Урок-лекция для младших школьников с компьютерной поддержкой

Разделы: Математика, Информатика, Общепедагогические технологии


Математическая истина только
тогда должна считаться вполне
отработанной, когда она может
быть объяснена всякому из
публики, желающему ее усвоить.

К. Е. Жуковский

Подготовка к уроку

Успеху урока помогало создание с первых его минут благоприятного эмоционального настроя учащихся, что связано, главным образом, с решением этических вопросов.

Умение решить все организационные вопросы в начале урока способствовало углублению сотрудничества учителя и учащихся, в целом оказало позитивное влияние на его ход:

- предопределило необходимый темп урока;
- эмоциональный настрой,
- плодотворную деятельность учителя и учащихся в течение всего урока.

Управление деятельностью учащихся при изучении нового материала осуществлялось и с учетом психолого-дидактических закономерностей. К более полному восприятию материала привела активная мыслительная деятельность, так как были соблюдены все необходимые условия на этапе изучения нового материала.

Итак, успешной реализации изучения нового материала способствовал соответствующий выбор конструкции урока - это урок-лекция (укрупнение дидактических единиц).

Все отвлеченные понятия пояснять,
как только можно, и примерами,
и задачами, и приложениями…

М. В. Остроградский

Какой должна быть лекция для младших школьников?

Лекция выполняет следующие функции:

1. Заинтересовать материалом лекции, создать положительный эмоциональный настрой.

2. Показать ребятам значимость новой темы и познакомить с основными задачами изучения темы.

3. Установить связь между тем, что изучалось ранее, и тем, что будет рассматриваться при работе над новой темой.

4. Включить класс в активную работу на лекции, содействовать установлению контакта между учителем и учащимися.

У коллег может возникнуть вопрос: “Записывать ли текст лекции?”

Ответ таков: “Это зависит от учителя. Записи должны быть удобны учителю. Важно, чтобы для профессиональной деятельности учителя сложная работа не пропала даром”.

Какой должна быть школьная лекция?

Урок-лекция – это, прежде всего, урок приобщения школьников к творческой деятельности на учебном материале. Это урок соразмышления учителя и учеников. Он подготовлен и проведен таким образом, чтобы при рассмотрении целой темы был обеспечен научный уровень изучаемого материала и с другой стороны, были обеспечены доступность, изящество и красота. Именно в ходе лекции пробуждали интерес школьников к математике.

Таким образом, были учтены следующие требования к лекции:

1. Лекция должна быть интересной и для учащихся и для учителя.

2. Лекция должна быть обучающей, развивающей и воспитывающей.

3. Тема лекции должна естественным образом вытекать из ранее изученного и прокладывать тропинку к последующему.

4. Лекция должна быть совместным делом учащихся и учителя.

5. Лекция должна быть емкой, целостной, ритмичной, обстоятельной.

6. Главные мысли должны быть повторены несколько раз, выписаны аккуратно на доске и законспектированы учениками. В нашем случае использована наглядность, индивидуальные рабочие листы для учащихся, слайды презентации

7. Лекция не должна быть пересказом учебника.

8. В школьной лекции присутствуют и эмоции, и повторы наиболее сложных частей, формулировки, отличные от приведенных в учебнике, обращение к наглядности, использование цвета.

Принято считать, что лекция – монолог учителя. Это нежелательно. Причем, чем меньше возраст учеников, тем короче должен быть монолог. Лекцию нужно читать (совершать) при активном участии ребят, вместе с ребятами, а не перед ними.

Школьная лекция не должна быть слишком сложной или чрезмерно насыщенной различными фактами. При выбранной форме урока может случиться, что учитель не уложится в отведенное на лекцию время. Представление о том, что учитель должен обязательно успеть на уроке все запланированное, считаю ошибочным, может даже и крайне вредным. Ведь многие ученики из-за спешки учителя перестают воспринимать ход событий, при этом они вынуждены присутствовать на уроке, фактически отсутствуя на нем. Чрезмерная поспешность при обучении может существенно уменьшить его пользу.

Урок был и остается самой распространенной формой массового обучения математике в современной школе. Однако роль и место урока в организации образовательного процесса претерпевают изменения.

Становится реальным и необходимым использование современного урока в качестве главного связующего звена в интеграции различных организационных форм, в том числе и для реализации личностно-ориентированного подхода при обучении математике.

Современный урок математики – это не только вариантная, но и постоянно развивающаяся форма, сохранившая присущие уроку признаки.

Считаю, что урок должен быть результатом творчества как учителя, так и ученика.

Тема урока. Квадрат числа. Куб числа. Степень числа.

Цели урока:

- разъяснять, какую роль играет систематическая работа по углублению и повышению прочности знаний;
- продолжать развивать умение анализировать и обобщать полученные знания; творческую активность при выводе формул;
- повышать интерес к предмету в процессе повторения школьного материала;
- воспитывать положительное отношение к процессу обучения, развивать интерес к математике (используя исторические материалы);
- показать учащимся роль личной ответственности каждого из них за качество выполненной работы.

Планируемый уровень обучения

Теоретические вопросы

Практическое применение

1. Уметь ответить на вопрос, что называется квадратом числа, кубом числа, степенью числа.

2. Знать таблицу квадратов и кубов первых десяти чисел.

3. Уметь ответить на вопрос, каков порядок выполнения действий, если в числовое выражение входят квадраты и кубы, степени чисел.

4. Уметь правильно читать выражения

32, 53, 53, (а+в)2, (а*в)2, а22 и т.д.

1. Уметь вычислять квадраты и кубы чисел.

2. Уметь выполнять вычисления, если в выражении есть квадраты и кубы чисел.

3. Уметь правильно записывать и вычислять степени чисел:

а) три в квадрате

б) пять в кубе

в) два в пятой степени и т. д.

Важность осознанного и глубокого усвоения знаний данной темы всеми учащимися обусловлена ее значением для понимания многих вопросов алгебры – таких тем, как:

- степень числа
- одночлены;
- многочлены;

- тождественные преобразования дробных выражений;
- формулы сокращенного умножения.

Для достижения этой цели с учащимися придется выполнить большое число упражнений, разнообразных по форме и содержанию.

Полезно предложить задания, которые решаются устно (к наиболее важным из них обращаться неоднократно).

16 = 42 = 24 и т. д.

Наша задача: … обеспечь очаг дровами, потом уж требуй света и тепла.

Рассмотреть в сравнении два действия

Сложение равных чисел CCCCC Умножение равных чисел
2+2+2=6 2*2*2=8

Показать различие между результатами этих действий

Рисунок1

Тип урока. Урок изучения нового материала

Организация работы на уроке:

- группы по уровням развития доминирующих мыслительных структур и личным симпатиям;
- помощники учителя – учащиеся 10 класса, мечтающие стать учителями.

Оборудование: компьютер с проекционным аппаратом и экраном (дополнением являются различные виды плакатов, карточки-задания, индивидуальные рабочие листы).

ХОД УРОКА

I. Начало урока

С первых минут создаются необходимые условия для успешной совместной деятельности учителя и учащихся по достижению намеченных целей.

Взаимное приветствие учителя и учащихся:

Ребята, пусть этот час будет добрым для нас, начнем урок” (Приложение 2)

Учитель:

Да, путь познания не гладок.
Но знайте вы со школьных лет:
Загадок больше, чем разгадок.
И поискам предела нет!

II. Изучение нового материала – ключевой элемент в структуре урока. С опорой на него, во взаимосвязи с ним решаются и остальные вопросы:

- закрепление;
- контроль.

Этап подготовки к восприятию нового материала связан с формированием опорных знаний:

- учащиеся, знакомясь с материалом, одновременно выполняют конкретное задание, помогающее глубже понять данный материал;
- задания направляют усилия учащихся на использование определенного приема мыслительной деятельности (сравнения, конкретизации);
- учащийся обладает знаниями, необходимыми для выполнения задания, навыками применения данного приема.

Для успешной реализации изучения нового материала способствует соответствующий выбор конструкции урока – это урок-лекция для младших школьников (укрупнение дидактических единиц).

Безусловно, при изучении нового материала лишь начинают решаться вопросы, связанные с его усвоением, т.е.:

- восприятием,
- пониманием,
- запоминанием,
- умением его применять.

Учитель:

Отгадайте загадку:

Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны одинаковой длины
Вам его представить рад.
Как зовут его?

(Квадрат)

После полученного ответа учащимся предлагается задание.

(Надписи на слайде появляются по мере ответа учащихся)

Задание 1

Рисунок 2

Учитель:

Зная периметр квадрата, 24 см, найдите сторону данного квадрата.

Итак, чему равна сторона квадрата?

А теперь найдите площадь. Какова единица измерения?

(Акцент на словах “квадратных сантиметров”)

Как выразить площадь квадрата, если его сторона равна а?

S=а*а

Задание 2

Рисунок 3

Учитель:

Известна площадь данного квадрата 49 см2, найдите его сторону.

Итак, чему равна площадь квадрата? а*а = S

Обратимся к рабочим листам <Рисунок 4>, которые есть у каждого на столе и заполним таблицу 1.

Рисунок 5

Учитель:

Прошу обратить внимание на экран.

Если дан квадрат со стороной 1 (1 см, 1 дм), найдите его площадь, результат впишите в клеточку ниже.

Для квадрата со стороной 2, вычислите площадь.

Для квадрата со стороной 3, найдите площадь и т.д.

Заполните далее таблицу самостоятельно.

(Проверьте результаты вычислений)

Итак, площадь квадрата – это произведение двух его сторон: а*а.

Запишите по-другому это произведение. (а*а = а2 – произведение двух одинаковых множителей)

Таблица получает название - Таблица “квадратов”.

Рабочий лист

Таблица 1 квадратов 8*8 = 82 = 64

а

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а2

1

4

9

16

25

36

49

64

81

100

Заполните дома:

11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
                   

Учитель:

Вы знаете, ребята, некоторые последовательности чисел можно изобразить геометрическими фигурами.

Данная последовательность чисел называется последовательностью “квадратных” чисел.

Рисунок 6

Выдающийся математик, академик Андрей Николаевич Колмогоров заметил приведенную последовательность будучи шестилетним мальчиком (Приложение 3).

Проверить же истинность равенств и объяснить полученную закономерность вам предстоит дома.

Учитель:

Учиться можно только весело…
Чтобы переваривать знания, надо
поглощать их с аппетитом.

А. Франс

Обратимся к рисунку 6. Сколько треугольников входит в данный рисунок? (8)

Представьте данное число в виде произведения трех одинаковых множителей.

По аналогии с квадратом числа запишите по-другому это произведение.

Произведение трех одинаковых множителей мы будем записывать следующим образом: а3=а*а*а.

Читают “а в кубе” или “куб числа а”. Заполним таблицу кубов первых десяти натуральных чисел.

Рисунок 7

8=2*2*2=23

Таблица 2 кубов 5*5*5 = 53 = 125

а

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а3

1

8

27

64

125

216

343

512

729

1000

Итак,

1) произведение 2-х одинаковых множителей можно записать короче:

а*а=а2

2) произведение трех одинаковых множителей можно записать так:

а*а*а=а3

Как можно записать короче:

а) произведение 4-х одинаковых множителей: Х*Х*Х*Х = Х4;
б) произведение 5-и одинаковых множителей: d*d*d*d*d* = d5;
в) произведение 8-и одинаковых множителей: 6*6*6*6*6*6*6*6 = 68.

Итак, произведение одинаковых множителей мы записали короче, будем называть его степенью числа (дается определение, запись, чтение; обращение к учебнику)

Обращаем внимание на правильность чтения, умение назвать основание и показатель степени. Учащиеся должны знать, что 23 = 2*2*2 = 8, но 23 2*3,

различать

32 = 3*3 = 9 и 3+3 = 3*2 = 6
1*1*1*1 = 14 = 1, но 14 1*4

(Отработать на подобных примерах, смотрите рабочий лист).

III. Систематизация знаний и умений по изученному материалу

IV. Наш урок завершен, спасибо за работу, МОЛОДЦЫ.

V. Резервные задания <Рисунок 8>

Приложение 1