Для проектирования и реализации профильного обучения необходимо ответить на вопросы: зачем необходима профилизация обучения, кому и для чего она необходима, каков ожидаемый результат введения профильности в старшую школу. Лишь после выяснения этих вопросов можно начать разработку модели профильного обучения в гимназии, создавать учебные программы, проводить уроки. Ученик - главный субъект обучения. Зачем же ученику нужна профильность обучения? Для научно-обоснованного ответа на этот вопрос требуется провести исследование: выделить виды профильности, выявить образовательные потребности учеников по отношению к ним, обобщить и систематизировать диагностические результаты. Лишь после этого можно говорить о том, какая профильность отвечает потребностям и ожиданиям старшеклассников, а какая – нет.
По данным опроса родителей 100% учащихся 5 классов и 95% учащихся 9 классов приходят в гимназию для подготовки к поступлению в ВУЗ и отдают предпочтение тому, чтобы “знать основу главных предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться”.
Целью профильного обучения в гимназии на предстоящий учебный год является создание условий, обеспечивающих эффективную разработку учащимися индивидуальных учебных планов (ИУП) и механизмов учета результатов обучения на элективных курсах.
Ведущая идея: целесообразно не выявлять индивидуальные особенности, а создавать условия для их проявления.
Задачи:
I. Создать богатую образовательную среду – поля для самостоятельного осознанного выбора учащимися учебных предметов (базовых, профильных, элективных), формы обучения (очная, экстернат и др.), для этого:
- обеспечить углубленное изучение предметов по запросам школьников;
- создать условия для дифференциации содержания образования и построения индивидуальных образовательных программ;
- содействовать установлению равного доступа к полноценному образованию с учетом индивидуальных способностей и склонностей учащихся;
- расширить возможности социализации обучающихся;
- обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием;
- cоздать условия для развития компетенций, необходимых для продолжения обучения.
II. Начать подготовку к составлению ИУП в 9 классе, для этого организовать:
- психологические тренинги; консультации, помогающие молодому человеку сформировать представление о своих профессиональных перспективах и путях движения к ним;
- консультации-переговоры с педагогами относительно содержания и формы изучения предметов, позволяющие ориентироваться в образовательных услугах, имеющихся в гимназии, а так же за ее пределами;
- мероприятия, направленные на выявление интересов учащихся, погружение их в ситуацию “возможностей и ответственности”, в ситуацию самоопределения.
Цель этого этапа состоит в формировании готовности учащихся к принятию решения о выборе профиля.
Как мы будем определять степень готовности к выбору профиля?
- Выраженность ценностных ориентаций, связанных с профилем обучения.
- Информационная подготовленность в отношении значимости профиля обучения для дальнейшего самоопределения.
- Наличие опыта приложения усилий по освоению образовательного материала, ключевых компетенций, востребованных в профессиональном образовании.
III. Привести содержание учебных программ в соответствие с профильным обучением: каждый учебный предмет должен быть представлен и базовым и профильным курсом.
IV. Создать ситуацию педагогического авторства и творчества.
Начали мы с планирования действий, которые нас приведут к достижению намеченных целей.
План-график мероприятий по подготовке к введению предпрофильной подготовки и профильного обучения на старшей ступени общего образования
№п/п | Содержание деятельности по организации предпрофильной и профильной подготовки. Задачи, мероприятия. | Сроки | Ответственные |
1. | Ознакомление педагогов с нормативными документами, регулирующими проведение эксперимента по профильному обучению. | Октябрь – ноябрь | Нестерова Н. П. |
2. | Проведение информационной работы с педагогами, участвующими в эксперименте (в первую очередь, с классными руководителями 8-х классов, 9, 10 классов), обеспечение их необходимым методическим материалом. | Октябрь – ноябрь | Нестерова Н. П. |
3. | Проведение разъяснительной работы с родителями учащихся по вопросам предпрофильной подготовки. Родительские собрания в 8 классах. | Апрель – май | Кл. руководители. Нестерова Н. П. |
4. | Проведение социологического исследования. Опрос учащихся и родителей 8-классников. | Апрель – май | Кл. руководители |
5. | Выявление запроса на спецкурсы 8-классников. | май | Диагностическая лаборатория |
6. | Опрос 9-классников о планируемом выборе профилей. Социологический анализ значимых установок учащихся 9-х классов при выборе профиля. | май | Классные руководители |
7. | Выявление запроса 9–10-классников на курсы по выбору | май | ДЛ, Мельникова Н. А. |
8. | Выявление педагогического потенциала для организации курсов по выбору в 9–11классах. | апрель | Нестерова Н. П. |
9. | Составление плана предпрофильной подготовки. | май | Нестерова Н. П. |
10. | Семинар для учителей-предметников “Разработка программы ориентационного курса для 9-классников”. | май | Нестерова Н. П. |
11. | Разработка блочных программ курсов по выбору. | май | Учебная часть. Учителя-предм. |
12. | Утверждение программ предметных курсов по выбору. | май | Научно-методический совет |
13. | Утверждение программ ориентационных курсов. | май | Научно-методический совет |
14.. | Разработка учебного плана с учетом предпрофильной и профильной подготовки уч-ся 9–11 классов. | май | Учебная часть |
Гимназия уже накопила немалый опыт по дифференцированному обучению учащихся.
У нас сложился определенный вид профильной подготовки: углубленное изучение информатики и английского языка с 1 класса, наличие разнообразных факультативов, кружков, студий, секций на старшей ступени обучения.
Сейчас мы, с учетом накопленного опыта, определяем структуру и направления профилизации, т. е. разрабатываем модель организации профильного обучения уже в свете системной модернизации обучения в старших классах. Мы не хотим ориентироваться на конкретные профили, а, за счет значительного увеличения числа элективных курсов, хотим предоставлять школьникам (в том числе, в форме многообразных учебных межклассных групп) в полной мере осуществлять свои индивидуальные профильные образовательные программы, включая в них те или иные профильные и элективные курсы.
Мы ищем наиболее эффективные пути профилизации, понимая, что профильность, основанная на предметном делении содержания образования, имеет для учеников как плюсы, так и минусы.
Действительно, с одной стороны, ученик-гуманитарий может заниматься любимым (или "нужным") предметом больше, чем остальными, но, с другой, нельзя утверждать, что гуманитарию не интересны компьютерные технологии или веб-дизайн. Может возникнуть и такая ситуация, когда ученик физико-математического профиля, который к его "несчастью" любит стихи, не сможет уделить своим разнопредметным интересам необходимого внимания. Предметная профильность "загоняет" ученика в жесткие границы формально, а не личностно (!) разделяемых предметов, "срезая" с его образовательной траектории индивидуально значимые предметы и области.
В результате образовательная траектория ученика становится не индивидуальной, а профильной, что заметно сужает рамки его выбора. Решение же данной проблемы с помощью элективных курсов внутри заданного профиля не всегда эффективно.
Добавим к этому ориентацию концепции на ограниченное число профилей, где практически нет места медицинским, сельскохозяйственным, спортивным, художественным и иным профилям. Очевидно, что в этом случае личностно-ориентированный учебный процесс останется только на уровне декларации.
Мы стремимся уравновесить следующее противоречие: с одной стороны требуется наиболее полно учесть индивидуальные интересы, способности, склонности старшеклассников (это ведет к созданию большого числа различных профилей), с другой – учесть ряд факторов, сдерживающих процессы дифференциации - это введение единого государственного экзамена, утверждение стандарта общего образования.
Мы выделили следующие блоки проблем, решить которые мы должны в совместной деятельности с учащимися 11 класса: определить разумные границы между ХОЧУ – МОГУ – НАДО.
- Кем быть? (предпочтительные группы профессий)
- Каким быть? (востребованные профессиями качества)
Зачем осваивать именно эту профессию? (личностно значимые ценности).
Блоки проблем профильной ориентации учащегося 9 класса: ХОЧУ – МОГУ.
- Что изучать? >
- Как изучать?
- Где изучать?
- Зачем изучать?
“Хочу и могу” как их соотнести? Ищем ответы на поставленные вопросы в ходе эксперимента.
*** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** ***
Для более эффективной организации профильной подготовки мы уже предприняли следующие шаги:
- используем возможности дополнительного образования (кружки, клубы, студии, секции);
- внедряем современные информационные и коммуникационные технологии (интернет, дистанционные формы обучения, интерактивные средства самообучения, СD-диски);
Что мы предприняли, чтобы подготовить учителей для работы в новых условиях?
1. Провели теоретические семинары по темам:
- “Нормативно-правовое обеспечение эксперимента по профильному обучению”, “Методика разработки элективного курса”,
- “Как интенсифицировать образовательный процесс”,
- “Методика интеграции предметных областей”.
2. Провели анализ существующей учебной литературы и создали банк методической литературы по организации профильного обучения.
3. Обеспечили классных руководителей и учителей-предметников необходимой методической литературой.
4. Проработали вопрос о роли индивидуальных образовательных программ в профильном обучении.
Условия, которые мы создаем для перехода к профильному обучению на старшей ступени образования
I группа условий – условия, связанные с сущностными характеристиками образовательной деятельности.
Разработка внутренних нормативных документов (приказов, распоряжений, положений, договоров и т.п.) для организации предпрофильной и профильной подготовки.
II группа условий – условия ресурсного обеспечения профильного обучения.
- Обеспечение равного доступа к получению образовательных услуг для всех желающих учащихся (в том числе дополнительных, платных).
- Кадровое обеспечение программ профильного обучения.
- Материально-техническое обеспечение программ профильного обучения.
- Учебно-методическое сопровождение профильного обучения (примечание: в сопровождение должны войти не только стандартный УМК, но и то, что может разработать сама гимназия).
III группа условий – организация предпрофильной подготовки на ступени основного обучения.
- Введение предпрофильной подготовки через организацию курсов по выбору. Курсы должны носить профориентационный характер, быть краткосрочными, чередующимися, постепенно вводимыми в учебный план (чтобы ученик не оказывался в ситуации выбора из значительного числа курсов).
- Отработка внутри гимназических механизмов конкурсного набора в 10-е классы (внимание: не вступительные экзамены), внутренних критериев соответствия.
- Введение накопительной оценки (портфолио), учитывающей разнообразные достижения ученика и подтверждающей его учебные успехи и ориентацию на тот или иной профиль.
Что мы будем менять в профильной школе?
В целях и ожидаемых результатах обучения
- Ориентация на максимальный учет индивидуальных интересов, способностей и склонностей учащихся, что ведет к созданию большого числа разных профилей.
- Создание условий для развития компетенций, необходимых для продолжения обучения.
- Развитие способности самоорганизации.
- Формирование высокого уровня правовой культуры.
В учебном плане
- Сокращение инвариантного компонента. Относительное сокращение учебного материала непрофильных предметов с целью завершения базовой общеобразовательной подготовки учащихся.
- План образован учебными предметами трех типов: базовые общеобразовательные, профильные, элективные.
- Базовые общеобразовательные предметы: математика, история, русский и иностранный языки, ФК, интегрированные курсы обществоведения (для естественно- математического, технологического и подобных профилей), естествознания (для гуманитарного, социально-экономического и подобных профилей). Обязательны для всех.
- Профильные общеобразовательные предметы: предметы повышенного уровня, определяющие направленность профиля. Обязательны для учащихся, выбравших данный профиль. Базовые + профильные = федеральный компонент ГОСа (оцениваются в рамках ЕГЭ).
- Элективные курсы – обязательные для посещения
курсы по выбору ученика. Реализуются за счет
школьного компонента учебного плана. Возможны
для:
а) “поддержания” изучения профильных предметов на заданном профильном уровне;
б) для построения индивидуальных образовательных траекторий. Методика оценивания результатов будет разрабатываться и усовершенствоваться в ходе эксперимента.
В образовательных технологиях
- Постепенное сокращение технологий, присущих классно-урочной системе.
- Постепенное увеличение доли технологий обучения, близких к вузовским, предполагающих иную организацию аудиторных занятий и внеаудиторной нагрузки.
- Увеличение доли технологий, способствующих развитию партнерских отношений между учителем и учеником (этому в значительной мере способствует введение ЕГЭ).
В образовательной среде
- Создание разнообразных пространств для творческой самореализации учащихся.
- Создание пространств совместной деятельности педагогов и старшеклассников.
- Развитие подростковых и юношеских общественных объединений.
В формах оценивания и контроля
- Преобладание письменных форм оценивания над устными. Значительную долю должны составлять тестовые задания.
- Экспертные оценки.
- Использование рейтинговых оценок.
- Накопительная система оценок.
- Использование многоуровневой балльной оценки (и, соответственно, перевод ее в 5 - ти балльную шкалу).
- Постепенный “уход” от разовых выборочных проверок образовательных результатов.
- Формулирование критериев оценивания совместно с учениками.
- Разработка внутренних КИМов.
- Разработка форм учета текущих достижений ученика, заменяющая школьный дневник.
В формах организации образовательного процесса
Дистанционное обучение, экстернат, факультативы, индивидуальные консультации.