Использование приема аналогии при объяснении трудных тем на уроках математики в классах КРО

Разделы: Математика


Все мы знаем, что в стране сейчас происходят очень бурные изменения во всех сферах жизни. Тем не менее, многие происходящие в обществе процессы на детях сказываются не всегда позитивно. Сфера образования вынуждена реагировать на эти изменения. Безусловно, положительным фактором является создание системы гимназий, лицеев, профильных классов в школах, позволяющей более полно раскрывать способности учеников. Однако с каждым годом, к сожалению, в обществе растет количество детей, не готовых к обучению в общеобразовательных школах. Поэтому особенно остро стоит вопрос о своевременной активной психолого-педагогической помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе. Эту задачу позволяет решать система коррекционно-развивающего обучения как форма дифференциации образования, позволяющая обеспечить оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении. И эта ниша не пустует: разработаны Концепция и Положение о классах коррекционно-развивающего обучения (КРО), создаются вариативные учебные планы, образовательные и коррекционные программы, в том числе разноуровневые по содержанию и срокам обучения.

Математика – традиционно один из самых сложных предметов в школьной программе. Для учащихся же классов КРО – это предмет порой становится просто непреодолимым препятствием. Содержание обучения в существующих коррекционных программах по математике, по сравнению с традиционным курсом, построено таким образом, чтобы формирование знаний и умений осуществлялось на доступном для таких школьников уровне.

Я преподаю математику в классах КРО среднего звена и хорошо знаю, что некоторые темы, легко усваивающиеся детьми из обычных классов, действительно оказываются трудными для учащихся классов КРО. В таких ситуациях приходится в буквальном смысле слова изобретать способы объяснения таких тем. Хочу предложить коллегам несколько апробированных мною на практике приемов помогающих справиться с проблемой.

1. “Китайцы” и “россияне”

Казалось бы, совсем нетрудная тема – решение уравнений с переносом слагаемых из одной части уравнения в другую. Уж чего проще: запомни правило, что при переносе слагаемых меняется знак на противоположный, и решай. Но ребята зачастую забывают менять знак. При объяснения этой темы я использую наиболее доступный для их понимания прием аналогии с жизненными ситуациями. Прежде всего, мы четко закрепляем, что

1) уравнение – это равенство, то есть в этом “примере” обязательно уже должен стоять знак “равно”;

2) это равенство обязательно должно содержать переменные, то есть буквы.

После этого, поскольку мы живем в Якутии и ближайшей к нам страной, имеющей государственную границу с Россией, является Китай, мы с ребятами договариваемся, что, во-первых, знак “равно” – это “государственная граница”, которую просто так никто перейти не может; во-вторых, “Россия” находится слева от “государственной границы” (знака “равно”), а “Китай” справа. Все переменные (буквы) – “россияне”, а все числа – “китайцы”. Чтобы не было никакого языкового взаимонепонимания между “россиянами” и “китайцами”, “россияне” должны жить в “России”, а “китайцы” – в “Китае”. Поэтому всех “россиян” собираем в “Россию”, а всех “китайцев” в “Китай”. При этом говорим, что для того, чтобы быть равноправными гражданами своей страны, принимать участие в выборах и т.д., жители должны иметь гражданство своей страны. Если же человек до этого жил в другой стране, то и считался гражданином той страны, в которой жил. Значит, при переезде на постоянное место жительства в свою страну он должен сменить и гражданство. Считаем, что символом “гражданства” в наших уравнениях являются знаки “+”, “-”. Соответственно при переносе слагаемых из одной части уравнения в другую необходимо сменить “гражданство” “жителей”, то есть изменить знак на противоположный. Ребята воспринимают это как своеобразную игру и поэтому быстро запоминают ее условия и не забывают менять знак при “переезде” слагаемых из одной “страны” в другую. Иногда у ребят возникает вопрос: а надо ли менять знаки у оставшихся в своих “странах” “граждан”, если они передвигаются со второй или третьей позиции на первую. Объясняю ученикам, что мы этих “граждан” не переселяем в другую “страну”, просто они коренные “жители” этой “страны” – значит, они “хозяева”, а все “приезжающие” – пока “гости”. Поскольку хороший, гостеприимный хозяин должен встречать гостей у порога дома, мы договариваемся на первых позициях частей уравнений писать “хозяев” со своими знаками, а затем уже “прибывших” “гостей” со смененным “гражданством”.

2. Школьный вальс

Ещё одна тема, часто вызывающая затруднения у ребят из классов КРО, – это превращение смешанного числа в неправильную дробь. Найти приём, помогающий ребятам запомнить правило, помогла случайность: на одном из школьных праздников выпускники прекрасно станцевали вальс, и в результате вся школа “увлеклась” этим танцем. Многие ученики разучивали вальс, во всяком случае, почти все школьники знали, что вальс танцуется на счёт раз-два-три, и ноги при танце двигаются по треугольнику. Теперь, используя эти знания, мы с ребятами при превращении смешанного числа в неправильную дробь двигаемся по треугольнику снизу и “вальсируем” под считалочку:

- раз – снизу влево умножаем (то есть знаменатель умножаем на целую часть);

- два – мы числитель прибавляем и вверху всё оставляем;

- три – знаменатель не меняем.

Ребята легко запоминают эту считалочку, и теперь, когда на уроке задаю вопрос, как надо смешанное число превратить в неправильную дробь, они отвечают: надо “провальсировать”.

3. Поливаем грядки

Знаменитый математический “фонтанчик”, помогающий детям усвоить распределительный закон умножения, мы интерпретировали по-другому. Дело в том, что мы живём в сельской местности, и фонтанов у нас нет. Зато в каждом дворе есть приусадебный участок, и следовательно есть грядки, которые летом все поливают из шланга. Струя из шланга направляется на грядку, но есть такие умельцы, которые могут пальцем перекрыть отверстие шланга так, что струя воды раздваивается, и они могут поливать одновременно две грядки – в две струи. А особые “асы” поливального дела умудряются получить три и более струек из одного шланга и поливать одновременно несколько грядок.

Именно этот образ мы и положили в основу аналогии и договорились с ребятами, что, используя распределительный закон умножения, мы будем “поливать” одновременно несколько “грядок”. Предлагаю детям выяснить, кто у нас в классе “ас” в поливальном деле. Ребята очень стараются, следят за собой и друг за другом, чтобы “струйки” попадали на все “грядки”, то есть чтобы общий множитель распределялся на все слагаемые.

Этот же зрительный образ помогает объяснить ученикам и правило вынесения общего множителя за скобки. Ребята с трудом понимают, почему общий множитель встречался в нескольких слагаемых, а за скобки вынесли только один множитель. Тогда я прошу детей представить, что полив нескольких грядок из одного шланга сняли на видеоплёнку и прокрутили её в обратную сторону. В этом случае мы увидим, что струйки со всех грядок собираются в один шланг. Значит, общие для всех слагаемых множители собираются в один множитель, который и выносится за скобки.

Итак, использование подобных способов объяснения материала, основанных на использовании приёма аналогий с жизненными ситуациями, позволяет, во-первых, снять психологическое напряжение у учащихся классов коррекционно-развивающего обучения, во-вторых, помогает детям, испытывающим трудности при обучении, более успешно справляться с усвоением сложных математических тем.

Буду искренне рада, если мой опыт пригодится коллегам в их работе.