Одним из основных целей математического образования является формирование у учащихся умения решать задачи, развитие логики и интуиции.
Учебное время, отводимое на изучение математики, можно условно разделить на две части: затрачиваемое на изучение теории и отводимое на применение теории, т.е. на решение задач. И времени на решение задач не хватает. Поэтому учитель вынужден ограничиваться решением одно – двухшаговых задач и на базе решения таких задач не может быть и речи о развитии мышления.
К этому добавляется дефицит времени, при котором не до поиска решения нестандартных задач.
Решению этой проблемы помогает метод крупноблочного изучения учебного материала.
Подробно изучив метод В.Ф. Шаталова и технологию укрупнения дидактических единиц П.М. Эрдниева, опираясь на их методы, я разработала программу изучения алгебры и начала анализа по учебнику А.Н. Колмогорова.
При этом стараюсь не копировать механически опыт Шаталова и Эрдниева, стараюсь перенять их идеи в собственных условиях и возможностях, беру не все позиции, а лишь те, которые приемлемы при блочно-модульном обучении.
11 класс. Блок 4. Показательная и логарифмическая функции. 36 часов.
I. Информационный цикл.
После повторения и проверки опорных знаний перехожу к изложению новой темы в виде лекции. Так как происходит укрупнение дидактических единиц, то желательно применение опорных конспектов, таблиц, наглядных средств.
II. Практический цикл (самопогружение).
Ставится цель, выделяются опорные задачи, планируется деятельность учителя и ученика. Учащийся работает с текстом, отвечая на контрольные вопросы. На данном уроке идет отработка навыков и умений.
На III уроке желательно проведение самостоятельной работы обучающего характера.
М2. Иррациональные уравнения
Цели модуля М2:
- Образовательная – дать понятие иррациональных уравнений, показать методы решения иррациональных уравнений.
- Развивающая – способствовать формированию умений классифицировать иррациональные уравнения по методам решений, научить применять эти методы, способствовать развитию математического кругозора, логического мышления.
- Воспитательная – содействовать воспитанию интереса к иррациональным уравнениям, воспитывать чувство коллективизма, самоконтроля, ответственности.
Типы уроков модуля М2
- Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
- Отработка умений и навыков решения иррациональных уравнений.
- Проверка и оценка знаний на первичном уровне.
Методы обучения на модуле М2
- частично-поисковый;
- репродуктивный;
- системные обобщения.
Формы организации учебной деятельности:
- Индивидуальная,
- фронтальная,
- парная,
- групповая,
- самопроверка,
- взаимопроверка,
- коллективные способы обучения.
Оборудование урока: кубик-“экзаменатор”, задачи вступительных экзаменов по математике в Бурятский Государственный Университет за 2001-2004г., учебники, дополнительная литература, лист учета знаний, справочники.
План модуля:
1.Организационный момент. Постановка цели, мотивация.
2.Актуализация опорных знаний, проверка домашней работы.
3.Изучение новой темы. Лекция.
4.Самопогружение. Закрепление нового материала:
а) на уровне воспроизведения.
б) на уровне творческого применения и добывания знаний.
5. Проверка и оценка знаний.
Урок первый
Урок-лекция
Цели:
- Подготовка к восприятию новой темы.
- Дать понятие иррациональных уравнений; рассмотреть методы их решений.
Ход урока
Учитель: На этом уроке встретимся с еще одним видом уравнений– иррациональные уравнения. Рассмотрим различные методы решения. Тема эта актуальна, так как иррациональные уравнения часто встречаются на вступительных экзаменах в ВУЗы, с их помощью легко диагностируются знания абитуриентов по многим понятиям, начиная с такого понятия как равносильность уравнений и заканчивая понятием ОДЗ.
Перед вами стоит задача – прослушав лекцию, поработав с учебником, прорешав уравнения, показать знания и умения по решению иррациональных уравнений. За каждый этап урока будете получать баллы от 1 до 5. Суммировав – соответствующую оценку. Желаю всем удачи!
К доске вызываются трое учащихся с проверкой домашнего задания, а класс работает устно.
1-й ученик решает уравнение: ах = 1
2-й ученик решает уравнение: (а2– 4) х = а + 2.
3-й ученик решает: |у– 2| + |у– 3| = 1.
Остальным учащимся предлагается вспомнить определение и основные свойства корня п-ой степени, ответить устно на вопрос: “Какие виды уравнений вы знаете?”
1) ах + в = 0 – линейное уравнение.
2) ах2+вх+с=0 – квадратное уравнение.
3) – простейшее степенное уравнение.
4) тригонометрические уравнения: sin = a, cos = a, tg = a, ctg = a.
Все эти уравнения могут содержать параметр и модуль.
Из домашней работы выбраны эти 3 уравнения, т.к. они актуальны при изучении новой темы. Есть мудрое изречение: “Гений – это 99% усердия и только 1% таланта.” Вдумайтесь в эти слова и пусть они будут девизом нашего модуля сегодня.
Лекция. Запишите число, тему: Иррациональные уравнения.
Новая тема.
Определение иррационального уравнения, примеры: , , и т. д.
Что значит решить иррациональные уравнения? Это значит: найти все такие значения переменной х, при которых уравнение превращается в верное равенство, либо доказать, что таких значений не существует.
Другие понятия для иррациональных уравнений определяются так же, как и для рациональных уравнений.
Широко распространенными иррациональными уравнениями, предлагаемыми на вступительных экзаменах, являются уравнения вида = В(х), где А(х) и В(х) – алгебраические выражения, где неизвестная величина содержится под знаком корня и уравнения вида .
Вернемся к уравнению вида ):
Показывается способ решения уравнения данного вида:
(1)
Примеры:
1) ;
2) = х – 2.
Учитель показывает решение этих двух уравнений на доске:
Обратите внимательно на правые части уравнений. Во втором уравнении должно налагаться дополнительное условие, которое вытекает из определения арифметического корня n-ой степени.
Имеем = х – 2. Пришли к системе
х2– 5х + 4 = 0
х1 = 4,
х2 = 1– посторонний корень, не удовлетворяет условию х ? 2.
Еще один вид иррационального уравнения сводится к системе
(2)
Кстати, можно проверять и А(х) ? 0, т.е. то, что в данной задаче проще. Если уравнение не относится ни к одному из видов, то с помощью различных преобразований можно привести уравнения к I или II виду.
Основные методы решения иррациональных уравнений
I. Уединение радикала и возведение в степень.
Решить уравнение: .
Рассмотрим уравнение системы х2– 17х + 66 = 0
х1 = 11,
х2 = 6 – пост. корень, т.к. х ? 8.
2. Решить уравнение:
Данное уравнение равносильно системе:
Решим уравнение системы: x2 – 44x + 84 = 0
x1= 2,
x2 = 42 - посторонний корень.
Ответ: x= 2
II. Метод введения вспомогательного неизвестного или “метод замены”.
1.
x2 + 3x – 18 + 4
x2 + 3x – 6 – 12 + 4
Пусть, у = 0.
Получим новое уравнение: у2 – 12 + 4у = 0
у2 + 4у – 12 = 0.
у1=– 6 (пост. корень, т. к. у=0)
у2=2.
Вернёмся к подстановке: . Данное уравнение дорешаем дома.
2. Решим уравнение:
ОДЗ: (1;+)
Пусть , y>0.
Получим уравнение ,
y2– y – 2 = 0.
у1 = –1 – посторонний корень, т.к. у>0,
у2 = 2.
Возвращаемся к подстановке
x = 2,5. Уравнение дорешать дома.
Часто этот метод встречается при решении других уравнений, не только иррациональных.
III. Уравнения, содержащие кубические радикалы.
№ 420а.
х – любое число, следует из свойства корня при n нечётном.
x3 = x3 + x2– 6x + 8
x2– 6x + 8 = 0
x1 = 2,
x2 = 4.
Ответ: x1 = 2, x2 = 4.
Основным методом решения таких уравнений является последовательное возведение в куб обеих частей уравнения, используя формулы
(а + в)3=а3 + в3 + 3ав(а + в)
(а– в)3 = а3– в3– 3ав(а– в).
Пример со вступительных экзаменов факультета экономики и управления Бурятского Государственного Университета:
Обратите внимание, , и доведите решение до конца дома.
Ответ: x1 = 80, x2 = -109.
IV “Искусство” или нестандартный подход.
1. Пример: .
Разделим обе части уравнения на х ? 0, получим уравнение .
Пусть тогда .
t2– 2t + 1 = 0,
где t 0, (t – 1)2 = 0, t = 1.
Уравнение дорешать дома.
2. Попробуйте решить:
Решение:
Ответ: нет решения.
3.
По определению левая часть неотрицательное число, а (–1– 2х2 < 0), поэтому уравнение не имеет решения.
Ответ: нет решения.
Обобщение учителя по изложению новой темы:
- Определение иррациональных уравнений.
- Два вида иррациональных уравнений.
- Четыре метода решения.
Чаще встречаются два метода – “Уединение радикала и возведение в степень” и “Введение новой переменной”. На сегодняшнем модуле подробно остановимся на этих двух методах.
Урок второй
Самопогружение
Цель: отработка навыков самостоятельной работы с учебником, дополнительной литературой.
Задача: проработать учебник, ответить на контрольные вопросы.
Начинается самостоятельная работа по учебнику, в это время учитель оказывает индивидуальную помощь отдельным учащимся.
Под контролем учителя учащиеся разбирают подробно примеры 1-6 из учебника. №417-420,422-425 должны сгруппировать по 4 методам.
На доске запись с первого урока:
(1)
(2)
После того, как примеры сгруппированы, приступаем к решению примеров №418а, 419а, 420а, 422а, 425а у доски.
Самостоятельная работа по группам:
Сгруппировать по 4 методам:
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8) .
Решить уравнения по группам:
- 1 группа: №2, 4;
- 2 группа: №1.
- 3 группа. №3, 5;
- 4 группа. №6, 8.
Защита от каждой группы по одному примеру. Консультант группы ставит баллы за выполненную работу каждому от 0 до 5 баллов.
Урок третий
Самостоятельная работа
Решить уравнение:
I вариант: ;
II вариант:
III вариант: ;
IV вариант:
Проверка самостоятельной работы. Оценивание: суммирование баллов, выставление итоговых оценок. В это время класс работает с “кубиком-экзаменатором”.
Учитель: Прошу на доске записать 10 примеров из дополнительной литературы и сгруппировать их по 4 методам.
Учащиеся выходят к доске и записывают 10 примеров.
Учитель: Эти примеры предлагаю решить вам дома, не забыв довести до конца и те уравнения, которые рассматривали выше.
Итог модуля.