Новые подходы к изучению ученика, класса

Разделы: Классное руководство


На рубеже веков и тысячелетий, естественно, возрастает интерес к прогнозам, тенденциям и закономерностям, которые предопределяют перспективы развития любой сферы человеческой деятельности. Человеку свойственно желание заглянуть за горизонт, предвидеть хотя бы в общих чертах возможный образ будущего, в котором предстоит жить, если и не ему самому, то его детям, внукам, более отдаленным потомкам.

Именно образование принципиально “работает на будущее”, предопределяя личностные качества каждого человека, его знания, умения, навыки, миротворческие и поведенческие приоритеты, а следовательно, в конечном итоге – экономический, нравственный, духовный потенциал общества, цивилизации в целом.

Общество постоянно недовольно школой – это самый больной вопрос для работников системы образования. Но неверно думать, что именно сейчас, и только в нашей стране, школа пришла в упадок и не оправдывает ожиданий, не отвечает требованиям. Отставание сферы образования от развития культуры и цивилизации – объективный процесс, который не совсем зависит от так называемого качества образования. Обусловлено это тем, что культура, цивилизация постоянно развиваются, а для того, чтобы плоды этого развития перешли в сферу образования, их необходимо оформлять в школьные формы – программы, учебники. На это нужно определенное время. Когда явления культуры обретают устоявшиеся формы, теряют движение, это и есть показатель того, что они попали в сферу образования. В сферу образования ничто не может попасть на стадии открытия, на стадии разработки, а только в статичном, законченном виде. Живые и развивающиеся явления нельзя передавать, пока они не завершены. Это объективная трудность для образования, в частности, для того образования, которое должно быть развивающим.

Образование никогда не успевает за цивилизацией. Именно этот объективно существующий разрыв между уровнем развития цивилизации и образованием чувствуют люди, и этот разрыв вызывает постоянное и повсеместное недовольство школой, учителями. Чем сильнее разрыв, тем больше теряется престиж образования.

Но, с другой стороны, именно неизменно удаляющийся горизонт обусловливает необходимость постоянного реформирования образования. Вопрос реформы не в том, чтобы достичь линии горизонта, а том, чтобы ее достигать. Если образование в постоянном движении, тогда оно ценно, необходимо, участвует в общекультурном деле. Если нет постоянного реформирования и не происходит развитие, то школа становится общественным институтом, который способствует регрессу. В таких условиях с учителем тоже происходят метаморфозы, он перестает чувствовать себя деятелем культуры и начинает ощущать “маленьким человеком”.

Так возникает вопрос, каким быть учителю в новом, столь бурно развивающемся XXI веке? Ответ на него постоянно усложняется в связи с экономическими, социальными преобразованиями. По какой бы модели экономических отношений ни пошла наша страна, успех ей может обеспечить только человек-творец: ищущий, знающий, принимающий самостоятельные решения и, конечно, несущий за них полную ответственность. Именно такого человека, адаптированного к новым условиям жизни, призвана выпускать наша школа.

Современные культурологические исследования заставляют человека критически взглянуть на собственную культуру и соответствующий ей тип человека. Складываются условия для образования нового типа человека. Уже сегодня назревает необходимость подготовки всевозможных условий для формирования человека новой культуры, нового мышления. Значит, смогут реализоваться новые формы жизни, новый опыт общения, человеческого общежития и новые условия для интеллектуального обеспечения.

И вот тогда родится новый человек. Человек с иной психикой. Иными, новыми “телами” и “органами”. Человек с иной духовностью. И именно в сегодняшнее рыночное время необходимо появление нового учителя с иной психикой. Он будет воспитывать человека, умеющего четко определять цель своего бытия в этом мире, умеющего прогнозировать альтернативные варианты достижений этой цели и анализировать результаты своего бытия как события в этом мире. Учитель, помогая моделировать учащемуся его жизнь, не должен забывать о праве человека на ошибку, на непонимание. Потому что, кроме “Я” человека, есть “Я” другого человека.

Современному учителю пора научиться быть мастером не ремесел, а мастером собственного сердца, собственной души. Сегодня мы призваны говорить о школе психологической совместимости, о школе души и сердца, где будет место любому творчеству, свободе, культуре и синтезу интеллекта и добра.

Вера Петровна Марецкая, создавая когда-то в кинофильме незабываемый образ сельской учительницы, говорила: “Я убеждена, что это особая профессия, и даже не профессия, а потребность души, особый человеческий талант”. И это подтверждает, что жизнь в педагогической профессии – неустанный труд души. Только педагог, душой и сердцем чувствующий каждого ученика, принимающий ребенка таким, какой он есть – с его шалостями и прилежанием, возрастными проблемами и природными задатками – способен носить высочайшее звание Учитель. Учитель, признанный своими воспитанниками, способен сделать многое в совершенствовании системы воспитания.

В условиях информационной агрессии на ученика – пропаганды насилия, жестокости, ослабления связей между поколениями, когда все сложнее сохранить ориентир на “доброе и вечное” – учитель не имеет права снимать с себя ответственности за духовное и нравственное состояние детей. Что станет с обществом, если педагог перестанет на уроках ежечасно, ежеминутно совершать свою внешне незримую работу по формированию личности, воспитанию человека и гражданина. Учитель не просто дает знания, он наставляет в умении жить по совести, в сотворении добра. И, как отмечал А.С.Макаренко, учитель проектирует личность.

Сегодня обязанности классных руководителей выполняет большинство учителей. Значит, в учебном процессе классный руководитель должен найти те условия, при осуществлении которых “проектирование личности” будет проводиться целенаправленно и осознанно. Успеваемость учеников, качество их знаний во многом зависят от состояния воспитательной работы. Вся система воспитательной работы прямо и непосредственно влияет на повышение успеваемости в классе. Именно классный руководитель в содружестве с учителями воспитывает у учеников сознательное отношение к учебным обязанностям, проводит повседневный контроль за тем, как учится его класс, посещает уроки, вместе с предметниками своего класса намечает пути повышения качества учебной работы. Повышение качества знаний учащихся – дело сложное и длительное. Слаженность в учебной работе, взаимная помощь учителей – всё это помогает повышению качества обучения. С каждым днём мы становимся всё более информированными, образованными. И поэтому главной задачей классного руководителя становится вооружение учащихся знаниями, умениями. В решении многих вопросов по успеваемости каждого ученика и класса помогает проведение мониторинга.

Основная цель мониторинга знаний класса:

  • определение фактического состояния уровня знаний каждого ученика и класса;
  • выявление причин имеющихся расхождений.

Мониторинг успеваемости класса – это система мероприятий, обеспечивающих получение достоверной информации о процессе интеллектуального роста и психического развития личности ребёнка.

Мониторинг успеваемости и качества знаний класса осуществляется методобъединениями школы, которые являются в определенной степени составной частью внутришкольного контроля, в частности, контроля качества ЗУН учащихся.

При составлении мониторинга классный руководитель пользуется следующим алгоритмом:

1. Выявляет проблемы каждого ученика, всего класса.
2. Определяет контроль знаний каждого ученика, всего класса.
3. Разрабатывает содержание контроля каждого ученика, класса.
4. Выбирает оптимальные формы, методы и сроки контроля.

В данный мониторинг входит поэлементный анализ успеваемости и качества знаний, производимый по схемам. Основные показатели учеников и класса составляются классными руководителями. Данная схема позволяет делать поэлементный анализ качества знаний и успеваемости каждого ученика и класса, делать отслеживание успеваемости класса по ступеням, по годам, также поступаемость учеников в учебные заведения.

Заполненная по конкретному классу схема дает большой объём информации:

- Показывает успеваемость и качество знаний ученика и класса. Анализ результатов позволяет классному руководителю определить уровень знаний каждого ученика и класса, спланировать дальнейшую работу над повышением качества и успеваемости.
- Накопленная информация является основанием для планирования уровня обученности класса.

В каких бы условиях не работал классный руководитель, каким бы классом он не руководил, его внимание должно быть направлено на личность ученика. При анализе мониторинга класса по учебным годам наблюдается снижение успеваемости с V по VI классы и с VIII по IX классы. Это очень актуальная проблема возрастной психологии.

Основными причинами снижения успеваемости может быть то, что учителя и родители не обращают должного внимания на:

- адаптационный период перехода в среднюю ступень; родители в основном перестают помогать и следить за учёбой детей, считая их уже самостоятельными;
- изменение физиологии младшего подростка;
- недостаточность знаний у родителей – педагогических, у учителей – по возрастной психологии (в большинстве сельских школ нет психологов);
- объединение двух классов (“а” и “б”);
- межличностные отношения ухудшаются в связи с возрастным кризисом.

Конечно, в любом классе есть лидеры, есть “белые вороны”. Если не обратить внимания на то, что происходит в душе и организме ребенка в период младшего, среднего подросткового периода, это обязательно скажется в тот или иной период жизни.

Еще одна проблема – это профориентационная работа. В сельской местности у родителей такая ориентация носит достаточно прагматический характер, они хотят, чтобы их дети стали учителями или врачами. Но вряд ли такая позиция родителей соответствует устремлениям подростка. Здесь необходимы согласованные действия классного руководителя и родителей. Выбор жизненного пути, профессии – важный момент становления личности.

Итак, деятельность классного руководителя сложна и многогранна. В течение 11 лет он составляет подробные схемы для каждого ученика, тем самым организует в дальнейшем свою систему анализа работ. Таким образом, контроль через систему мониторинга значительно быстрее решает многие вопросы. Под этой системой мы понимаем совокупность непрерывных контролирующих действий, позволяющих наблюдать и корректировать по мере необходимости продвижение каждого ученика из класса в класс и класса в целом.

Меняется время. Становятся иными требования к школе, ученикам и педагогам. Однако, значимость роли классного руководителя не снижается.

Исходя из необходимости достижения цели, проблемы образования чрезвычайно актуальны, ведь образование представляет из себя непрерывный процесс борьбы за умы, за души людей. И именно по всем перечисленным причинам необходимо тесное межличностное общение учителя и ученика, в процессе которого педагог стремится не только передать определенный набор необходимых знаний, но и воспитать достойного члена общества и государства. По нашему общему убеждению: “Человек – не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь”. Значит, этот факел должен быть в руках у каждого учителя.