Цели урока:
- показать экологическую целостность природы;
- развивать экологическое мышление,
любознательность, наблюдательность;
- воспитывать у детей потребность в защите и
желание охранять природу;
Оборудование: схемы-рисунки, стрелки зеленого (положительное действие) и черного (отрицательное действие) цветов, листочки для работы в группах, альбомные листы на каждого ученика, цветные карандаши или фломастеры.
Ход урока
1. Организационный момент:
Дети сидят по группам, на столах листочки, карандаши, фломастеры, альбомные листы на каждого.
2. Организация поисковой деятельности учащихся:
- Сегодня мы продолжаем отвечать на
вопросы: “Как? Откуда? Куда?”
- Посмотрите, у нас опять появилась
Злючка–Грязнючка (показывается и
прикрепляется на доску).
- Она такая радостная. А почему, вы узнаете из
стихотворения.
Мы купались, загорали,
Жгли костер, в футбол играли-
Веселились, как могли.
Пили квас, консервы ели,
Хоровые песни пели…
Отдохнули и ушли.
И осталось на полянке
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки-
Словом, мусора гора.
- Знакома ли вам такая ситуация?
- Что произошло в этом стихотворении?
- Что осталось после отдыха компании?
- Ребята, а что называется мусором? (То, что не
нужно, что выбрасывается.)
- Давайте вернемся к тому, что случилось в
стихотворении.
- Кто явился главным виновником ситуации
появления мусора? (Человек.)
( За один год один человек выбрасывает в отходы: 90 банок от напитков, 107 бутылок из стекла, 45 кг пластика,70 консервных банок и это еще не все)
- Когда появляется мусор?
- Нравятся ли вам кучи мусора, которые вы часто
наблюдаете вокруг себя?
- Что вы обычно делаете с мусором?
- Куда выбрасывается мусор? (Ведро,
мусоропровод, машина, вывозящая мусор, свалка.)
- Что страдает в такой ситуации? Кому или чему
вредно появление мусора? (Природа.)
В процессе работы составляется схема на доске
- Если человек освобождается от мусора, кому
становится хорошо? (Ему же самому.)
- Кому от этого станет плохо? (Природе.) Почему?
- Давайте рассмотрим эти взаимосвязи по-другому.
- Представьте себе, что у человека нет
возможности освобождаться от мусора. Что будет
происходить в этом случае? Чему будет хорошо? (
Природе.) Кому будет плохо? (Человеку.)
Почему?
В процессе работы составляется параллельная схема
- Посмотрите на обе схемы, сравните. Какие
“хорошие” действия должны остаться из этих двух
схем? Давайте попробуем соединить эти действия в
единое целое.
- Какая задача будет стоять в этом случае перед
нами? (Мусор не должен мешать человеку и не
может вредить природе.)
- Вот это противоречие мы попытаемся с вами
разрешить.
3. Работа в группах с последующим коллективным обсуждением наработанного материала:
- Давайте представим, что мы с вами оказались
на другой планете. Подумайте, что может
происходить с мусором, чтобы он не мешал
человеку, но сохранил природу? (Мусор может
растворяться, возможно, изобретение съедобного
мусора и т.д.)
- А хорошо ли будет, если мусора на планете не
станет? Поразмышляйте, что для этого еще можно
сделать?
4. Итоги урока:
- Ребята, а давайте попробуем воплотить все идеи на бумаге. Для этого каждый нарисует, каким он видит город будущего без мусора. А на следующем уроке мы посмотрим, что у вас получилось.
Работа начинается в классе, а продолжается как домашнее задание. На следующем уроке организуется выставка детских работ.
Анализ организации поисковой деятельности учащихся.
Главной мыслью в данной учебной задаче явился сам факт появления отходов жизнедеятельности человека. Соответственно, объектом анализа был выбран мусор. В ходе совместной работы с детьми определились элементы, взаимодействующие с объектом анализа - природа, человек. В данном случае человек рассматривался не как часть природы, а как цивилизация в целом. Главным действием явилось освобождение человека от мусора. Однако в процессе выполнения этого действия появился нежелательный эффект (антидействие) - загрязнение мусором окружающей среды. Возникла проблемная ситуация: “Можно ли человеку, освобождаясь от продуктов своей жизнедеятельности, не вредить природе?” Были предложены варианты решения данной проблемы: переработка, захоронение в земле, растворение под воздействием воды. Самоуничтожение мусора (растворение), думаю, является нестандартным решением проблемной задачи. Кроме того, дети практически подошли к тому, что мусора на Земле может не быть благодаря изобретению съедобного мусора.