Логопедическое занятие по теме: "Звуки [К — К'], буква К к

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ:

1. Учить детей выделять звуки [К – К’] по артикуляторным признакам: в слогах, в словах, в преложениях.

2. Закрепить умение соотносить звуки с буквой, обозначать твёрдость и мягкость согласных; развивать фонематическое восприятие, зрительный гнозис и мнезис, мелкую моторику.

3. Активизировать словарь, мыслительную деятельность.

4. Воспитывать умение работать дружно.

Оборудование: таблица с профилем, карточки со слогами, словами, картинки, игры, цифровой ряд, буквы, фишки (синие и зеленые), витрина с игрушками.

 Ход занятия

I. Организационный момент.

До звонка вы пришли
И порядок навели
Подготовили к уроку все,
Чтоб училось нам легко

Оформление тетрадей.

II. Сообщение темы и целей.

Работа над звуками и буквами.

Отгадайте загадку: Эти чудо-кирпичи я в подарок получил.

Сложу из них – сломаю, все сначала начинаю.

Что это? (Кубики)

Какой первый звук в этом слове? Назовите пятый? (Дети выделяют звуки)

Работа с зеркалами, рассматривание профилей.

Расскажите артикуляцию звука [к], сравните с артикуляцией [к’].

([к] - кончик языка немного отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута горкой и касается неба, затем спинка языка отрывается от неба; [к’] – спинка языка горкой, кончик языка упирается в нижние зубы.)

Дайте характеристику этим звукам. (Согласный, глухой, твердый и мягкий)

Эти звуки на письме обозначаем буквой …. (К к).

На какую игрушку похожа наша буква? (На клоуна)

Детям раздаются пластмассовые буквы. Положите справа и обведите эту букву по контуру пальчиком, карандашом. Заштриховать букву под наклоном вправо. Найдите начало строки и напишите заглавную и строчную букву “К к”. Сравните их.

Игра с буквами “Отгадай буквы”.

Внимательно посмотреть на карточку и назвать букву в верхнем ряду в желтом квадрате, в нижнем ряду, в желтом квадрате.

Вот сегодня вместе с клоуном мы отправимся в магазин, а в какой догадайтесь сами?

Посмотрите, что у нас и назовите все это одним словом. (Игрушки)

В магазине “Детский мир” на витрине стоят игрушки, их очень много. Но чтобы их приобрести и поиграть с ними, необходимо выполнить задания, которые приготовил нам клоун.

III. Работа над слогами и словами.

Игра “Отгадай слоги”.

Прочитать слоги на карточках, про себя, вслух.

Записать эти слоги в тетрадь, письменно, с правильным соединением. Самостоятельно

написать еще один слог (ка).

Возьмите красный, синий, зеленый карандаш и зажгите под буквами фонарики.

Проверка: прочитать слоги, где зажгли синий и красный фонарик, т.д.

Игра “Аукцион слов”.

Посмотрите внимательно на последний слог и придумайте слова, чтобы они начинались на этот слог и состояли из одного слога – как, кар; из двух слогов - каша, капля, катер, канат, карась, камыш, камин; из трех слогов – качели, карета, калитка, кабина, канава и и т.д. (Используются картинки).

Из игрушек выбрать те, названия которых состоят из трех слогов и заканчиваются на слог – ка, (собака, петрушка, матрешка).

Эти игрушки с витрины попали к нам в игровой уголок.

Работа с цифровым рядом.

Определить на каком месте в словах находится звуки [к-к’], положить соответствующую букву и фишки: ковш, вилка, тарелка, стакан. Как все это назвать одним словом?

(Посуда). Правильно и у наших игрушек есть детская посудка.

IV. Физминутка. (пальчиковая)

Раз, два, три, четыре, пять
Вышли пальчики гулять
Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем мы играть!

(Пальчики сжимаем в кулаки и разжимаем).

Зайка взял свой барабан
И ударил трам–трам–трам!

(Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянный и мизинец стучат по большому пальцу).

V. Игра “Опиши игрушку”

Кубик – какой? (Деревянный, твердый, гладкий, красный и т.д.)

Машинка – какая? Колесо – какое? Зайчик – какой?... В игровом уголке появился зайка.

Игра “Прятки”

За заборчиком спряталось слово, его необходимо отгадать по верхним элементам букв, прочитать и записать. (Кок) Это слово перевертыш. Почему? Запишите его в тетрадь.

Все справились с заданием и игрушек стало больше у ребят.

Игра “Помоги кукле”

У меня в руках говорящая кукла, но она долго стояла в магазине и разучилась говорить.

Помогите ей правильно произнести слова: камиш, калошад, кокаляс, сафлетка.

(Мишка, лошадка, коляска, салфетка)

Какое слово лишнее и почему? Все эти игрушки вам подарила кукла.

VI. Работа над предложением.

Дать определение, что такое предложение. Сделать анализ предложения.

Придумать предложение к схеме: К____ к_____ к_____ к____ .

(Кире купили красивую куклу)

Записать схему предложения в тетрадь и зажечь самостоятельно фонарики под буквами К)

Взаимопроверка.

Работа над мелкой моторикой.

У куклы оказались палочки. Игра с палочками.

Посмотри на узор, запомни. Выложи по памяти. На что похож узор? (На качели).

Как высоко качели взлетают
И ребятишек веселых качают.

Фонетическая ритмика (встали все в кружок)

А – И.П. – руки согнуты впереди, вытянуты ладонями вверх, пальцы округлены, произнося

“а” / “а” долгое/ руки разводятся в стороны до упора

К – И.П. – руки согнуты в локтях, локти подняты, смотрят в разные стороны, одна линия с

Плечом, кисти рук сильно сжаты в кулаки на уровне шеи. Сгруппировались.

Произнося “к” или “ка” резко отодвигаем назад, одновременно запрокидывая голову назад.

VIII. Итог занятия.

Назвать последний звук, который мы с вами пели? Какой буквой обозначаем этот звук?

Какие задания запомнились? Для чего они необходимы? Определяем настроение у детей (используя цветные карандаши).

Список используемой литературы:

И.Н. Садовникова “Нарушения письменной речи и их преодоление у младших

Школьников”. Москва. “Владос”, 1997.

В.В. Волина “Занимательное азбуковедение” Москва. “Дрофа”, 2003.

О. Джежелей “Помогайка” Москва АО “Столетие”, 1994.

И. Лопухина “Логопедия 550”, Москва “Аквариум”, 1995.

Е.В. Нечаева “Артикуляция звуков в графическом изображении” Учебно – демонстрационный материал. Москва “Гном и Д”, 2003.

А.Я. Мухина “Фонетическая ритмика”.