Использование цельноблочного обучения на уроках органической химии (предельные и непредельные углеводороды)

Разделы: Химия


Проблемы образовательных технологий, огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов постепенно требуют обобщения и систематизации.

Данная система обучения построена на теоретических позициях технологий П.М.Эрдниева “Укрупнение дидактических единиц”; Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова “Технология развивающего обучения”;П.И.Третьякова, И.В. Сенновского “Технология модульного обучения”;В.С. Библера, С.Ю. Курганова “Диалог культур” и “ характеризуется опережающим изучением, укрупнением блоков теоретического материала, алгоритмизацией учебной деятельности, завершенностью и согласованностью циклов познания”.[1]

“Укрупнение дидактических единиц” по П.М. Эрдниеву позволяет:

- применять обобщения на каждом уроке;
- устанавливать больше логических связей в материале;
- выделять главное и существенное в большой дозе материала;
- понимать значение материала в общей системе ЗУН;
- выявлять больше межпредметных связей;
- более эмоционально подать материал;
- сделать более эффективным закрепление материала.

Важным понятием курса органической химии является “строение атома углерода”. Это та основа, на которую наращивают знания по принципу выделения частных случаев из общего. Поэтому

считаем целесообразным начинать изучение органической химии с рассмотрения строения атома углерода, включающее: валентные состояния атома, пространственное расположение гибридных облаков, природу углерод-углеродной одинарной, двойной и тройной связей (длина, энергия, прочность, насыщенность, полярность). Учащиеся уже имеют определенный объем знаний из курса неорганической химии ( sp3-гибридизация электронных облаков атома углерода ,?-и ?-связи, характеристики ковалентной связи ) и подготовлены к дедуктивному подходу изучения органических соединений, т.е. рассмотрению материала от общего к частному. Раскрытие понятия

“строение атома углерода” на этапе введения в органическую химию дает возможность ученикам самостоятельно выявлять причины многообразия, своеобразия органических веществ и их превращений.

Опережающее изучение материала способствует укрупнению блоков теоретического материала, значительно экономит время (появляется больше возможности отработать и закрепить материал, отработать умения решать задачи).

Построение учебного материала в логике восхождения от общего к конкретному предполагает движение ученика по схеме “всеобщее > общее > единичное” с постепенным погружением в детали.

“Знания усваиваются системнее, прочнее и быстрее, если они предъявляются ученику сразу крупным блоком во всей системе внутренних и внешних связей. При этом укрупненная дидактическая единица определяется не объемом одновременно выданной информации, а именно наличием связей- взаимно обратными мыслительными операциями, комплексами взаимно обратных аналогичных, деформированных и трансформированных задач”.[2]

Перспективная подготовка учащихся к восприятию раздела “Углеводороды” продолжается на уроках изучения темы “Теория химического строения органических веществ”, и к моменту изучения основной темы учащиеся самостоятельно составляют конспект–опору по строению предельных и непредельных углеводородов. Неоднократное закрепление знаний способствует осознанному усвоению знаний для каждого ученика.

Рассмотрение предельных и непредельных углеводородов общими блоками позволяет наглядно показать влияние строения вещества на их свойства, развивается логика рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления.

Схемы-блоки построены в виде таблицы и заполняются учениками вместе с учителем или используются как распечатанный материал.

Классический учебный модуль состоит из трех частей: вводной, диалогической и итоговой. В нашем варианте блока, в его вводной части, мы выделяем очень важные составляющие, которые отражают, что надо усвоить, чтобы усвоение считалось полным.

Мотивация блока
Мотивируется значимость изучения  темы, зачем изучается, и что это дает ученику.

Задачи блока
Раскрывается комплексная дидактическая цель. Дается четкая формулировка целей и задач изучаемой темы; что знать, что уметь; направления развития познавательной деятельности учащихся; применяемые логические операции.

Основа восприятия и осмысления блока
Указываются темы, понятия, умения и навыки, которые необходимо совершенствовать и знать, чтобы более полно усвоить новый материал. Следовательно, это “стержень”, на который насаживаются новые знания. Ученик, знакомясь с основой блока, сам определяет, на какой ступени познания находится, и какую коррекцию важно провести.

Понятийный аппарат
Указываются понятия, которые лежат в блока основе усвоения темы и которые учащиеся обязательно должны знать.

Структура блока
Организация познавательной  деятельности учеников, преимущественно, через диалогическое общение. Для введения в ситуацию диалога используем элементы технологии по В.В.Серикову.

С последовательностью изучения и содержанием учебного блока ученики знакомы с первого занятия по данной теме (через рабочий стенд “Сегодня на уроке”). Они знают, сколько часов (уроков) изучается тема; какими видами учебной деятельности будут заниматься; количество лекционных и семинарских занятий, их содержание; виды контроля знаний. Таким образом, ученики с первого урока темы знают, какие ступени усвоения материала следует пройти, чтобы достичь успеха.

Схемы-блоки можно использовать как справочный материал для индивидуальной и групповой самостоятельной работы при изучении нового материала, обобщении и систематизации знаний.

Таким образом, данная структура способствует:

- целостному восприятию темы;
- формированию умения выявлять причинно- следственные связи;
- продуктивному переводу знаний в долгосрочную память.
Цельноблочная система обучения является здоровьесберегающей технологией обучения.

Литература:

1.ТретьяковП.И.,Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе.- М.:Новая школа, 1997.
2. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приёма до философии.- М.: Директор школы №4, 1996.