам историю своей бабушки, которая была угнана на работы в Германию.

Выступает ученица со своим сообщением.

 3. Перейдём ко второму вопросу нашего плана. Наш разговор пойдёт о Ленинграде и ленинградцах. В семье моих родственников хранятся письма из блокадного города. Написаны они Натальей Михайловной Корольковой и Марией Васильевной Поливановой. Вот эти письма.

Нам были память и любовь даны,
Чтобы сердцам ушедших поклониться,
И может, будут не полны
Без этих строк истории страницы.

Первое письмо датировано 23 июля 1941 года. (Зачитывается письмо)

“Родная моя мамочка! Получила твою открытку, где ты говоришь о нашем приезде к Вам. Должна тебя огорчить, что это вещь маловыполнимая. Ты права, матерям с детьми дают расчёт, но это было бы нелепостью бросать комнату, вещи, работу и бежать в Кострому, – а от чего бежать? У меня даже ни на секунду не возникает мысли, что Ленинград может быть захвачен немцами. А если бежать только от бомбёжки, так бомба везде может попасть. Потом я писала уже своё рассуждение по этому поводу, – почему бомба обязательно должна попасть в меня? Да у нас их, кстати, до сих пор ещё не видно и не слышно. Наши соколы здорово стерегут город Ленина. Вот Алёшика, конечно, хотелось бы переправить к Вам, но боюсь, что из этого тоже ничего не выйдет. Отпуск для поездки за ребёнком дают, но максимум 10 дней, а для того, чтобы съездить за ним, отвезти в Кострому и приехать обратно, пожалуй, месяца мало. Ведь от Боровичей нет дороги на Кострому, я уж обдумывала с картой в руках весь маршрут и пришла к заключению, что путь может быть только такой:от Боровичей до Бежецка надо добираться пешим или конным путём, от Бежецка до Рыбинска железнодорожным(если удастся, т. к. это очень трудно). Ну, а от Рыбинска уже проще –  там можно пароходом. Но ведь на это нужно массу времени и денег, а у меня ни того, ни другого нет.

И кроме того, это путешествие так сложно и тяжело, что я Лёшку могу по дороге уморить. Нет, уж лучше сидеть на месте. От Алёши получила вчера открытку Он здоров, купается, загорает, в общем, живёт неплохо. Адрес его немного изменился:Ленинградская область, Мошенский район, село Мошенское, средняя школа, детсад № 3. По-видимому, там произошла некоторая перегруппировка. Так что будем, мои хорошие, сидеть каждый на своём месте и ждать, когда наша доблестная армия повернёт, погонит без оглядки фашистские полчища. Я думаю, что теперь уж этого ждать недолго. А пока будем напряжённо работать на своих местах и стараться принести возможно большую пользу Родине. Будьте здоровы, добры, не падайте духом. Обо мне не волнуйтесь, у нас всё спокойно. Крепко, крепко всех целую. Наташа. “

Второе письмо датировано 18 ноября 1941 года.

Родные мои дорогулечки! Мы с Алёшиком на сегодняшний день живы и здоровы, – надеемся, что и дальше так будет. Сейчас наше настроение, и без того достаточно бодрое, с каждым днём поднимается, так как враг не продвигается дальше, а во многих местах уже началось продвижение наших войск вперёд. Это чувствуется и у Москвы и у нас. Правда, немцы, видимо обозлившись неудачами на фронте, хотят сорвать свою злобу на мирных жителях, потому что как раз во время нашего наступления нам приходится переживать более сильные бомбёжки с воздуха, чем раньше. Но пока все бомбы летят мимо нас с сыночком. Будем надеяться, что минует нас чаша сия. От вас весточки давно нет. Очень меня беспокоит Андрей. Имеется ли с ним связь?

Вероятно нет. Наши пока тоже все живы и здоровы. Жизнь у нас в Ленинграде, нормальная, ленинградцы действительно стойкий и закалённый народ. Бомбёжки и артиллерийские обстрелы переносятся хладнокровно, нет ни паники, ни охов, ни вздохов. Все занимаются своими делами, работают, ходят по магазинам, ходят в кино и театры и т. д. В общем, было бы всё хорошо, если бы не было немножко голодновато и моментами страшновато. Алёшик у меня молодец. Ничего не боится, совершенно хладнокровно относится к бомбам, я конечно, всячески стараюсь поддерживать это в нём. По крайней мере, не будут у ребёнка испорчены нервы, если мы останемся живы. Так что не волнуйтесь за нас особенно, мои дорогие. Твёрдо уверена, что мы всё это переживём и ещё увидимся и весело потолкуем обо всём пережитом за бутылочкой чего-нибудь согревающего. Крепко всех целую. Будьте здоровы и бодры, мои ненаглядные. Пишите обо всех и обо всём. Не бойся повторяться в письмах, мамуся, т. к. безусловно, они доходят не все. Ещё раз крепко целую. Наташа. “

Наталья Королькова была актрисой, работала на радио. Оба эти письма были адресованы матери Натальи Корольковой, бабушке Алёшика, жившей в г. Костроме. На обороте второго письма виден рисунок мальчика, которому шёл тогда восьмой год Он нарисовал самолёт, сбрасывающий бомбу. Боевой корабль, ведущий по нему огонь. На берегу – стреляющий танк, убитых людей, подводную лодку. Присмотревшись, можно увидеть печать “Проверено военной цензурой № 36”.

Третье письмо написано крёстной матерью Алёши – Марией Васильевной.

“Дорогая, родная Симочка и дорогая тётя Саша! Наконец-то я могу вам всё описать, всю печальную нашу жизнь, а самое главное, судьбу Наташину Не могла вам писать по многим причинам. Первая, самая главная, та, что я сама не знала, что с ней в больнице, т. к. городская почта у нас не ходила, письма по месяцу и полтора задерживались, трамваи не ходили, погода морозная на редкость. В квартире 10 градусов мороза, т. к. паровое отопление не работало, печей у нас и буржуек тоже нет. Кухня одна отоплена, но тепло в комнаты не доходило. Не раздеваясь, спали всю зиму, и всем, что есть, покрывались с головой. Руки замерзали, перо не держится в руках, а ещё умудрилась заморозить кончики пальцев на обеих руках и ногах, стоя в очереди зимой за хлебом. Сейчас на руках на пальцах ранки. Сегодня 26 апреля. Воскресенье. Я было в церкви, заочное отпевание было по Наташе, так же, как и по Насте. Но так как погода плохая, выпал снег и слякоть, то я за Лёшей не зашла в детсад. Хотела его взять, но холодно и сыро На обратном пути зашла за ним – и он пошёл домой со мной на пару часов. Я ему сказала, что мамочке хуже, доктор сказал, что ей не поправиться, что она ему кланяется, целует его и велит быть хорошим, послушным мальчиком. И действительно, он хороший, меня очень слушает. Я его люблю, редкий ребёнок. На днях я добрела до больницы, во время воздушной тревоги шла по каменному мосту, разыскивала больницу. Наконец нашла и всё узнала. Умерла Наташа уже давно – 8 марта, в воскресенье, вот почему я её сегодня отпевала в воскресенье.

Теперь у меня на душе спокойно стало, видно ей хорошо теперь там, в царстве божьем. Лёшу Муся взяла на иждивение, я у неё тоже нахожусь, чтобы карточки к 1 мая получить, а то в детском саду сказали, что Лёша останется без карточек – это, значит, ложись и умирай. И мы его держать не сможем. Муся будет платить за него в детский сад. Ему там очень хорошо, кормят, он доволен. Его там любят и хвалят, что мальчик послушный, хороший. 1Мая будет у нас дома. В детский дом отдать его совсем надо. Но я думаю, что вы то есть ты, Симочка и тётя Саша со мной согласны, что Лёша будет под нашим руководством, а там после войны, бог даст, ты Симочка приедешь, выясним всё Лёшино положение, и как ты решишь, так и будем с тобой согласны…Если Ника вернётся, то Лёше будет хорошо, я уверена, что он примет в Лёше участие. Я сегодня и Нике напишу печальную весть о Наташе.

Милая Симочка, крепись, терпи, родная, против воли божьей ничего нельзя. За всё надо благодарить Господа, значит так надо моему Коле к Господу идти. Насте и Наташе, царство им небесное, вечный покой. Пиши, родная. Завтра пойду в больницу за вещами, надо 50 рублей заплатить там за похороны. Симочка. ты на меня не обижайся, мы все были больны в одно время. Теперь Муся вторую неделю как поступила на работу в ясли сестрой, сутки дежурит, сутки свободна. На Крестов остров ходит. Мама лежит вся пухнет. Вторую неделю не встаёт. Жду от тебя письма. Как там Саша, детки. Спаси Вас Бог. Целую”.

Мама Лёшика попала в больницу в крайней степени истощения, стоя в очереди за хлебом, она упала без чувств. После её смерти мальчик жил у родственниц. Потом одну из них отправили на оборонные работы, а с другой случилось несчастье – тронулась умом. Когда ей стало совсем плохо,

она выставила мальчика на площадку, где его и подобрали обмороженного. Позже он вспоминал, как весь был покрыт корочкой, которая при малейшем движении лопалась и кровоточила. Затем Алёша попал в детский дом, вместе с которым его вывезли по Ладоге в Ивановскую область, в г. Мстеры. Там его и разыскали родные бабушка и дедушка.

Прослушивается песня А.Розенбаума “На дороге жизни”.

Алёша выжил. Судьба привела его в наши края. Он стал геологом. Когда у него родилась дочка, её назвали Наташей в память о бабушке. Сердце Алексея Павловича Королькова, мальчика из блокадного Ленинграда, перестало биться 22 февраля 2000 года. Но жизнь продолжается. В нашем городе живут его родные – жена, дочь, три внука и внучка, которая родилась спустя год после смерти деда. Она родилась 6 февраля, в день Ксении Петербургской. Наша Ксюша – правнучка Наташи, что погибла в годы блокады, и моя племянница. В семье Корольковых бережно хранят фотографии, письма, поздравление от Б. Н. Ельцина на 55-летие снятия блокады, памятный знак и удостоверение “Жителю блокадного Ленинграда”. Я хочу показать их Вам.

4. Слово учителя: Теперь перейдём к самостоятельной работе – вам предлагается пакет документов. Ознакомьтесь с ними и сделайте свои выводы и умозаключения по поставленной проблеме. Учащимся раздаются документы.

Документ № 19
Из замечаний и предложений Ветцеля по генеральному плану “Ост”

г. Берлин, 27 апреля 1942 г.

…Абель видел только следующие возможности решения проблемы: или полное уничтожение русского народа, или онемечивание той его части, которая имеет явные признаки нордической расы. Эти очень серьёзные положения Абеля заслуживают большого внимания. Речь идёт не только о разгроме государства с центром в Москве. Достижение этой исторической цели никогда не означало бы полного решения проблемы. Дело заключается скорей в том, чтобы разгромить русских как народ, разобщить их. Только если эта проблема будет рассматриваться с биологической, в особенности с расово-биологической, точки зрения и если в соответствии с этим будет проводиться немецкая политика в восточных районах, появится возможность устранить опасность, которую представляет для нас русский народ…Важно, чтобы на русской территории население в своём большинстве состояло из людей примитивного полуевропейского типа. Оно не доставит много забот для германского руководства. Эта масса расово неполноценных, тупых людей нуждается, как свидетельствует вековая история этих областей, в руководстве…Для нас, немцев, важно ослабить русский народ в такой степени, чтобы он не был больше в состоянии помешать нам установить немецкое господство в Европе…

Документ № 28
Объявление коменданта г. Киева генерал-майора Эбергарда о расстреле жителей

г. Киев, 2 ноября 1941 г.

Участившиеся а Киеве случаи поджогов и саботажа заставляют меня прибегнуть к строжайшим мерам. Поэтому сегодня расстреляны 300 жителей Киева. За каждый новый случай поджога или саботажа будет расстреляно значительно большее количество жителей Киева…

Эбергард, генерал-майор и комендант города.

Документ № 31
Объявление коменданта г. Киева генерал-майора Эбергарда о расстреле жителей

г. Киев, 22 ноября 1941 г.

В Киеве злонамеренно попорчены средства связи (телефон, телеграф, кабель). Так как вредителей нельзя было дольше терпеть, то в городе было расстреляно 400 мужчин, что должно послужить предостережением для населения. Требую ещё раз о всяких подозрительных случаях немедленно

Сообщать немецким войскам или немецкой полиции, для того чтобы в надлежащей мере были наказаны преступники.

Эбергард, генерал-майор и комендант города.

Документ № 37

Из письма председателя городской управы г. Киева штадткомиссару Мусу о голоде среди населения вследствие низких норм снабжения продуктами питания.

г. Киев, декабрь 1941 г.

Население г. Киева на сегодняшний день по распоряжению комиссариата получает по 200 г хлеба на неделю, кроме того, работающие рабочие получают от своих учреждений дополнительно ещё по 600 г хлеба на неделю.. Сейчас население города совсем не получает таких продуктов, как жиры, мясо, сахар и другие, в городе начинают учащаться случаи опухания от голода.

Голова г. Киева

Документ № 43
Сообщение командира полиции безопасности и СД Латвии в бюро гражданских записей в Риге об уничтожении душевнобольных

г. Рига, 19 мая 1942 г.

Настоящим удостоверяю, что поименованные в прилагаемом списке 368 неизлечимых душевнобольных скончались 29 января 1942 г.

Исполняющий обязанности штурмбанфюрер СС Кирсте.

Документ № 154
Директива начальника штаба военно-морских сил об уничтожении г. Ленинграда

г. Берлин, 29 сентября 1941 г.

…2. Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли. После поражения Советской России дальнейшее существование этого крупнейшего населённого пункта не представляет никакого интереса…

4. Предполагается окружить город тесным кольцом и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сровнять его с землёй.

Документ № 96
Акт о массовом истреблении военнопленных советских граждан в лагерях посёлка Дарница Киевской области

18 декабря 1943 г.

Заключение… 1. В указанных выше пунктах посёлка Дарница и его окрестностях количество трупов военнопленных и других советских граждан, умерщвлённых и погибших в период временной оккупации немцами, исчисляется свыше 68 тысяч, распределяясь следующим образом:

А) на территории леса, около большого лагеря – 11 тыс. трупов,

Б) на кладбище и прилегающих к нему участках – 40 тысяч трупов,

В) в других местах Дарницы и её окрестностей – 17 тысяч трупов…

Документ № 97
Заявление жителей г. Харькова в Центральную комиссию по расследованию зверств немецких оккупантов о расстреле раненых военнопленных

г. Харьков, декабрь 1943 г.

Мы, жители дома № 14 по улице Тринклера, № 3 Покровского переулка (Харьков), были свидетелями неслыханных зверств немецких оккупантов во время пребывания их в Г. Харькове Во время второй оккупации при входе в город немцы расстреляли раненых красноармейцев, лежавших в госпитале, и одного из них повесили на дверях сарая дома № 12 по улице Тринклера. Утром, выйдя во двор, увидели на дверях распятого раненого красноармейца. Руки были прибиты в горизонтальном положении гвоздями, ноги упирались в землю, голова с обрезанными ушами свисала, половые органы обрезаны, брюки спущены до колен, и на груди на повязке надпись “Иуда”.

(Далее следует 11 подписей)

Документ № 56
Объявление коменданта г. Запорожья о расстреле заложников

г. Запорожье, 24 февраля 1943 г.

17 февраля 1943 г. приблизительно в 22 час, в северо-западной части старого Запорожья бандитами был убит немецкий зондерфюрер. В отместку за это было приказано расстрелять до обеда 10 коммунистов. Расстрел проведён до обеда 20 февраля 1943 г. Каждое дальнейшее нападение на немецких солдат и служащих армии в дальнейшем будет наказываться кровью в возрастающей степени.

Военный комендант г. Запорожья.

(Учащиеся работают с документами. По окончанию работы высказывают свою точку зрения).

5. Заключительная часть урока.

Слово учителя: Независимо от возраста можно забыть отдельные эпизоды своей биографии. Тускнеют, стираются черты знакомых когда-то людей, но нельзя забывать страницы биографии своего народа. Поэтому сегодня мы говорили о фашизме- философии уничтожения и разрушения личности, подчинения разума инстинктам. Фашизм – это “сила выше права”. Взгляд на свободно мыслящего человека, как на взбесившееся животное, достойного кнута и смерти. Фашизм- это педантично расстрелянные миллионы людей; это насилие над мыслью, любовью, молодостью; фашизм – жирно дымящиеся трубы крематориев в концлагерях, выстрелы в затылок. У фашистов были самые воинственные марши, самое скорострельное оружие с клеймом “С нами Бог”. Это они, голубоглазые викинги, садились в танки и самолёты, засучив рукава, как мясники. Их фюрер верил, что он немецкий Иисус Христос, вооружённый мессия с идеей очищения. У них были преступные цели, добивались они этого преступными средствами. Как никогда раньше сейчас велик интерес к достоверному факту, к реконструкции событий. В характерах людей мы исследуем историю. В событиях истории мы познаём человека. Мы хотим знать правду о себе, мы хотим знать свой характер и истоки нашей духовной силы. Именно поэтому на уроке мы использовали этот материал и мне, в завершение хочется, чтобы вы задумались и осмыслили следующее: “Кто не помнит своего прошлого – тот обречён пережить его вновь”. Не дай вам Бог пережить подобное.

Память!
Ей мы навеки верны.
Дорогие, суровые лица.
Сколько лет мы живём без войны?
И война не должна повториться.

Рекомендуемая литература:

“Преступные цели – преступные средства” (документы об оккупационной политике фашистской Германии на территории СССР (1941–1944 гг. ). М.: Экономика. 1985.