Окружающий мир по теме: "Что такое кровь?"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Создать условия для формирования у учащихся новых понятий: “Что такое кровь?”, ее особенности и состав; дать первоначальные сведения о клеточном строении крови, взаимосвязи строения и функций. Доказать важнейшую роль крови в поддержании внутренней среды организма и в регуляции работы внутренних органов.
  2. Закрепить знания детей о кровеносной системе, о ее транспортной роли в организме, о большом и малом кругах кровообращения.
  3. Учить детей пользоваться дополнительной литературой по определенной теме для поиска ответа на возникшие вопросы.
  4. Развивать речь, память, логическое мышление.
  5. Воспитывать интерес к спорту, стремление заниматься спортом, беречь и укреплять свой организм.

Оборудование: таблица “Волшебная семерка”, муляж сердца, карточки со словами: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, плазма; карточки-эмблемы, иллюстрирующие состав крови, прибор “тонометр”

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

(На уроке дети работают в группах)

- Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Вы должны показать свою воспитанность, дружбу, взаимовыручку, а самое главное – знания, чтобы понравиться нашим гостям.

- Поприветствуем наших гостей.

- Мы приветствуем гостей, дорогих учителей.

II. Актуализация знаний

Опрос творческих вопросов изученных тем.

1. Фронтальный опрос.

- Какую большую тему мы изучаем на уроках окружающего мира?

- Из чего состоит любой живой организм?

- Что такое орган?

2. Игра “Знаешь ли ты?”

- Сейчас поиграем в игру “Знаешь ли ты?” Каждой группе по очереди будут задаваться вопросы, если группа затрудняется ответить или дает неполный ответ, ей на помощь приходит та группа, которая первой поднимет руку.

- За каждый правильный ответ каждая группа получает жетон, в конце урока подведем итог игры.

1 группа – Какую систему органов мы изучили на прошлом уроке?

2 группа – Назовите основные органы кровообращения.

3 группа – Расскажите, как капля крови проходит по всему человеческому организму. <Рисунок1>

4 группа – Какой орган в организме человека самый главный, без которого не сможет жить человек? И как он работает?

(К доске выходит представитель 4 группы и, используя муляж сердца, рассказывает о его работе)

1 группа – Что должен делать каждый человек, чтобы его сердце работало без перебоев?

(Каждой группе предлагается показать 1-2 общеукрепляющих упражнения, остальные дети, выйдя из-за парт, их повторяют)

2 группа – Расскажите, где и как кровь из артерии попадает в вену, как называются мельчайшие сосуды и какую роль они играют в организме человека?

(При ответе учащиеся используют таблицу) <Рисунок2>

3 группа – Что заставляет кровь течь в кровеносных сосудах непрерывно и даже снизу вверх? Можно ли это почувствовать и как?

(После ответа детей учитель показывает прибор “тонометр” и рассказывает о его предназначении, или школьный врач показывает как им нужно пользоваться, измеряет давление у нескольких учеников). <Рисунок3>

- Измеряя давление крови в сосудах, врач может определить, здоров ли человек, и как работают его органы.

4 группа – Какую роль играет кровеносная система в организме человека?

Подведение итога игры.

III. Постановка проблемы и совместное открытие новых знаний

- Сердце приводит в движение кровь и она бежит по кровеносным сосудам. А знаете ли вы: “Что такое кровь?” Какова ее роль в организме? Из чего она состоит?

(Выслушав ответы детей учитель подводит их к открытию новых знаний, опираясь на материал прошлого урока).

1 – Как называется группа клеток, выполняющих общую задачу в организме?

2 – Можно ли сказать, что кровь – это ткань?

3 – Если кровь - это ткань, значит, из чего она должна состоять?

(Вывод делается самими учениками)

4 – Чтобы убедиться в правильности вывода рассмотрите таблицу на странице 32 и запомните из каких клеток состоит кровь.

(Дети самостоятельно работают с таблицей и затем делают правильный ответ на поставленный вопрос – из каких клеток состоит кровь?) <Рисунок4>

IV. Самостоятельная работа по открытию новых знаний учащимися

(Учитель предлагает каждой группе задание)

- Из каких клеток состоит кровь и какова роль клеток в организме человека?

1 группа – Роль белых кровяных телец.

2 группа – Какую роль играют кровяные пластинки?

3 группа – Что такое плазма?

4 группа – Роль красных кровяных телец.

(Каждая группа самостоятельно добывает знания из книги. Во время самостоятельной работы учитель раздает каждому члену группы эмблемы с изображение “клеток” крови) <Рисунок5>

После самостоятельной подготовки представитель от каждой группы защищает свою тему, при этом используется дополнительный материал из других источников информации.

(Учитель дополняет ответы детей и оформляет на доске таблицу: “Составные части крови” из эмблем-капелек и их названий, одновременно знакомит детей с новыми понятиями: “эритроциты”, “тромбоциты”, “лейкоциты”).

V. Первичное закрепление знаний по тесту предложенному учителем

    ТЕСТ

  • Что такое кровь? –
  • Что приводит кровь в движение? –
  • Почему кровь красного цвета? –
  • Как называются красные кровяные тельца? –
  • Какие клетки уничтожают бактерии? –
  • Какова роль тромбоцитов? –
  • Лейкоциты это ………………. кровяные тельца.
  • Для чего нужен прибор “тонометр”? –
  • Подчеркни названия органов кровообращения: желудок, глаза, сердце, почки, пищевод, грудная клетка, кровь, кровеносные сосуды, мозг.

VI. Практическое применение знаний

- Учащимся предлагается ситуация: Ваш товарищ поранил руку. У него сильное кровотечение. Какую роль будет выполнять каждая группа клеток в данной ситуации?

1. Дети выходят к доске и наглядно демонстрируют состав крови (у каждого на груди эмблема, иллюстрирующая ту или иную клетку крови)

2. “Тромбоциты”, которые играют главную роль в свертывании крови, выходят вперед и “закупоривают” ранку, кровь останавливается.

VII. Итог урока

- Почему кровь – особая ткань организма?

- Назовите основные клетки крови.

VIII. Домашнее задание

§ 8, задание № 1, 2.

IX. Рефлексия

- Понравился ли вам наш урок?

- За что вы себя можете похвалить?

- Довольны ли вы своей работой в группе?

- Оцените свою работу используя сигнал.