Цели:
Создать условия для формирования у учащихся
новых понятий: “Что такое кровь?”, ее
особенности и состав; дать первоначальные
сведения о клеточном строении крови, взаимосвязи
строения и функций. Доказать важнейшую роль
крови в поддержании внутренней среды организма и
в регуляции работы внутренних органов.
Оборудование: таблица “Волшебная семерка”, муляж сердца, карточки со словами: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, плазма; карточки-эмблемы, иллюстрирующие состав крови, прибор “тонометр”
ХОД УРОКА
I. Организационный момент(На уроке дети работают в группах)
- Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Вы должны показать свою воспитанность, дружбу, взаимовыручку, а самое главное – знания, чтобы понравиться нашим гостям.
- Поприветствуем наших гостей.
- Мы приветствуем гостей, дорогих учителей.
II. Актуализация знаний
Опрос творческих вопросов изученных тем.
1. Фронтальный опрос.
- Какую большую тему мы изучаем на уроках окружающего мира?
- Из чего состоит любой живой организм?
- Что такое орган?
2. Игра “Знаешь ли ты?”
- Сейчас поиграем в игру “Знаешь ли ты?” Каждой группе по очереди будут задаваться вопросы, если группа затрудняется ответить или дает неполный ответ, ей на помощь приходит та группа, которая первой поднимет руку.
- За каждый правильный ответ каждая группа получает жетон, в конце урока подведем итог игры.
1 группа – Какую систему органов мы изучили на прошлом уроке?
2 группа – Назовите основные органы кровообращения.
3 группа – Расскажите, как капля крови проходит по всему человеческому организму. <Рисунок1>
4 группа – Какой орган в организме человека самый главный, без которого не сможет жить человек? И как он работает?
(К доске выходит представитель 4 группы и, используя муляж сердца, рассказывает о его работе)
1 группа – Что должен делать каждый человек, чтобы его сердце работало без перебоев?
(Каждой группе предлагается показать 1-2 общеукрепляющих упражнения, остальные дети, выйдя из-за парт, их повторяют)
2 группа – Расскажите, где и как кровь из артерии попадает в вену, как называются мельчайшие сосуды и какую роль они играют в организме человека?
(При ответе учащиеся используют таблицу) <Рисунок2>
3 группа – Что заставляет кровь течь в кровеносных сосудах непрерывно и даже снизу вверх? Можно ли это почувствовать и как?
(После ответа детей учитель показывает прибор “тонометр” и рассказывает о его предназначении, или школьный врач показывает как им нужно пользоваться, измеряет давление у нескольких учеников). <Рисунок3>
- Измеряя давление крови в сосудах, врач может определить, здоров ли человек, и как работают его органы.
4 группа – Какую роль играет кровеносная система в организме человека?
Подведение итога игры.
III. Постановка проблемы и совместное открытие новых знаний
- Сердце приводит в движение кровь и она бежит по кровеносным сосудам. А знаете ли вы: “Что такое кровь?” Какова ее роль в организме? Из чего она состоит?
(Выслушав ответы детей учитель подводит их к открытию новых знаний, опираясь на материал прошлого урока).
1 – Как называется группа клеток, выполняющих общую задачу в организме?
2 – Можно ли сказать, что кровь – это ткань?
3 – Если кровь - это ткань, значит, из чего она должна состоять?
(Вывод делается самими учениками)
4 – Чтобы убедиться в правильности вывода рассмотрите таблицу на странице 32 и запомните из каких клеток состоит кровь.
(Дети самостоятельно работают с таблицей и затем делают правильный ответ на поставленный вопрос – из каких клеток состоит кровь?) <Рисунок4>
IV. Самостоятельная работа по открытию новых знаний учащимися
(Учитель предлагает каждой группе задание)
- Из каких клеток состоит кровь и какова роль клеток в организме человека?
1 группа – Роль белых кровяных телец.
2 группа – Какую роль играют кровяные пластинки?
3 группа – Что такое плазма?
4 группа – Роль красных кровяных телец.
(Каждая группа самостоятельно добывает знания из книги. Во время самостоятельной работы учитель раздает каждому члену группы эмблемы с изображение “клеток” крови) <Рисунок5>
После самостоятельной подготовки представитель от каждой группы защищает свою тему, при этом используется дополнительный материал из других источников информации.
(Учитель дополняет ответы детей и оформляет на доске таблицу: “Составные части крови” из эмблем-капелек и их названий, одновременно знакомит детей с новыми понятиями: “эритроциты”, “тромбоциты”, “лейкоциты”).
V. Первичное закрепление знаний по тесту предложенному учителем
ТЕСТ
VI. Практическое применение знаний
- Учащимся предлагается ситуация: Ваш товарищ поранил руку. У него сильное кровотечение. Какую роль будет выполнять каждая группа клеток в данной ситуации?
1. Дети выходят к доске и наглядно демонстрируют состав крови (у каждого на груди эмблема, иллюстрирующая ту или иную клетку крови)
2. “Тромбоциты”, которые играют главную роль в свертывании крови, выходят вперед и “закупоривают” ранку, кровь останавливается.
VII. Итог урока
- Почему кровь – особая ткань организма?
- Назовите основные клетки крови.
VIII. Домашнее задание
§ 8, задание № 1, 2.
IX. Рефлексия
- Понравился ли вам наш урок?
- За что вы себя можете похвалить?
- Довольны ли вы своей работой в группе?
- Оцените свою работу используя сигнал.