Тема урока: "Степень с натуральным показателем"

Разделы: Математика


Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.

Цели урока:

  • вторичное осмысление уже известных знаний;
  • знать правила умножения и деления степеней с одинаковым основанием;
  • выполнять действия со степенями;
  • развивать математическую речь учащихся;
  • анализировать ответы учащихся;
  • воспитывать интерес к предмету.

Оборудование:

  • кодоскоп;
  • карточки индивидуальных заданий;
  • таблица;
  • кроссворд по теме степень;
  • копировальная бумага;
  • портреты учёных Декарт, Аль-Каши, Блез Паскаль.

Ход урока:

Организационный момент: вступительное слово учителя о типе и целях урока.

План урока:

1. Проверка домашнего задания.

Решение заготовлено на доске. Учащиеся объясняют.

№ 435

Пусть а – произвольное число. Сравнить с нулём.

а) 6а2 >0 б) – а2 <0 в) а2+4>0 г) (а+4)2>0 д) –а2-5<0

№ 436

Принадлежит ли графику функции, заданной формулой у = х3 - 3х2, точка А (7; 196) точка В (-5; -200)?

Ответ: принадлежит.

2. Учитель предлагает учащимся работу по индивидуальным карточкам у доски.

(3 ученика) “применение степени числа в задачах”

Карточка № 1

Площадь квадрата находится по формуле S = a2.

Найти значение S, если a = 3; 1.5; 7/8

Карточка № 2

Объем куба находится по формуле V = а3.

Найти значение V, если а = 0.5; 1; 2/3

Карточка № 3

Площадь круга находится по формуле .

Найти S, если r = 4; 1.7; 8/9

3. Класс работает с учителем устно, задание на доске.

а) Прочитайте выражение, назовите основание и показатель степени

(-7)5 (1/2)3 (-1/3)2 2.14

б) Определите знак значения выражения

(1/5)3 (-1/5)3 -210 (-2)10 (-3)9 -39

в) Правила умножения (деления) степеней с одинаковыми основаниями

с7с4 х8 : х4 а а2 а10 : а9 х3 х3 с6 : с n8 n4 a5 : а5

4. Кроссворд “Степень”

Рисунок 1

По горизонтали: 1. Действие, с помощью которого вычисляется значение степени. 2. Произведение, состоящее из одинаковых множителей. 3. Действие показателей степеней при возведении степени в степень. 4. Действие степеней, при которых показатели степеней вычитаются. 5. Немецкий математик, который ввёл термин “показатель степени”.

По вертикали: 6. Число всех одинаковых множителей. 7. Степень с нулевым показателем. 8. Повторяющийся множитель. 9. Значение выражения 105 / 23.55 10. Показатель степени, который обычно не пишут.

Ответы:

По горизонтали: 1. Возведение. 2. Степень. 3. Произведение. 4. Деление. 5. Штифель.
По вертикали: 6. Показатель. 7. Единица. 8. Основание. 9. Четыре. 10. Единица.

Проверка карточек.

5. Работа в тетрадях.

№ 568.

Замените Х степенью с основанием С так, чтобы полученное равенство было тождеством:

а) с2 х = с5

1 способ 2 способ
Подобрать

х = с3
с2 с35

Найти неизвестный множитель

х = с5: с2
х = с3

комментирование

б) х с59

х=с4

в) с6 х= с11

х=с5

г) с4 х=с15

х=с11

Работа у доски: используя правило деления степеней, упростить выражения:

а) 6n+3: 6n = 6n+3-n= 63 = 216

б) 10n+1: 10n-1 = 10(n+1)-(n-1)= 10n+1-n+1 = 102 =100

6. Работа с кодоскопом.

1) используя правило умножения и деления степеней, упростите выражение:

а) х2 х8: х х9
б) х5 : х2: х2 х
в) х15 : х5 х х11
г) х10 : х6 х4 х8

2) сравните значения выражения с нулем:

а) (-11)19 (-11)8
б) (-6)4 (-6)10
в) (-14)25 (-14)

Блез Паскаль сказал: “Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его занимательным”

Сократить дробь.

5 24 / (5 21 + 5 21 +5 21 + 5 21 + 5 21) = 5 24 / (5 * 5 21) = 5 24 / 5 22 = 5 2 = 25

Неужели действительно надо вычислять эти огромные степени. Вырастет огромная гора цифр. Но … “умный гору обойдет” тропинкой изящных рассуждений.

Какой цифрой оканчивается сумма:

а) 116+146+166=…1+…6+…6=…3
б) 115+145+165=…1+…4+…6=…1

Самостоятельная работа.

Учащиеся работают с копировальной бумагой (с последующей проверкой)

1 вариант

1. Упростить выражения

а) х8 х35
б) а2 аn
в) уn12

2. Сравнить значения выражения с нулём.

(-25)12 (-25)9

2 вариант

а) х2010 х
б) сm3
в) х3 хn

2. Сравнить значения выражения с нулём.

(-4)19:(-4)7

Проверка заготовлена на доске.

Домашнее задание: п. 17 № 428 (в; г); № 429; № 431(а; б)

Итог урока, оценки.