Роль логики в развитии мышления ребенка. Особенности детской логики

Разделы: Работа с дошкольниками, Классное руководство


Пути развития логики.

Логика - особая наука о мышлении. Логика возникла еще в IV в. д.н.э., основателем считается древнегреческий философ Аристотель. Слово “логика” происходит от греческого logos, что означает “слово”, а с другой, “мысль, рассуждения”.

Историю логики можно разделить на 2 основных этапа:

1 этап - продолжался более II тысяч лет, в течение которых логика развивалась очень медленно.
2 этап - начался во 2-й половине XIX в., когда в логике произошла научная революция, в корне изменившая ее лицо, прежде всего внесением в нее математических методов.

На смену аристотелевской, т.е. традиционной логике, пришла современная логика, называемая математической или символическая, знаковая логика. Немецкий философ Г. Лейбниц (1946-1716) высказал идею представить логическое доказательство, как игру со знаками. Идея Лейбница – это идея формализации доказательства сведения его к преобразованию одних последовательностей знаков в другие их последовательности. Эту идею дальше воплотил ирландский математик, логик Джордж Рауль (1815-1864).

Мир логики не только строг, но и необычен. Логика каждому человеку нужна и необходима независимо от работы, от рода занятий, таким образом, развитое логическое мышление является показателем интеллектуального развития человека.

Логика изучает акты мышления, зафиксированные в языке, в виде слов, предложений и их совокупностей, таким образом, логика имеет непосредственное отношение к языку, речи, т.е. соприкасается с грамматикой, и более широко - с лингвистикой. С помощью логических средств наш естественный язык уточняется, приобретает четкость и определенность. Польский логик А. Тарский заметил, логика создает возможность лучшего взаимопонимания между теми, кто к этому стремится.

В логике, как и во всякой науке, главное – наличие законов и задач. Логических законов бесконечно много, и в этом и отличие от большинства других наук.

Существуют следующие разновидности логики:

- классическая,
-неклассическая,
-интуиционистическая,
-модальная,
-интуитивная и.т.д.

Интуитивная логика – стихийно сложившиеся представления о следовании и сформулирование на этой основе однозначно определенных понятий следования.

Для примера приведем следующее:

- противоречие – говорит о высказываниях, одно из которых отрицает другое и вместе составляет логическое противоречие. Например: “5” - нечетное число и наверно, что 5 - нечетное число”;
- непротиворечие – это знак спора;
- диалектические противоречия - это диалектическое противоречие ассимиляции и диссимиляции, изменчивости и наследственности и т.д.;
- неявные противоречия;
- тождество (простой закон логики) – если утверждение истинно, то оно истинно. Например: “если земля вращается, то она вертится”;
- систематизация (основной закон логики) – определенные схемы правильного рассуждения, правил, позволяющих из принятых утверждений выводить новые.

Задачами логики выступают:

- рассуждение:
а. опровержение;
б. парадоксы.

- исследование:
а. анализ математических знаний;
б. применение логического анализа к опытному знанию;
в. применение анализа к оценочно- нормативному знанию;
г. применение логического анализа в исследовании приемов и заданий;

- утверждение – или умозаключение делится на 2 вида.

Дедуктивное умозаключение только разворачивает и конкретизирует наше знание, в его заключении содержится лишь та информация, которая есть уже в посылках. С этим связана отличительная особенность дедукции: от достоверных посылок она всегда ведет к достоверному заключению.

В индуктивном умозаключении связь посылок и заключения опирается не на закон логики, а на некоторые фактические или психологические основания, не имеющие чисто формального характера. Индукция дает только вероятные или правдоподобные заключения.

К теории логики относятся:

Доказательство – это процедура установления истинности или обоснованности, некоторые утверждения.
Доказательства бывают: - прямые формализованные; косвенные; разделительные: 1. тезис, 2. антитезис.

Особенности детской логики

В “информированном обществе” XXI в. стоят глобальные задачи развития всеобщей компьютерной грамотности, которая подразумевает знание логики одним из методов подготовки к жизни, где логика выступает как необходимое средство придания мысли ясности, определенности и последовательности. В мире логики мышление ребенка в силу своей мобильности беззащитны, потому более близки к интуитивной логике, т.к. ребенок думает, загадывая; наша задача систематически развивать рассуждающие способности ребенка, опираясь на разумную похвалу. Среди ранних приобретений детского разума огромную ценность представляет, конечно, “язык”: его словарный фонд и “грамматика”. Но не меньшую ценность имеет неподдающемуся анализу умение правильно логически мыслить. Процесс психического развития ребенка выступает, как стремительное движение от более низких уровней к более высоким. Поддъяков определяет: “Глобальные диффузионные психические новообразования возникли в детстве, ведут к значительному доминированию процессов синтеза (интеграции), опирающейся на интегрирование видов детской деятельности, этап интеграции имеет место в дошкольном возрасте, хотя, возможно, и не заканчивается в этот период”.

Интуитивное ощущение гармонии как соразмерности позволяет соединить эстетическое чувство ребенка и его интеллект. Ребенок может сказать: “У тебя большой шар, а у меня красный”, но постепенно его мышление становится все более упорядоченным и последовательным.

Усвоение языка оказывается одновременно и усвоением общечеловеческим, не зависящим от конкретных языков логики. Без нее, как и без грамматики, нет в сущности, овладения языком. Таким образом, основную роль в логике играет алгоритм: мышление --- исследование --- доказательство.

Итак, что может ребенок в средней группе:

а) знание ребенка расширяется, идет глубокий процесс экстериоризации, использует вербальную систему мыслепередачи, умеет окружающим коммуникативно.
б) начинается процесс интериоризации, т.е. использование знаний и умений в личном опыте ребенка.

Для понимания возрастного развития ребенка имеют место накапливающиеся в психологии данные о возрастной чувствительности, т.е. той особой отзывчивости на окружающее, которая по своему характеризует каждый возраст. Неодинаковость возрастного периода детства, временное повышение его уровня, изменение ее направленности приводят к тому, что в годы созревания закономерно наступают “сенситивные периоды” – наиболее удобные периоды для усвоения знаний. Наиболее известный пример сенситивного периода - это годы овладения ребенком речью. О сенситивных периодах Л.С. Выготский писал: “В этот период определенные влияния оказывают чувствительные воздействия на весь ход развития, вызывая в нем те или иные другие глубокие изменения.

В другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными или оказать огромное влияние на ход развития. На практическом лексиконе сенситивные периоды вполне совпадают с тем, что мы называем “оптимальными сроками обучения”. Если 3-4 летний ребенок выражает свою мыслительную функцию коммуникативно, то 4-5 летний ребенок объясняет свое мышление на основе своего знания, т.е. субъективно, поэтому педагоги должны обратить внимание на первые шаги мышления и направлять их, отвечая на их вопросы доступно и создавая условия для мышления.