ЦЕЛИ:
1. Учить детей выделять звуки [К – К’] по артикуляторным признакам: в слогах, в словах, в преложениях.
2. Закрепить умение соотносить звуки с буквой, обозначать твёрдость и мягкость согласных; развивать фонематическое восприятие, зрительный гнозис и мнезис, мелкую моторику.
3. Активизировать словарь, мыслительную деятельность.
4. Воспитывать умение работать дружно.
Оборудование: таблица с профилем, карточки со слогами, словами, картинки, игры, цифровой ряд, буквы, фишки (синие и зеленые), витрина с игрушками.
Ход занятия
I. Организационный момент.
До звонка вы пришли
И порядок навели
Подготовили к уроку все,
Чтоб училось нам легко
Оформление тетрадей.
II. Сообщение темы и целей.
Работа над звуками и буквами.
Отгадайте загадку: Эти чудо-кирпичи я в подарок получил.
Сложу из них – сломаю, все сначала начинаю.
Что это? (Кубики)
Какой первый звук в этом слове? Назовите пятый? (Дети выделяют звуки)
Работа с зеркалами, рассматривание профилей.
Расскажите артикуляцию звука [к], сравните с артикуляцией [к’].
([к] - кончик языка немного отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута горкой и касается неба, затем спинка языка отрывается от неба; [к’] – спинка языка горкой, кончик языка упирается в нижние зубы.)
Дайте характеристику этим звукам. (Согласный, глухой, твердый и мягкий)
Эти звуки на письме обозначаем буквой …. (К к).
На какую игрушку похожа наша буква? (На клоуна)
Детям раздаются пластмассовые буквы. Положите справа и обведите эту букву по контуру пальчиком, карандашом. Заштриховать букву под наклоном вправо. Найдите начало строки и напишите заглавную и строчную букву “К к”. Сравните их.
Игра с буквами “Отгадай буквы”.
Внимательно посмотреть на карточку и назвать букву в верхнем ряду в желтом квадрате, в нижнем ряду, в желтом квадрате.
Вот сегодня вместе с клоуном мы отправимся в магазин, а в какой догадайтесь сами?
Посмотрите, что у нас и назовите все это одним словом. (Игрушки)
В магазине “Детский мир” на витрине стоят игрушки, их очень много. Но чтобы их приобрести и поиграть с ними, необходимо выполнить задания, которые приготовил нам клоун.
III. Работа над слогами и словами.
Игра “Отгадай слоги”.
Прочитать слоги на карточках, про себя, вслух.
Записать эти слоги в тетрадь, письменно, с правильным соединением. Самостоятельно
написать еще один слог (ка).
Возьмите красный, синий, зеленый карандаш и зажгите под буквами фонарики.
Проверка: прочитать слоги, где зажгли синий и красный фонарик, т.д.
Игра “Аукцион слов”.
Посмотрите внимательно на последний слог и придумайте слова, чтобы они начинались на этот слог и состояли из одного слога – как, кар; из двух слогов - каша, капля, катер, канат, карась, камыш, камин; из трех слогов – качели, карета, калитка, кабина, канава и и т.д. (Используются картинки).
Из игрушек выбрать те, названия которых состоят из трех слогов и заканчиваются на слог – ка, (собака, петрушка, матрешка).
Эти игрушки с витрины попали к нам в игровой уголок.
Работа с цифровым рядом.
Определить на каком месте в словах находится звуки [к-к’], положить соответствующую букву и фишки: ковш, вилка, тарелка, стакан. Как все это назвать одним словом?
(Посуда). Правильно и у наших игрушек есть детская посудка.
IV. Физминутка. (пальчиковая)
Раз, два, три, четыре, пять
Вышли пальчики гулять
Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем мы играть!
(Пальчики сжимаем в кулаки и разжимаем).
Зайка взял свой барабан
И ударил трам–трам–трам!
(Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянный и мизинец стучат по большому пальцу).
V. Игра “Опиши игрушку”
Кубик – какой? (Деревянный, твердый, гладкий, красный и т.д.)
Машинка – какая? Колесо – какое? Зайчик – какой?... В игровом уголке появился зайка.
Игра “Прятки”
За заборчиком спряталось слово, его необходимо отгадать по верхним элементам букв, прочитать и записать. (Кок) Это слово перевертыш. Почему? Запишите его в тетрадь.
Все справились с заданием и игрушек стало больше у ребят.
Игра “Помоги кукле”
У меня в руках говорящая кукла, но она долго стояла в магазине и разучилась говорить.
Помогите ей правильно произнести слова: камиш, калошад, кокаляс, сафлетка.
(Мишка, лошадка, коляска, салфетка)
Какое слово лишнее и почему? Все эти игрушки вам подарила кукла.
VI. Работа над предложением.
Дать определение, что такое предложение. Сделать анализ предложения.
Придумать предложение к схеме: К____ к_____ к_____ к____ .
(Кире купили красивую куклу)
Записать схему предложения в тетрадь и зажечь самостоятельно фонарики под буквами К)
Взаимопроверка.
Работа над мелкой моторикой.
У куклы оказались палочки. Игра с палочками.
Посмотри на узор, запомни. Выложи по памяти. На что похож узор? (На качели).
Как высоко качели взлетают
И ребятишек веселых качают.
Фонетическая ритмика (встали все в кружок)
А – И.П. – руки согнуты впереди, вытянуты ладонями вверх, пальцы округлены, произнося
“а” / “а” долгое/ руки разводятся в стороны до упора
К – И.П. – руки согнуты в локтях, локти подняты, смотрят в разные стороны, одна линия с
Плечом, кисти рук сильно сжаты в кулаки на уровне шеи. Сгруппировались.
Произнося “к” или “ка” резко отодвигаем назад, одновременно запрокидывая голову назад.
VIII. Итог занятия.
Назвать последний звук, который мы с вами пели? Какой буквой обозначаем этот звук?
Какие задания запомнились? Для чего они необходимы? Определяем настроение у детей (используя цветные карандаши).
Список используемой литературы:
И.Н. Садовникова “Нарушения письменной речи и их преодоление у младших
Школьников”. Москва. “Владос”, 1997.
В.В. Волина “Занимательное азбуковедение” Москва. “Дрофа”, 2003.
О. Джежелей “Помогайка” Москва АО “Столетие”, 1994.
И. Лопухина “Логопедия 550”, Москва “Аквариум”, 1995.
Е.В. Нечаева “Артикуляция звуков в графическом изображении” Учебно – демонстрационный материал. Москва “Гном и Д”, 2003.
А.Я. Мухина “Фонетическая ритмика”.