Цель: воспитание гражданина, знакомство с правами и обязанностями гражданина, воспитание патриота.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Здравствуйте! Я с вами поздоровалась. Что
обозначает слово “здравствуйте”? (Пожелание
здоровья и счастья) А что для вас здоровье?
Счастье? (Дети отвечают)
- Ребята, у нас сегодня гости. Повернитесь к ним,
улыбнитесь. Молодцы! Садимся.
2. Вступление.
(На доске два рисунка. Сюжеты - грустный и
веселый.)
- Ребята, посмотрите на рисунки. Какое
настроение вызывает этот рисунок? А этот? (Дети
объясняют)
- А какое настроение у вас сейчас? А почему? (Дети
объясняют)
- Почему так важно хорошее настроение? (Лучше
дело спорится)
- Молодцы!
3. Сценка “Игра”. (Дети выходят со своих мест и встают вдоль доски.)
Ведущий: - После уроков ребята решили поиграть.
Дима: - Давайте поиграем в войну!
Вова: - Вот здорово! Я буду командиром. А ты будешь,
Димка, милиционером. А ты, Сашка, будешь бандитом.
Саша: - А я не хочу.
Дима: - Чего не хочешь?
Саша: - Играть в войну.
Вова: - Как это ты не хочешь? Все будут – а он нет.
Будешь.
Саша: - Я не хочу.
Дима: - Захочешь.
Саша: - Что же вы меня заставите?
Ведущий: - Давайте, ребята, разберемся. Кто прав?
Кто не прав?
(Дети садятся на места)
Учитель: - Давайте поговорим. Как поступил Вова и
Дима? Почему они не правы? Прав ли Саша?
(Дискуссия. Дети говорят. Заслушиваем точки
зрения.)
- Может, кто догадался о теме нашего разговора?
(Права человека.)
(Тема написана на доски, снимаю листочки.)
4. Основная часть.
- Где бы ты не жил, в какие бы общественные
группы не включался, какие бы роли не исполнял, ты
– человек, личность! Значит, у тебя есть права,
личные права человека! Они принадлежат каждому
от рождения и их нельзя отнимать. Многие из них вы
знаете.}
Вот вам задание: напишите на листочках, какие вы
знаете права человека.
Работайте в группах, дружно и слаженно. (Идет
работа в группах. Включаю спокойную музыку)
- Молодцы! Давайте заслушаем ответы.
(Заслушиваются детские ответы.)
- Молодцы! А теперь творческое задание. На ваших
столах есть листочки. Нарисуйте, изобразите одно
из прав человека и предложите нам. А мы
попытаемся отгадать это право.
(Дети рисуют. Звучит музыка. Ребята по одному от
группы выходят к доске и показывают свои работы.
Мы отгадываем. Работы вывешиваем на доску.)
- Умницы! Вы верно назвали права, которые всю жизнь принадлежат человеку.
Это: - право на жизнь;
- право на свободу и неприкосновенность;
- право на труд;
- право на отдых;
- право на защиту чести и достоинства;
- право на образование;
- право на медицинское обслуживание.
5. Конституция.
- Ребята, а где перечислены наши права?
(В конституции.)
Вывешиваю слово: Конституция
- Как вы понимаете, что такое конституция?
(Законы жизни.)
Вывешиваю листочек: 12 декабря
- Что это за дата?
(День принятия конституции.)
- Верно. Конституция, по которой мы сейчас живем, принята в 1993 году.
(Вывешиваю страницы Конституции.)
- Ребята, кто может привести примеры из истории
нашей страны, мира, когда нарушались права
человека (или личные ваши права).
(Германия- Гитлер, Беслан, Ирак – Америка)
По времени (если есть) зачитываю отрывки из детских сочинений (2-3 отрывка)
6. Заключение.
Личные права есть у каждого человека. Иногда они нарушаются, но они у нас есть!
За их исполнение и нужно бороться – обращаться за помощью к гражданам, общественным организациям, государственным властям и даже ко всему человечеству.
Права есть, как у взрослых, так и у детей. Главное право – право на любовь и защиту, гаранты этих прав – мама и папа.
В современном обществе у каждого человека с рождения очень много прав. Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом. Ведь именно общество создает человеку условия для жизни и развития его личности.
Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.
Уважай чужие права!
7. Итог занятия.
Что понравилось? Важная ли это тема? Нужен ли был этот разговор? Зачем?
Нравятся ли вам наши классные часы? Почему?