Элективный курс "Моделирование процессов планирования и управления в экономике"

Разделы: Информатика


Переход школ на профильное образование привел к переосмыслению содержания курса информатики и информационных технологий и внедрению интегрированных элективных курсов в преподавании предмета ученикам разных профилей.

Предлагаемый спецкурс рассчитан на изучение информатики в классах экономического профиля. Особенность классов экономической ориентации заключается в том, что цели профильного обучения школьников в этой области определяются не только и не столько фактором последующего продолжения образования в ВУЗах или СУЗах по ныне весьма престижным специальностям, но и общественно осознаваемой важностью формирования у молодого поколения повышенного уровня экономической культуры.

При подготовке учащихся данного направления приобретает актуальность вопрос о реализации межпредметных связей школьного курса информатики с экономикой и математикой. В связи с этим предлагается изучать в профильном спецкурсе данного профиля экономические приложения информатики (ЭПИ). ЭПИ - это совокупность методов и средств информатики, функционирующих в экономической сфере деятельности человека, собирающих, хранящих, преобразующих экономическую информацию.

Спецкурс “Моделирование процессов планирования и управления в экономике” рассчитан на профориентацию школьников - профпросвещение и профадаптацию. Первая - ознакомление с миром профессий типа: человек - знаковая система, человек-техника, человек-человек, через овладение учащимися некоторыми доступными элементами применения информационных технологий в профессиональной деятельности человека. Вторая - формирование устойчивых знаний, умений и навыков использования информационных технологий в процессе решения задач экономического содержания сферы профессиональных интересов учащихся (1О-11 классов); их более узкая профориентация, направленная на выбор специальности, формирование реальной самооценки школьниками своих потенциальных возможностей, развитие профессионально важных качеств, необходимых для овладения рядом конкретных профессий (экономист, статист, финансист, банковский работник, менеджер и т.д.).

Основная цель курса: формирование у учащихся экономического стиля мышления с использованием в качестве главного инструмента – персональный компьютер.

Задачи:

  • дать представление об оптимальном управлении и планировании на примере экономических задач, изучить основные теоретические понятия данной области;
  • научить решать экономические задачи и обрабатывать статистические данные, используя математический арсенал MS Excel, делать выводы об эффективности производства продукции или размещении денежных ресурсов, составлять экономический прогноз;
  • способствовать развитию экономического и логического мышления;
  • продолжить формирование информационной культуры учащихся;
  • способствовать профессиональной ориентации учащихся.

Методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • частично-поисковый;
  • методы контроля и самоконтроля.

Формы обучения:

  • объяснение;
  • лекции;
  • деловая игра,
  • практические, самостоятельные и контрольные работы.

Содержание программы спецкурса.

Курсу отводится 1 час в неделю для изучения в одном из полугодий 11 класса. Программа курса опирается на базовые понятия информатики, которые ученики получили в курсе средней основной школы: знание основ теории моделирования, структуры и назначения электронных таблиц, умение строить модели объектов и процессов, заносить данные в электронные таблицы, вводить простые формулы, строить диаграммы. Спецкурс предполагает дальнейшее развитие на уроках экономики, информатики, при получении специализации в ВУЗе, а также найти свое применение в жизненных повседневных ситуациях.

В качестве приложения предлагается набор раздаточного материала к каждому практическому занятию и варианты контрольных работ.

Обработка статистических данных в экономике (7 часов)

Введение в оптимальное управление и планирование. Статистические данные. Построение регрессионных моделей. Составление прогноза изменения экономической модели. Нахождение связи между величинами. Коэффициент корреляции.

Учащиеся должны знать: задачи оптимального управления и планирования, понятие тренда, типы линий регрессии, понятие корреляции;

Учащиеся должны уметь: строить по экспериментальным данным тренд, находить наилучшую экономическую модель изменения системы, делать экономический прогноз, находить корреляционные зависимости между величинами.

Модели оптимального планирования в экономике (11 часов)

Модели оптимального планирования в экономике. Задача о наилучшем распределении ресурсов. Задачи о смесях и распределении капитала. Задачи о размещении заказа и раскрое материала. Задача на составление оптимального плана перевозок.

Учащиеся должны знать: типы экономических задач оптимального планирования, понятие оптимального плана и целевой функции.

Учащиеся должны уметь: находить оптимальный план для задач о распределении ресурсов, раскрое материалов, смесях, размещении заказа, распределении капиталовложений, решать транспортные задачи, делать выводы об эффективности или не эффективности производства той или иной продукции, делать прогноз, о прибыли предприятий исходя из имеющихся денежных, трудовых или материальных ресурсов.

Тематическое планирование.

№ п/п № темы Название Количество часов
теория практика всего
Тема1. Обработка статистических данных в экономике
1 1.1 Введение в оптимальное управление и планирование 1 - 1
2 1.2 Статистические данные. Построение регрессионных моделей 1 1 2
3 1.3 Составление прогноза изменения экономической модели 2 1 3
4 1.4 Контрольная работа по теме: "Обработка статистических данных" - 1 1
    Итого 4 3 7
Тема2. Модели оптимального планирования в экономике (11 часов)
5 2.1 Модели оптимального планирования в экономике 1 - 1
6 2.2 Задача о наилучшем распределении ресурсов 1 1 2
7 2.3 Задача о смесях и задача распределении капитала 1 1 2
8 2.4 Задача о размещении заказа и задача о раскрое материала 1 1 2
9 2.5 Задача на составление оптимального плана перевозок 1 1 2
10 2.6 Решение задач. Повторение - 1 1
11 2.7 Контрольная работа по теме "Задачи оптимального планирования" - 1 1
    итого 5 6 11
    ВСЕГО 9 9 18

Приложение 1.

Приложение 2.