ЦЕЛЬ:
- расширить представления детей о жизни народов ханты и манси, их традициях и обрядах;
- на примере использования литературного творчества прививать интерес к познанию особенностей края, страны;
- воспитывать уважение к культурному наследию разных народов, населяющих Россию.
Примечание: возможен вариант проведения урока внеклассного чтения, интегрированного урока природоведения.
Соединив леса и горы,
Озёра, реки и луга,
Раскинулась в своих просторах
Ханты-мансийская земля!
Все о тебе стихи слагают,
Они летят во все края.
Ты всей земле теперь известна,
Ханты-мансийская земля!
Ведущий: Дорогие друзья! Наша встреча посвящается юбилею Ханты-Мансийского автономного округа.
(Из сундука, стоящего на сцене, показывается Танья-богатырь, герой хантыйских легенд).
Ах, как долго я спал (недоумённо огядывается вокруг). Много столетий ходил я по этой земле: плавал по рекам, бродил по тундре и тайге, по болотам, знал каждый кустик и травинку. Но сегодня я что-то не узнаю родной стороны, которую издревле называли Югорской землёй, Югорией.
- Откуда здесь такой высокий чум, сделанный из камня?
(Дети отвечают: Школа!)
- Никогда я ещё не видел железных оленей, бегающих по улицам!?
(Снова ответ: Автомобили!)
- А сколько железных лестниц раскидано по тайге и тундре, к самому небу ведут они, как в сказке!
(Ответ: Нефтяные и газовые вышки)
- Наверно, я попал в сказочную страну: люди все вокруг незнакомые, одеты не по-нашему…
Ученик: Мы – ученики этой школы. А ты кто?
Танья: Зовут меня Танья-богатырь. А зовут меня так за то, что я всегда защищал бедных людей, ханты и манси от злых людей. Только это не понравилось шаманам, они хитростью заманили меня и закрыли в сундуке на 75 лет.
Ведущий: Ты свободен, Танья. Сегодня, в 75-й день рождения Ханты-Мансийского округа, мы освободили тебя. Надеемся, что ты многое вспомнишь и расскажешь нам о жизни, обычаях своего народа.
(К богатырю подбегают 2 ученика):
1 (обращаясь к нему): Говорят, вы в чумах жили,
Что мышиных нор грязне,
Рыбью кровь со смаком пили
И не знали яств вкуснее?
Словно карлики-деревья,
Вы вросли, мол, в топь корнями.
Языкастые поверья
Вас прозвали дикарями….
Танья:
Ой, легенды, что вы врёте!
Вы давно уже не правы.
О моём лесном народе
Столько нынче песен славы!
Ведущий: Да, за 75 лет существования округа очень многое изменилось в жизни этого народа. Давайте совершим маленькое заочное путешествие туда, где живут ханты и манси.
Вопросы к слушателям:
- Как называется их жилище? (Чум)
- Как называется место поселения ханты? (Стойбище)
- На чём передвигались люди от стойбища к стойбищу? (Оленьи упряжки).
Давайте и мы с вами помчимся на воображаемой оленьей упряжке (Все дети, сидя, подняв руки скрестно над головой, растопырив пальцы - “рога”, ритмично поют под музыку:
“Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним
И отчаянно ворвёмся прямо в снежную зарю.
Ты увидишь, что напрасно называют Север Крайним,
Ты увидишь, он бескрайний, я тебе его дарю!
Ведущий: За 75 лет существования округа изменилась к лучшему жизнь северных народов. Но не изменился их характер. Это очень честные, совестливые люди, у них в характере отсутствует такое отрицательное качество, как обман, жадность. Доверчивые, как дети, ханты и манси очень любят свой край.
Ученик:
Тайга шумит, зелёная, как море.
Зверьё, что рыба в шубе меховой.
А в реках, что сияют, с небом споря
Безбрежной синевой и широтой,
Гуляют осетры, как шхуны,
И нельмы, как серебряные луны.
Ведущий: А вот те верные друзья, которые с рождения окружают в стойбище ваших сверстников. Кто они:
. Лайка – друг мой первый,
Самый надёжный, самый верный.
Ты рядом идёшь, как храбрый воин.
Даже в тёмную ночь я с тобою спокоен. (Лайка)
Я гонюсь за оленёнком, я хочу его поймать.
Оленёнок быстроногий, я хочу его догнать.
Меж кустами белыми прыг, прыг, прыг!
Над снегами белыми скрип, скрип, скрип!
Очень миленький телёнок, быстроногий оленёнок!
Ведущий: У вас, ребята, у каждого есть мечта, кем вы станете, когда подрастёте.
А вот о чём мечтают старики ханты, глядя на своих внуков:
Ученик: И охотником ты станешь – от души, не по неволе.
Разве есть на свете лучше,
Выше этой главной доли?!
И к твоим ногам склонится сам медведь, хозяин чащи.
Разве есть в таёжном мире для людей другое счастье?!
Танья: Для нас, охотников, любимой игрой является борьба.
Эй – хо-хо!
Кто меня одолеет? А ну!
Кто меня посрамит? А ну!
Кто из вас борец? А ну!
Кто захотел меня на игрищах победить? А ну!
(Дети устраивают борьбу на ранее приготовленных спортивных матах:
а)Парами, взв друг друга за плечи. Кто скорее положит другого на лопатки.
б) Борьба сидя, упершись ступнями друг о друга. Оба игрока держатся за палку, кто кого перетянет на свою сторону. Победители получают призы за участие в вольной борьбе. )
Ведущий: Очень почитаем у народов ханты и манси медведь. Его имя боялись даже вслух произносить, а если когда приходилось его убить, то из медвежьей головы делали чучело, украшали её бусами, лентами, серьгами, ставили на стол, вокруг – разные кушанья, а сами пускались в пляс (группа детей исполняет хантыйский танец).
Танья: А вот какого зверя у нас не любят, так это росомаху. Среди детей ханты распространена такая дразнилка:
“Кто меня дразнит, зверем пусть станет. Фу! Фу! Фу!
Грязной, безобразной, лохматой росомахой! Фу! Фу! Фу!”
Ведущий: Очень интересны и своеобразны песни этих народов:
Ученик: Что мой глаз видит, о том и пою.
Что ухо слышит, о том и пою.
Что сердце чует, о том и пою.
Слушай песню мою – узнаешь душу мою!
Ведущий: Эти бесхитростные люди – гостеприимные хозяева.
1 ученик:
Если человек – гость издалека,
Ты ему скажи: “Вот моя рука!”
Усади за стол с лучшею едой,
Одари его нежной теплотой,
Сердцем щедрым, словом с огоньком,
Чтобы стал родным и ему твой дом!
2 ученик:
В гости без злости, сытым иди.
Уважай хозяина, - долго не сиди!
Ведущий. Хитро улыбаясь, хозяин обязательно загадает хоть одну загадку, быть может, им самим сочинённую.
Давайте и мы их попробуем отгадать:
- Что зимой не мёрзнет и летом не мёрзнет? (Сердце)
- Загадочный человек день и ночь ходит без устали, пощёлкивая, похрустывая… (Часы)
- Под водой сидит колдунья, у неё сто глаз (Сеть)
- В воде играет, на земле умирает (Рыба)
- Кто лес на голове носит? (Олень)
- Бел, а не заяц, летит, а не чайка,
- Что это такое, ну-ка, отвечай-ка (Снег)
- Где стоял железный конь,
Голубой нашли огонь.
Нашли, заколдовали,
В трубу замуровали. (Вышка, газ).
Ведущий: Очень любят народы Севера слово “хорошо”.
Олень – хорошо.
Собака – хорошо.
Солнце светит – хорошо.
Вода журчит – хорошо.
Хорошее идёт к хорошему.
Хорошее слово – товарищ в пути.
Помни: хорошо, когда всем хорошо!
(Дети исполняют “Танец оленей”.)
Рефлексия.
- А вам, ребята, было хорошо на нашем празднике:
- Что вы узнали нового о жизни народов Севера?
- Что вам хотелось бы ещё узнать:
(Проводится обзор литературы по теме “Моя земля – Югория”.)
ЛИТЕРАТУРА
1. И. Истомин “На Ямале мы живём” . Свердловск, Ср-Ур кн. из-во, 1980
2. Конькова А. “Свидетельство с детством”, м. , УНИСЕРВ, 1996
3. К. Я. Лагунов “Как искали тюменскую нефть” . Свердловск, Ср-Ур кн. из-во, 1987
4. Л. Лапцуй “Эдейка” . Свердловск, Ср-Ур кн. из-во, 1983
5. “Огонь – камень”. Сказки народов Севера. Свердловск, Ср-Ур кн. из-во, 1980
6. А. Тарханов “Волшебство” . Свердловск, Ср-Ур кн. из-во, 1980
7. Таисия Чучелина “Сказки Югры”, М. . “Наш современник”, 1995
8. Ю. Шесталов “Сначала была сказка” . Свердловск, Ср-Ур кн. из-во, 1983