"Тропинки творчества"

Разделы: Начальная школа


I. Введение

В современной действительности очень важна готовность человека действовать инициативно и творчески при любых обстоятельствах – этот социальный запрос соответствует потребностям ребенка быть самостоятельным, знать и уметь использовать свои возможности.

Школа призвана оказывать индивидуально-ориентированную помощь детям в реализации базовых первичных потребностей, без чего невозможно ощущение природной “самости” и человеческого достоинства. Кроме того, она создает условия для максимально свободной реализации заданных природой физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, помогает ребенку в духовном и творческом самовоплощении.

Успех и уверенность в обучении зависят от того, как учитель сможет помочь раскрыть индивидуальные способности, творческий потенциал каждого.

Из вышесказанного вытекает актуальность данной работы.

Объект исследования – совместная деятельность учителя и учащихся начальных классов Бедиминской средней школы.

Предмет исследования – процесс развития творческих способностей младших школьников.

Цель доклада:

  • Конкретизация форм, методов и приемов развития творчества.
  • Выявление условия развития творческих способностей.

Гипотеза – если ребенок мыслит творчески, если видит вокруг возможность для самосовершенствования, то он будет инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы ни взялся.

Методы:

  • Изучение педлитературы, статей
  • Обобщение опыта работы
  • Беседы с учениками, родителями

Новизна – выявление условия, новые подходы развития творческих способностей детей.

Практическая значимость – данной опыт работы могут использовать учителя начальных классов.

II. Тропинки творчества (из опыта работы)

Работая по данной теме, несколько лет выявила некоторые наиболее эффективные формы работы, назвала “тропинками” творчества (приложения 1).

1-я ТРОПИНКА – “Сочинения”.

Сочинение – это от старого русского слова “ЧИН”, то есть “порядок”. Сочинять, создавать сочинение – значит приводить в порядок свои мысли, свои знания. Сочиняя, мы описываем предметы и картины (это описание), либо рассказываем о событиях, повествуем (это повествование), либо связываем свои знания, сравниваем, спорим, делаем выводы (это рассуждение). Чаще всего сочинения бывают смешанные.

Тематику сочинений определяют из разного уровня обобщения знаний и социального опыта детей. Выделено 2 основные группы тем:

1-я группа – репродуктивные (предполагает раскрытие какого-то отдельного факта, явления, связанного с опытом детей).

2-я группа – творческие (ученик вынужден при разработке таких тем совершать внутрипредметный перенос знаний, и формулирование темы побуждает его к проявлению эмоционально-оценочных суждений)

Необходимо помнить три обязательных условия написании сочинений:

  • обсудить с детьми написанные сочинения;
  • обязательно при обсуждении упомянуть всех участников;
  • по итогам обсуждения предоставить детям возможность отредактировать работы.

Виды сочинений:

  • сочинения по живым наблюдениям и воспоминаниям;
  • из жизни, из опыта детей;
  • описание картин;
  • фантастика, вымысел, приключения;
  • научные темы из истории;
  • современные темы рассуждений;
  • споры, дискуссии.

Подготовка к сочинению имеет свои ступени или шаги:

  • 1 шаг – выбор темы сочинения;
  • 2 шаг – сбор и обдумывание материала;
  • 3 шаг – выбор заглавия;
  • 4 шаг – составление плана из 3-5 частей;
  • 5 шаг – подготовка по частям;
  • 6 шаг – словарик трудных слов, предупреждение ошибок;
  • 7 шаг – подбор иллюстраций;
  • 8 шаг – написание черновика. Черновик должен “отлежаться”, чтобы автор прочитал написанное как бы новыми глазами;
  • 9 шаг – работа с черновиком, его правка, доработка;
  • 10 шаг – переписывание набело;
  • 11 шаг – оценка.

Как член совета УНК уже три года подряд проводила заочный конкурс сочинений. Ученики улуса очень активно участвовали в конкурсе. По итогам были выпущены три брошюры “Мои первые сочинения”, куда вошли лучшие работы, итоги конкурсов.

2-я ТРОПИНКА – “Творческие задания”.

Задания творческого характера – это задания, предполагающие вариативность решения и рассчитанные на реализацию творческих возможностей учащихся.

  • Иллюстрирование произведений и подписание рисунков словами из текста.
  • Серия рисунков к одному тексту.
  • Портрет героя.
  • Характеристика героя.
  • Составления писем и телеграмм от имени героев.
  • Реклама.
  • Изобрази, как представляешь.
  • Пишем, подражая автору.
  • Рассказы по наклейке.
  • Конкурс “Кто прочитает оригинально”.
  • Книжки-малютки и т.д.

На уроках труда в начальных классах задания творческого характера связаны с изменением конструкции изделия (количества, формы, размеров, способов соединения), с заменой материалов и с различным оформлением изделия.

3-я ТРОПИНКА – “Уроки творчества”.

Уроки творчества я провожу в 3 классе. Преследую цели:

  • раскрытие творческого потенциала школьников;
  • развитие интеллектуальных способностей, познавательного интереса, расширение кругозора;
  • развитие коммуникативных навыков.

На уроках творчества мы учимся сочинять сказки, стихи, рассказы. У всех учащихся альбомы “Мин бастакы холонууларым”. Детям очень нравятся такие уроки, они с нетерпением ждут. На таких уроках дети раскованны, открыты. Они учатся вместе жить, вместе решать свои проблемы, пробуют себя и свои силы, учатся анализировать, сравнивать, делать выводы о своей работе, отстаивать свою точку зрения. Повышается ответственность, уровень самостоятельности, закаляется характер.

4-я ТРОПИНКА – “Проекты классных часов”.

Как классный руководитель, нацеливаю детей на самостоятельность в проведении классных часов. Дети сами выбирают тему, ставят цели, разрабатывают содержание работы, этапы мероприятия, призы. То есть защищают проекты.

Так, моими учениками созданы следующие проекты:

  • “Эбугэлэрбит оонньуулара” – С. Коля, Д.Дима;
  • “Веселые старты” – А.Катя, С.Уля;
  • “Слабое звено” – З.Дима, Е. Миша;
  • “Путешествие по стране знаний” - И Кыдана, С. Света;
  • “Семь бед – один ответ” – С. Дима, И Сеня;
  • “Спорт, спорт, спорт” – Я. Света, Н. Саргы;
  • “Умники и умницы” – С.Света, С. Уля
  • “Кэрдээх стартар” - И.Сеня, З.Дима
  • “Кинигэ эйгэтигэр” – Н. Саргы, А. Катя
  • “Мир сказок” – И. Кыдана, Я. Света;
  • “Джунгли зовут” – С. Дима, С. Коля

Такие проекты учат детей умению выступать, быть организованными, творчески относиться к делу.

5-я ТРОПИНКА – “НИР”

составной частью развития творческой деятельности учащихся является научно-исследовательская работа (НИР). Задачи включения учащихся в НИР:

  • обучение учащихся методике исследования, пополнение и углубление теоретических знаний;
  • вооружение их технологией и умениями творческого подхода к исследованию выдвинутых проблем.

Мои ученики первые шаги в исследовательскую деятельность сделали на улусных смотрах мини-докладов и мини-проектов.

Так, Захаров Дима (3кл) получил поощрение на улусном смотре по теме “Туэлбэм сылга кэрдэр маьын ахсаанын суота”.

Дмитриев Дима – дипломант смотра мини-докладов и дипломант улусной конференции “Шаг в будущее” в медико-биологической секции по теме “О5о урдугэ – сайыытын биир кэрдэруутэ”.

Санников Коля – обладатель номинации “Юный дизайнер” в улусном смотре мини – проектов с проектом “Класс – планетарий”.

Иванов Сеня, Сергучева Уля, Захаров Дима успешно защитили свой групповой проект “Моя школа”.

6-я ТРОПИНКА – “Выставки, конкурсы”

Творческие работы учащихся постоянно выставляются. В кабинете имеется стенд “Своими руками”.

Лучшие работы помещаются в стенгазету начальных классов “Кустук”, который выходит каждую четверть. А также дети участвуют в различных конкурсах рисунков.

В улусном конкурсе фант-проектов имеют призовые места:

  • Яковлева Света – 2 место “Мин оскуолам XXI уйэ5э”;
  • Неустроева Саргы – 1 место “Сайдар Майабыт XXI уйэ5э”;
  • Санников Коля – 3 место “Сайдар Майабыт XXI уйэ5э”;
  • Групповая работа – Дмитриев Дима, Сергучева Уля, Захаров Дима – 1 место;
  • Дмитриев Дима – дипломант улусного конкурса рисунков “Моя бабушка”.

7-я ТРОПИНКА – “Публикации”.

Постоянно высылаем сочинения учеников в газеты “Кэскил”, “Юность Севера”, “Бэргэн”. Имеются публикации:

  • Н. Саргы (4 класс) – “Киэн туттар амарах а5ам”;
  • Е. Миша (4 класс) – Сылгылары эрчийэр”;
  • Я. Света (4 класс) – “А5абынан киэн туттабын”;
  • С. Дима (4 класс) – “Аа5ар интэриэспитин урдэтэбит” (прилож. 8);
  • А.Айаал (2 класс) – “Мин до5орум”;
  • С. Аня (2класс) – “Снежок” (прилож. 9);
  • С. Вова (2 класс) – “Мин ньирэйим”; (прилож. 9);
  • С. Валя (2 класс) – “Ыаллаах оонньуубут”;
  • А. Петя (2 класс) – “До5орум Айаал”;
  • Д. Катя (2 класс) – “Кулунчук” (прилож. 10);
  • П. Женя (1 класс) – “Туораах” (прилож. 10);
  • С. Вика (1 класс) – “Мин ньирэйим”;
  • А. Дуня (4 класс) – Что я люблю”;
  • М. Валя (3 касс) – “Зима”.

8-я ТРОПИНКА – “Семейные творчества”.

В свою работу привлекают родителей. Они вместе с детьми выполняют творческие задания. В кабинете имеются панно, которые мастерили дети вместе со своими родителями. Панно сделаны из различных материалов: оригами, аппликации, панно из теста, рыбьи косточки, орешки, природный материал, смешанная техника.

Все семьи выполнили буклеты “Мин а5ам – саллаат”, “Мин эьэм, эбэм”. Во все работы семьи вкладывают душу, проявляют огромный творческий потенциал.

9-я ТРОПИНКА – “Оценка 6”.

С прошлого года ввела оценку “6”. Эта оценка ставится за оригинальный творческий подход и особое усердие. Стремясь получить такую оценку, дети порой сами того не чувствуя, выполняют большую работу.

В журнал ставится оценка “5”, а в дневник – “6”. Почти все мои ученики обладают такой оценкой и очень этим гордятся.

Я надеюсь, что пройдя все эти тропинки творчества, ученики приобретут творческие умения, необходимые для самостоятельной познавательной и практической деятельности.

Заключение

Школа призвана оказывать индивидуально-ориентированную помощь детям. Кроме того, она создает условия для максимально свободной реализации заданных природой физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, помогает ребенку в духовном и творческом воплощении.

Обобщив свой опыт работы, изучив соответствующую литературу, выявила условия творчества:

1. РАННЕЕ НАЧАЛО.

Раннее плавание, раннее хождение, раннее чтение, ранний счет, раннее знакомство и работа с разными инструментами и материалами дают огромный толчок развитию способностей.

2. ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА, СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ.

Насколько возможно заранее окружить ребенка такой средой и системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность.

3. МАКСИМАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ СИЛ.

Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до потолка своих возможностей и постепенно поднимает этот “потолок” все выше и выше.

4. СВОБОДА ВЫБОРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем служат надежной гарантией того, что напряжение ума пойдет на пользу.

5. ПОМОЩЬ ВЗРОСЛЫХ.

Не превращать свободу в безнаказанность, а помощь – в подсказку. Нельзя делать ЗА ребенка то, что может сам сделать, думать ЗА него, когда он сам может додуматься.

Развитие творческих способностей помогает человеку быть на высоте, какой бы род деятельности он ни избрал бы в будущем, способствует обогащению внутреннего опыта школьников.