Тема: Осень.
Цели урока:
- Образовательная:
- Развивающая:
- Воспитательная:
Формирование знаний об окружающем мире и его закономерностях в целом; закрепление знаний о написании безударных гласных в корне.
а) развитие речи: обогащение и усложнение её словарного запаса, смысловой функции; усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность).
б) развитие мышления: умение анализировать, обобщать, выделять основные признаки, взаимооценивать друг друга.
в) развитие сенсорной сферы: развитие точности, тонкости различения цвета, формы, звуков, оттенков речи.
Формирование эстетических свойств личности (эстетического вкуса, любви к природе), творческой активности, наблюдательности, аккуратности.
Оборудование учителя: Портрет А. Н. Майкова, словарные слова, гербарий, грамзапись.
Оборудование учащихся Рабочие тетради, акварельные краски, кисточка, палитра.
Ход урока:
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. | Организационный этап Задача: Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке, психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию. |
|
|
II. | Этап подготовки к активному и
сознательному усвоению нового материала. Задача:
Организовать и целенаправить познавательную
деятельность учащихся.
Задача: подготовить учащихся к восприятию фронтальной беседы о листопаде. |
Сегодня на этом уроке мы познакомимся с
творчеством писателя А.Н.Майкова и его
произведением “Осень”, должны
проиллюстрировать стихотворение и
взаимооценивать работы друг друга. “В октябре
семь погод на дворе”. Как вы понимаете эту
пословицу? Как можно охарактеризовать этот месяц? Какой у него характер? Как в народе называют этот месяц? |
|
Почему осенью происходит листопад? Все ли листья желтеют? Почему одни листья желтеют, другие –краснеют? Сгруппируйте деревья по их признакам. Дуб, клен, тополь, сосна, лиственница, береза, ель, осина. По какому же признаку вы сгруппировали? А ещё по каким признакам можно их сгруппировать? Какие из них растут в нашей местности? Правильно. Но с каждым годом их становится меньше. Почему их становится меньше? Используя природу, люди нередко наносят ей вред. Поэтому в нашей стране необходима большая работа по охране природы. Использовать природу мы должны бережно. Как её нужно беречь? Посмотрите внимательно на листья и скажите: как они выглядят, на что они похожи? Листопад – красивая пора осени. Каждый воспринимает это время года по – своему. Какое впечатление сложилось у А.Н. Майкова, узнаем, познакомившись с его произведением. |
|||
III. |
Задача: установить причинно – следственную связь происхождения листопада.
Задача: выделить основные признаки деревьев, подготовить учащихся к правильной передаче формы листьев при иллюстрировании стихотворения, сделать описание листьев, решить воспитательную цель урока. а) Творческое задание: сгруппировать деревья по их признакам. б) Творческое задание: описание листьев. |
Так говорят, потому что погода может
измениться за день несколько раз: то солнышко
светит ярко, то ветер дует, то первый снег
выпадет. У октября характер переменчивый: он и
плачет, и смеётся. Этот месяц называют
листопадом. Деревьям нужно много воды. За лето
большая береза, например, испаряет около семи
тонн воды. Зимой столько влаги из почвы не
получишь. Зима для деревьев не только холодное,
но и сухое время года. Теряя листву, деревья
защищают себя от “зимней засухи”. Листопад
приспосабливает деревья к зиме. Осенью листья
становятся не только желтыми, но и красными,
багряными. Это зависит от того, какое красящее
вещество находится в вянущем листе Дуб береза сосна Клен тополь ель Осина лиственница По признаку окраски листьев с наступлением осени. 1ст.- листья этих деревьев краснеют. 2ст. – листья желтеют. 3ст. – листья не меняют окраску. Можно разделить на 2 группы: хвойные и лиственные. Ель, сосна, лиственница – хвойные деревья, остальные – лиственные. В нашей местности растут все деревья, кроме дуба и клена.
Их становится меньше от вырубки, от пожара, от неосторожного обращения с огнем.
Не ломать ветки деревьев, не срывать цветы, не ловить бабочек, не трогать гнезда. Листья осины округленной формы. Они как румяные, спелые яблоки. Листья березы с заостренным концом. Они похожи на желтые лимончики. Листья дуба овальной формы, как красные кружева. Листья клена выглядят как пятиконечная звезда. |
|
Этап усвоения новых знаний. Задача:
познакомить с творчеством писателя,
использовать грамзапись, чтобы учащиеся при
первичном знакомстве с произведением со слуха
произвели правильно музыкальность и ритмику
стиха, услышали яркие и образные выражения и
поняли их смысл, сделать языковой анализ
стихотворения. 1. Знакомство с творчеством писателя. 2. Задача: настроить учащихся на эмоциональное восприятие поэтического текста. 3. Первичное знакомство учащихся с текстом (звучит грамзапись). Словарная работа. 4. Первичное осмысление и закрепление материала. 5. Восстановление текста.
Работа над прямым и переносным значением слова “золотой” Задача: дать понятие о прямом и переносном значении слов, из пассивного словаря включить в активный словарь. |
А.Н. Майков родился
недалеко от Москвы, в селе Никольском. Мать его
была писательницей, отец - художником. Мать учила
его грамоте, а отец – рисованию. Он много
путешествовал, много видел и в своих стихах часто
рассказывал о разных странах, народах. Главной
темой его произведений была природа. Послушайте
внимательно стихотворение и определите: о какой
поре осени пишет автор? В этом стихотворении
встречается выражение “Смело топчу я ногой,
вешнюю леса красу”. Слово “вешняя” в
современной речи не употребляется. Оно
устаревшее, означает – весенняя. Как вы думаете:
что означает выражение “Топтать вешнюю красу”?
Это выражение означает “Уходящую красу” Какое
чувство (радости или грусти, бодрости и
усталости) выразил поэт в стихотворении?
Подтвердите свой ответ словами из стихотворения.
Как нужно читать эти
строки? Одинаковые ли чувства и мысли рождаются у
человека, когда приходит осень? Какие же чувства
у вас рождаются при наступлении осени? Автор
этого стихотворения испытывает последнюю
красоту осеннего леса, ему радостно, что он
увидел эту красоту. А.Н. Майков в эту даже
грустную пору находит возможности для
человеческих радостей. Ребята, давайте
восстановим текст, вставляя безударную гласную в
корне слова. Подберите устно проверочные слова. Каким сравнением писатель передал красоту осенних листьев? Выделите корень в слове золотой. Подберите однокоренные слова. Золотое кольцо, золотое сердце, золотые руки, золотая цепочка, золотая осень, золотые сережки. На какие группы можно их разделить? А ещё как можно сгруппировать? В первом случае, слово “золотой” употребляется в прямом значении. (это вещи, действительно сделанные из золота) Во втором случае, слово “золотой” употребляется в переносном значении. Когда говорят, что у человека золотое сердце, золотые руки? Подберите синоним к слову “золотой” |
(обмен впечатлениями) Автор пишет о листопаде.
(Варианты ответов)
Поэт выразил чувство радости. У него бодрое настроение. Его настроение можно подтвердить строфами:
Эти строки нужно читать весело, радостно, громко. Нет, неодинаковые. Некоторым бывает грустно от того, что природа увядает. Обмен впечатлениями.
Кроет уж лист з…л…той
Золотой – золото, золотистый, золотятся, позолоченный.
Можно разделить на две группы: 1 гр. – cловосочетания во множественном числе. 2 гр. – словосочетания в единственном числе. 1 гр. – золотое кольцо, 2 гр. – золотое сердце,
Золотое сердце – чуткое, доброе сердце. Золотые руки – трудолюбивые руки, мастер на все руки. |
|
IV | Этап закрепления новых знаний. Задача:
закрепить в памяти учащихся те знания и умения,
которые необходимы для самостоятельной работы
по новому материалу.
Задача: подготовить учащихся к выразительному чтению.
Задача: контролировать правильность чтения, исправить ошибки, добиваться отчетливого произношения русских слов. Задача: развивать творческое воображение, способствовать речевому развитию. Задача: развивать точность, тонкость различения цвета, формы листьев; воспитывать аккуратность. |
Прочитайте стихотворение про себя, затем
проведём выразительное чтение. Вспомните, какие
слова должны читать громко, радостно. Прочитайте
выразительно стихотворение, выделяя голосом
слова, на которые падает логическое ударение.
Представьте картину, созданную писателем. Какие
картины можно нарисовать словами по этому
стихотворению? Вспомните, как выглядят листья деревьев. Ваша задача: передать в своих рисунках красоту осеннего леса в тех тонах и оттенках, в которых увидел автор. Аккуратно обращайтесь с акварельной краской, палитрой. |
С деревьев опадают листья. Они падают на землю и устилают её разноцветным ковром. Листва облетела с деревьев, обнажаются их ветки. Дует ветер. Местами листья собраны в кучу. Листья шумят под ногой. На сильном ветру ломаются сучья деревьев. |
V | Этап информации учащихся о домашнем
задании, инструктаж по его выполнению.
Задача: выявить лучшие работы, честно взаимооценивать работы друг друга. Задача: выяснить, насколько учащиеся усвоили новый материал.
Задача: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. |
Чья работа больше подходит к содержанию
прочитанного? Какая работа получилась
аккуратной? С произведением какого писателя мы
познакомились сегодня на уроке? О какой поре осени написал автор? К чему призывает автор? Он замечает малейшие изменения в природе и находит прелесть в любом времени года. Мы должны уметь наблюдать за всеми явлениями природы, вести дневник наблюдений. Оценивание за урок. Комментирование оценок. Задание дается на выбор:
|
Обмен впечатлениями. Взаимооценивание работ. Мы познакомились с произведением писателя А.Н. Майкова. Автор написал о листопаде. Автор призывает каждого из нас быть наблюдательными, увидеть прелесть в каждом времени года. |