Цели:
Тип урока: изучение нового материала.
Форма: урок – исследование.
Оборудование: рисунок с игрой в слова, раздаточный материал: карточки с заданиями; инструкции, маршрутный лист урока, учебник по русскому языку: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, III класс (1-4).
(На доске модель урока)
1.Организационный момент.
Сейчас у нас урок русского языка. Работа предстоит серьёзная, настроение должно быть хорошее и у вас, и у меня.
Я предлагаю вам поиграть со словами.
Задание: по цепочке букв прочитайте, пожалуйста, пословицу.
(На доске) Не будь тороплив, а будь памятлив.
- Как вы понимаете?
- Как вы считаете, зачем человеку нужна память?
Главное правило хорошего запоминания : думать и запоминать самое главное.
- Сегодня мы узнаем новые сведения о сложных словах.
Эти знания помогут нам выполнить письменные работы грамотно.
Чтобы обобщить и запомнить всю информацию, которую получаем по новой теме, составим в течение урока опорный конспект.
Сегодня урок – исследование. Вам предстоит сделать открытие. Вы будете учёными, которые исследуют и познают новое.
Научиться исследовать – значит самостоятельно узнать новое. Я вам буду помогать. В течение урока будете сами оценивать свою работу на маршрутных листах. А у меня лист на доске. Включаемся в исследование. В добрый путь! Успехов вам!
2. Актуализация знаний.
- По какому разделу работаем? (“Слово”)
- С какими словами вчера познакомились?
Сложные слова.
- Как вы думаете, ребята, почему слово выделено красным цветом? (Ответы)
Это слово и будет в центре внимания нашего урока.
Сложные (многозначность слова).
Какие задачи решали вчера по этой теме?
-Почему слова сложные?
-Почему в слове два корня?
А какую задачу мы поставим перед собой сегодня?
-Как соединить два корня?
(На доске)
СЛОЖНЫЕ СЛОВА
Это главный вопрос урока (это задача нашего урока)
На этот вопрос вы постараетесь ответить сами.
- А как найти сложные слова? (Посмотрим, сможете ли вы сами ответить на этот вопрос).
(Работа в парах) Работаем дружно, прислушиваемся друг к другу. Придите к единому мнению.
Задание (на листках) – найдите и обведите кружком номера всех сложных слов.
1. тихоня | 1. птичница | 1. мореход |
2. тихоходный | 2. птицелов | 2. камнепад |
3. чемоданчик | 3. пешеход | 3. пылесос |
4. звездочёт | 4. мышеловка | 4. вездеход |
5. самолёт | 5. командующий | 5.походный. |
Физминутка.
Давайте немного отдохнём, наберёмся сил и хорошего настроения.
- Отложите-ка, тетрадку!
- Раз, два!
- Становитесь на зарядку!
- Раз, два!
- Сладко, сладко потянулись,
И прогнулись и пригнулись.
Распрямились, разогнулись.
Ваши мышцы все проснулись?
- Да!
- Ваши губы улыбнулись7
- Да!
- Пальчики к письму готовы?
- Да!
- Мы работать будем снова?
- Да?!
(Вы сейчас испытываете на себе действие моторной двигательной памяти).
3.Постановка проблемы.
- А у меня интересный вопрос!
Если взять два корня, то всегда ли этого достаточно, чтобы появилось сложное слово? (Я возьму корень – лед – и корень –руб- Получилось ли у меня новое слово? (Нет)
- Что нам надо решить?
(Как соединить два корня, чтобы получилось сложное слово)
- Как можно решить эту проблему?
(Надо провести наблюдение – исследование)
4.“Открытие” детьми нового знания.
Решение проблемного вопроса.
Постарайтесь, используя алгоритм исследования слов, решить этот проблемный вопрос.
Наблюдение над словами (парами) | Работаем внимательно. Очень чётко и ясно приготовьтесь к защите и доказательству, к ответу на главный вопрос урока. |
- Расскажите, как вы действовали, наблюдали за словами? (Ответы пары)
- Какой вывод можно сделать после ваших наблюдений?
- Какая схема подходит к вашим рассуждениям? (Обсуждение у доски)
Работа с определением | Где можно подтвердить или опровергнуть предположение?(с.89 учебника). Чтение определения (сравнение с выводом, который звучал ранее на уроке) |
Физминутка.
Фиксация нового алгоритма действия |
Как нужно действовать, чтобы правильно написать соединительную гласную в сложных словах? |
- С чего начнём? Какой “шаг” будет первым? Что сделаем затем? (Все шаги вывешиваются последовательно на карточках)
Что у нас получилось?
а) чтение алгоритма (с.(90)
- Попробуйте ответить на 2 вопрос маршрутного листа и оценить свою работу.
5. Первичное закрепление.
(Проговаривание в громкой речи установленного алгоритма действий)
с. 90, упр. 126 (учебник) —> выборочно
- Давайте внимательно посмотрим на записанные слова.
- Попробуйте сформулировать к ним задания – в соответствии с темой урока.
6. Домашнее задание.
(Творческого характера по выбору)
- Напишите как вы представляете себе сложное слово, его портрет, свойства, характер.
- Напишите сказку про соединительные гласные – О -, - Е –
Физминутка.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.
(Разноуровневые задания)
Уровень 1 . Спишите, выполните графическое обозначение орфограммы.
Пыл… сос, утк… нос, овощ…вод, земл…коп, рыб…лов.
Уровень 2. Составьте и запишите сложные слова со словами:
Пыль, хлеб, сено, птица.
Уровень 3. Составьте по два слова с соединительными гласными –О-, -Е-. Составьте и запишите предложение с составленными словами.
(Проверка)
- Ответьте на 3 вопрос маршрутного листа и оцените свою работу.
8. Оперативный контроль.
( пара —> у доски)
Тест “Верные и неверные высказывания”.
Я произношу утверждения, если вы согласны с ним – ставьте в клеточку “+”, не согласны-“-”
1. Сложные слова – это все длинные слова.
2. Если первый корень оканчивается на твёрдый согласный, то пишем соединительную гласную –О-.
3. После букв – Ж – и – Ш – пишется – О-.
4. Слова, у которых 2 корня, называются сложными.
5. В словах садовод, водолаз – соединительная гласная –О-.
6. Если 1 корень оканчивается на мягкий согласный, то пишем соединительную гласную -Е-.
9. Итог исследования.
- Вспомните, какую задачу ставили?
- Каким путём её решили?
- Как вы считаете, мы справились с задачей урока?
(Оценивание работы учащимися, учителем)
А сейчас попробуем систематизировать ваши знания.
Составим опорный конспект нашей темы урока. (Чтение опорного конспекта)
(На доске)
СЛОЖНЫЕ СЛОВА
Дома постарайтесь вспомнить опорный конспект темы урока и воспроизвести зашифрованное в нём правило.
10. Итог урока.
- А сейчас я хочу объявить благодарность (пауза) соединительным гласным –О – и - Е-.
Вы удивлены? А вы не спросите, почему? Как вы думаете?
(Объявляется благодарность лучшим работающим парам)
- Понравился наш урок? Спасибо ребята за труд и радость, которую я испытывала от общения с вами.