Переход школ на профильное образование привел к переосмыслению содержания курса информатики и информационных технологий и внедрению интегрированных элективных курсов в преподавании предмета ученикам разных профилей.
Предлагаемый спецкурс рассчитан на изучение информатики в классах экономического профиля. Особенность классов экономической ориентации заключается в том, что цели профильного обучения школьников в этой области определяются не только и не столько фактором последующего продолжения образования в ВУЗах или СУЗах по ныне весьма престижным специальностям, но и общественно осознаваемой важностью формирования у молодого поколения повышенного уровня экономической культуры.
При подготовке учащихся данного направления приобретает актуальность вопрос о реализации межпредметных связей школьного курса информатики с экономикой и математикой. В связи с этим предлагается изучать в профильном спецкурсе данного профиля экономические приложения информатики (ЭПИ). ЭПИ - это совокупность методов и средств информатики, функционирующих в экономической сфере деятельности человека, собирающих, хранящих, преобразующих экономическую информацию.
Спецкурс “Моделирование процессов планирования и управления в экономике” рассчитан на профориентацию школьников - профпросвещение и профадаптацию. Первая - ознакомление с миром профессий типа: человек - знаковая система, человек-техника, человек-человек, через овладение учащимися некоторыми доступными элементами применения информационных технологий в профессиональной деятельности человека. Вторая - формирование устойчивых знаний, умений и навыков использования информационных технологий в процессе решения задач экономического содержания сферы профессиональных интересов учащихся (1О-11 классов); их более узкая профориентация, направленная на выбор специальности, формирование реальной самооценки школьниками своих потенциальных возможностей, развитие профессионально важных качеств, необходимых для овладения рядом конкретных профессий (экономист, статист, финансист, банковский работник, менеджер и т.д.).
Основная цель курса: формирование у учащихся экономического стиля мышления с использованием в качестве главного инструмента – персональный компьютер.
Задачи:
- дать представление об оптимальном управлении и планировании на примере экономических задач, изучить основные теоретические понятия данной области;
- научить решать экономические задачи и обрабатывать статистические данные, используя математический арсенал MS Excel, делать выводы об эффективности производства продукции или размещении денежных ресурсов, составлять экономический прогноз;
- способствовать развитию экономического и логического мышления;
- продолжить формирование информационной культуры учащихся;
- способствовать профессиональной ориентации учащихся.
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- частично-поисковый;
- методы контроля и самоконтроля.
Формы обучения:
- объяснение;
- лекции;
- деловая игра,
- практические, самостоятельные и контрольные работы.
Содержание программы спецкурса.
Курсу отводится 1 час в неделю для изучения в одном из полугодий 11 класса. Программа курса опирается на базовые понятия информатики, которые ученики получили в курсе средней основной школы: знание основ теории моделирования, структуры и назначения электронных таблиц, умение строить модели объектов и процессов, заносить данные в электронные таблицы, вводить простые формулы, строить диаграммы. Спецкурс предполагает дальнейшее развитие на уроках экономики, информатики, при получении специализации в ВУЗе, а также найти свое применение в жизненных повседневных ситуациях.
В качестве приложения предлагается набор раздаточного материала к каждому практическому занятию и варианты контрольных работ.
Обработка статистических данных в экономике (7 часов)
Введение в оптимальное управление и планирование. Статистические данные. Построение регрессионных моделей. Составление прогноза изменения экономической модели. Нахождение связи между величинами. Коэффициент корреляции.
Учащиеся должны знать: задачи оптимального управления и планирования, понятие тренда, типы линий регрессии, понятие корреляции;
Учащиеся должны уметь: строить по экспериментальным данным тренд, находить наилучшую экономическую модель изменения системы, делать экономический прогноз, находить корреляционные зависимости между величинами.
Модели оптимального планирования в экономике (11 часов)
Модели оптимального планирования в экономике. Задача о наилучшем распределении ресурсов. Задачи о смесях и распределении капитала. Задачи о размещении заказа и раскрое материала. Задача на составление оптимального плана перевозок.
Учащиеся должны знать: типы экономических задач оптимального планирования, понятие оптимального плана и целевой функции.
Учащиеся должны уметь: находить оптимальный план для задач о распределении ресурсов, раскрое материалов, смесях, размещении заказа, распределении капиталовложений, решать транспортные задачи, делать выводы об эффективности или не эффективности производства той или иной продукции, делать прогноз, о прибыли предприятий исходя из имеющихся денежных, трудовых или материальных ресурсов.
Тематическое планирование.
№ п/п | № темы | Название | Количество часов | ||
теория | практика | всего | |||
Тема1. Обработка статистических данных в экономике | |||||
1 | 1.1 | Введение в оптимальное управление и планирование | 1 | - | 1 |
2 | 1.2 | Статистические данные. Построение регрессионных моделей | 1 | 1 | 2 |
3 | 1.3 | Составление прогноза изменения экономической модели | 2 | 1 | 3 |
4 | 1.4 | Контрольная работа по теме: "Обработка статистических данных" | - | 1 | 1 |
Итого | 4 | 3 | 7 | ||
Тема2. Модели оптимального планирования в экономике (11 часов) | |||||
5 | 2.1 | Модели оптимального планирования в экономике | 1 | - | 1 |
6 | 2.2 | Задача о наилучшем распределении ресурсов | 1 | 1 | 2 |
7 | 2.3 | Задача о смесях и задача распределении капитала | 1 | 1 | 2 |
8 | 2.4 | Задача о размещении заказа и задача о раскрое материала | 1 | 1 | 2 |
9 | 2.5 | Задача на составление оптимального плана перевозок | 1 | 1 | 2 |
10 | 2.6 | Решение задач. Повторение | - | 1 | 1 |
11 | 2.7 | Контрольная работа по теме "Задачи оптимального планирования" | - | 1 | 1 |
итого | 5 | 6 | 11 | ||
ВСЕГО | 9 | 9 | 18 |