Тип урока Урок закрепления и развития ЗУН
Форма урока Деловая игра
ТСО: Классная доска, раздаточный материал, ПК, среда ТР
Цели:
- Закрепить приемы решения задач на осуществление поиска в двумерном массиве (нахождение максимума, минимума, суммы и т. д.)
- Продолжить развивать алгоритмическое мышление, умение работать в среде TURBO PASCAL, быстрый набор текста программы, а также умение моделировать.
- Воспитывать культуру общения, аккуратность ведения записей, как в тетради, так и в среде TURBO PASCAL при наборе программы (структурность записей).
Ход урока
1. Организационный момент (1 минута)
2. Постановка цели урока (2 минуты)
Ребята, пройдет немного времени, и вы обязательно окажетесь в такой ситуации, когда вам придется устраиваться на работу. Поэтому на этом уроке я предлагаю вам прочувствовать, что испытывает человек, когда устраивается на престижную работу, на которую очень большой конкурс, и провести занятие в форме деловой игры.
Представьте, что я – представитель новой фирмы, которая создает программные продукты для разных организаций нашего города. Понятно, что предприятий много и заявок тоже очень много.
Нашей фирме нужно произвести дополнительный набор сотрудников. Вы будете играть роль тех, кто желает устроиться на работу в нашу фирму. Вы должны быть активными, целеустремленными, сосредоточенными на решении задачи. Ваша цель поступить на работу в нашу фирму.
Сегодня вы должны показать мне, как вы усвоили материал по обработке данных в двумерном массиве, и как вы можете применять этот материал на практике для решения задач.
После отборочного тура, который сейчас состоится, те из вас, которые справятся со всеми заданиями и наберут нужное количество баллов, смогут работать в нашей фирме. Желаю вам всем удачи!
3. Актуализация опорных знаний(7 минут)
Первое задание отборочного тура вы получили на прошлой нашей встрече. Поднимите руки те, кто справился с заданием и готов показать решение у доски.
К доске выходят 3 человека: 1 - раздел описания, заполнение массива, 2- поиск минимального элемента массива, 3 - поиск элементов, кратных 3.
Пока ваши соперники готовятся, для всех остальных я предлагаю заработать дополнительный балл, выполнив следующее задание.
Нашей фирмой уже было создано несколько программ, но конкуренты тайком пробрались в технический отдел и поменяли порядок действий в некоторых программах. Фрагменты этих программ лежат перед вами (у первого ряда – 1 вариант, у второго ряда – 2 вариант), а что данный фрагмент должен выполнять написано на доске.
1 вариант Вывести на экран нечетные элементы двумерного массива и их количество.
2 вариант Вывести на экран отрицательные элементы двумерного массива и их количество.
Ваша задача - сложить блоки этих фрагментов по порядку. Задание вы выполняете в парах.
Учащиеся работают с заготовками, которые располагаются на столах (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
Ответ для первого варианта: ТЕХНИКА
Ответ для второго варианта: ПРОФИЛЬ
Какое слово у вас получилось?
Кто справился без ошибок?
Можно было ли изменить порядок каких-нибудь блоков, но чтобы результат остался тем же? Каких?
А теперь проверим, как справились те, кто работал у доски.
Учащиеся ищут ошибки, высказывают свое мнение по поводу решения домашнего задания.
Закрепление и развитие ЗУН (25 минут)
Ну что ж, вы справились с квалификационными задачами. Попробую дать вам более серьезное задание.
К нам поступила заявка от директора хлебозавода г. Нерюнгри. Ему нужно, чтобы наша фирма составила программу, которая выводила бы отчет за неделю.
Эту заявку вы видите у себя на столах.
На Нерюнгринском Хлебозаводе работает 7 бригад по выпечке хлеба. Количество булок хлеба, которое выпекает 1 бригада в 1 день, колеблется от 900 до 1200 булок. Нужно составить отчет работы за неделю.
Вывести таблицу, в которой видно, сколько каждая бригада выпекает хлеба в каждый день в течение недели.
Найти прибыль, которую получит хлебозавод, от продажи всего хлеба, выпеченного за неделю, по оптовой цене – 7 рублей за булку хлеба.
Вывести номер бригады, которой будет начислена премия (план в какой либо день превысил 1150 булок), а также количество булок, которое она выпекла.
Посчитать и вывести в отдельный одномерный массив, сколько булок хлеба выпекает каждая бригада за неделю.
Чтобы быстрее справиться с заданием, я разделила его на 3 части. Одни будут выполнять первую часть, другие вторую, а третьи - третью. Часть – 0 должна присутствовать у всех. Эти части уже распределены между вами (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).
По ходу вы можете задавать вопросы, но помните, ваш рейтинг будет зависеть от качества и количества заданных вопросов.
На первом этапе заполните блок-схемы, которые лежат перед вами, они помогут вам на втором этапе составить программы.
Учащиеся заполняют блок-схемы (ПРИЛОЖЕНИЕ 3). Те, кто закончил, садятся за компьютер и составляют программу, делают ее отладку. По возможности все части программы собираются воедино.
Подведение итогов (5 минут)
Те, кто справился успешно с заданием (назвать имена) принимаются на работу, так как получили за сегодняшний урок 5 баллов.
Те, кто шел к цели верно, но медленно (назвать имена) принимаются, только с испытательным сроком, 4 балла.
Те, кого я не назвала, получили 3 балла, и, следовательно, не прошли отборочный тур, готовьтесь дома и приходите к нам еще. Мы будем рады вас видеть.
Постановка домашнего задания (5 минут)
А теперь я дам вам еще одно задание. Это задание будет первым, для тех, кто уже принят на работу. Для тех, кто взят с испытательным сроком, это задание будет решающим при решении вопроса о приеме на работу. А тем, кто сегодня не прошел отборочный тур – тренировкой, готовьтесь и приходите снова. Вакансии еще есть.
Итак, задание. Поступила заявка из отдела статистики нашего города, для них нужно составить программу, которая решает следующую задачу.
Задание:
Данные вводятся в таблицу N*N. Требуется найти и вывести максимальный элемент главной диагонали и минимальный элемент побочной диагонали.
При решении задания вам нужно знать, не только как найти максимум или минимум, но и какими равенствами связываются индексы элементов главной и побочной диагонали. Вы можете назвать эти равенства?
Главная диагональ: I = J
Побочная диагональ: I = N-J +1
Учащиеся записывают домашнее задание в тетради.