Организация профильного обучения в Алданской гимназии "Анализ, проблемы, планы на будущее"

Разделы: Администрирование школы


Для проектирования и реализации профильного обучения необходимо ответить на вопросы: зачем необходима профилизация обучения, кому и для чего она необходима, каков ожидаемый результат введения профильности в старшую школу. Лишь после выяснения этих вопросов можно начать разработку модели профильного обучения в гимназии, создавать учебные программы, проводить уроки. Ученик - главный субъект обучения. Зачем же ученику нужна профильность обучения? Для научно-обоснованного ответа на этот вопрос требуется провести исследование: выделить виды профильности, выявить образовательные потребности учеников по отношению к ним, обобщить и систематизировать диагностические результаты. Лишь после этого можно говорить о том, какая профильность отвечает потребностям и ожиданиям старшеклассников, а какая – нет.

По данным опроса родителей 100% учащихся 5 классов и 95% учащихся 9 классов приходят в гимназию для подготовки к поступлению в ВУЗ и отдают предпочтение тому, чтобы “знать основу главных предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться”.

Целью профильного обучения в гимназии на предстоящий учебный год является создание условий, обеспечивающих эффективную разработку учащимися индивидуальных учебных планов (ИУП) и механизмов учета результатов обучения на элективных курсах.

Ведущая идея: целесообразно не выявлять индивидуальные особенности, а создавать условия для их проявления.

Задачи:

I. Создать богатую образовательную среду – поля для самостоятельного осознанного выбора учащимися учебных предметов (базовых, профильных, элективных), формы обучения (очная, экстернат и др.), для этого:

  • обеспечить углубленное изучение предметов по запросам школьников;
  • создать условия для дифференциации содержания образования и построения индивидуальных образовательных программ;
  • содействовать установлению равного доступа к полноценному образованию с учетом индивидуальных способностей и склонностей учащихся;
  • расширить возможности социализации обучающихся;
  • обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием;
  • cоздать условия для развития компетенций, необходимых для продолжения обучения.

II. Начать подготовку к составлению ИУП в 9 классе, для этого организовать:

  • психологические тренинги; консультации, помогающие молодому человеку сформировать представление о своих профессиональных перспективах и путях движения к ним;
  • консультации-переговоры с педагогами относительно содержания и формы изучения предметов, позволяющие ориентироваться в образовательных услугах, имеющихся в гимназии, а так же за ее пределами;
  • мероприятия, направленные на выявление интересов учащихся, погружение их в ситуацию “возможностей и ответственности”, в ситуацию самоопределения.

Цель этого этапа состоит в формировании готовности учащихся к принятию решения о выборе профиля.

Как мы будем определять степень готовности к выбору профиля?

  1. Выраженность ценностных ориентаций, связанных с профилем обучения.
  2. Информационная подготовленность в отношении значимости профиля обучения для дальнейшего самоопределения.
  3. Наличие опыта приложения усилий по освоению образовательного материала, ключевых компетенций, востребованных в профессиональном образовании.

III. Привести содержание учебных программ в соответствие с профильным обучением: каждый учебный предмет должен быть представлен и базовым и профильным курсом.

IV. Создать ситуацию педагогического авторства и творчества.

Начали мы с планирования действий, которые нас приведут к достижению намеченных целей.

План-график мероприятий по подготовке к введению предпрофильной подготовки и профильного обучения на старшей ступени общего образования

№п/п Содержание деятельности по организации предпрофильной и профильной подготовки. Задачи, мероприятия. Сроки Ответственные
1. Ознакомление педагогов с нормативными документами, регулирующими проведение эксперимента по профильному обучению. Октябрь – ноябрь Нестерова Н. П.
2. Проведение информационной работы с педагогами, участвующими в эксперименте (в первую очередь, с классными руководителями 8-х классов, 9, 10 классов), обеспечение их необходимым методическим материалом. Октябрь – ноябрь Нестерова Н. П.
3. Проведение разъяснительной работы с родителями учащихся по вопросам предпрофильной подготовки. Родительские собрания в 8 классах. Апрель – май Кл. руководители.
Нестерова Н. П.
4. Проведение социологического исследования. Опрос учащихся и родителей 8-классников. Апрель – май Кл. руководители
5. Выявление запроса на спецкурсы 8-классников. май Диагностическая лаборатория
6. Опрос 9-классников о планируемом выборе профилей. Социологический анализ значимых установок учащихся 9-х классов при выборе профиля. май Классные руководители
7. Выявление запроса 9–10-классников на курсы по выбору май ДЛ, Мельникова Н. А.
8. Выявление педагогического потенциала для организации курсов по выбору в 9–11классах. апрель Нестерова Н. П.
9. Составление плана предпрофильной подготовки. май Нестерова Н. П.
10. Семинар для учителей-предметников “Разработка программы ориентационного курса для 9-классников”. май Нестерова Н. П.
11. Разработка блочных программ курсов по выбору. май Учебная часть.
Учителя-предм.
12. Утверждение программ предметных курсов по выбору. май Научно-методический совет
13. Утверждение программ ориентационных курсов. май Научно-методический совет
14.. Разработка учебного плана с учетом предпрофильной и профильной подготовки уч-ся 9–11 классов. май Учебная часть

Гимназия уже накопила немалый опыт по дифференцированному обучению учащихся.

У нас сложился определенный вид профильной подготовки: углубленное изучение информатики и английского языка с 1 класса, наличие разнообразных факультативов, кружков, студий, секций на старшей ступени обучения.

Сейчас мы, с учетом накопленного опыта, определяем структуру и направления профилизации, т. е. разрабатываем модель организации профильного обучения уже в свете системной модернизации обучения в старших классах. Мы не хотим ориентироваться на конкретные профили, а, за счет значительного увеличения числа элективных курсов, хотим предоставлять школьникам (в том числе, в форме многообразных учебных межклассных групп) в полной мере осуществлять свои индивидуальные профильные образовательные программы, включая в них те или иные профильные и элективные курсы.

Мы ищем наиболее эффективные пути профилизации, понимая, что профильность, основанная на предметном делении содержания образования, имеет для учеников как плюсы, так и минусы.

Действительно, с одной стороны, ученик-гуманитарий может заниматься любимым (или "нужным") предметом больше, чем остальными, но, с другой, нельзя утверждать, что гуманитарию не интересны компьютерные технологии или веб-дизайн. Может возникнуть и такая ситуация, когда ученик физико-математического профиля, который к его "несчастью" любит стихи, не сможет уделить своим разнопредметным интересам необходимого внимания. Предметная профильность "загоняет" ученика в жесткие границы формально, а не личностно (!) разделяемых предметов, "срезая" с его образовательной траектории индивидуально значимые предметы и области.

В результате образовательная траектория ученика становится не индивидуальной, а профильной, что заметно сужает рамки его выбора. Решение же данной проблемы с помощью элективных курсов внутри заданного профиля не всегда эффективно.

Добавим к этому ориентацию концепции на ограниченное число профилей, где практически нет места медицинским, сельскохозяйственным, спортивным, художественным и иным профилям. Очевидно, что в этом случае личностно-ориентированный учебный процесс останется только на уровне декларации.

Мы стремимся уравновесить следующее противоречие: с одной стороны требуется наиболее полно учесть индивидуальные интересы, способности, склонности старшеклассников (это ведет к созданию большого числа различных профилей), с другой – учесть ряд факторов, сдерживающих процессы дифференциации - это введение единого государственного экзамена, утверждение стандарта общего образования.

Мы выделили следующие блоки проблем, решить которые мы должны в совместной деятельности с учащимися 11 класса: определить разумные границы между ХОЧУ – МОГУ – НАДО.

  • Кем быть? (предпочтительные группы профессий)
  • Каким быть? (востребованные профессиями качества)
  • Зачем осваивать именно эту профессию? (личностно значимые ценности).

Блоки проблем профильной ориентации учащегося 9 класса: ХОЧУ – МОГУ.

  • Что изучать? >
  • Как изучать?
  • Где изучать?
  • Зачем изучать?

“Хочу и могу” как их соотнести? Ищем ответы на поставленные вопросы в ходе эксперимента.

*** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** ***

Для более эффективной организации профильной подготовки мы уже предприняли следующие шаги:

  • используем возможности дополнительного образования (кружки, клубы, студии, секции);
  • внедряем современные информационные и коммуникационные технологии (интернет, дистанционные формы обучения, интерактивные средства самообучения, СD-диски);

Что мы предприняли, чтобы подготовить учителей для работы в новых условиях?

1. Провели теоретические семинары по темам:

  • “Нормативно-правовое обеспечение эксперимента по профильному обучению”, “Методика разработки элективного курса”,
  • “Как интенсифицировать образовательный процесс”,
  • “Методика интеграции предметных областей”.

2. Провели анализ существующей учебной литературы и создали банк методической литературы по организации профильного обучения.

3. Обеспечили классных руководителей и учителей-предметников необходимой методической литературой.

4. Проработали вопрос о роли индивидуальных образовательных программ в профильном обучении.

Условия, которые мы создаем для перехода к профильному обучению на старшей ступени образования

I группа условий – условия, связанные с сущностными характеристиками образовательной деятельности.

Разработка внутренних нормативных документов (приказов, распоряжений, положений, договоров и т.п.) для организации предпрофильной и профильной подготовки.

II группа условий – условия ресурсного обеспечения профильного обучения.

  • Обеспечение равного доступа к получению образовательных услуг для всех желающих учащихся (в том числе дополнительных, платных).
  • Кадровое обеспечение программ профильного обучения.
  • Материально-техническое обеспечение программ профильного обучения.
  • Учебно-методическое сопровождение профильного обучения (примечание: в сопровождение должны войти не только стандартный УМК, но и то, что может разработать сама гимназия).

III группа условий – организация предпрофильной подготовки на ступени основного обучения.

  • Введение предпрофильной подготовки через организацию курсов по выбору. Курсы должны носить профориентационный характер, быть краткосрочными, чередующимися, постепенно вводимыми в учебный план (чтобы ученик не оказывался в ситуации выбора из значительного числа курсов).
  • Отработка внутри гимназических механизмов конкурсного набора в 10-е классы (внимание: не вступительные экзамены), внутренних критериев соответствия.
  • Введение накопительной оценки (портфолио), учитывающей разнообразные достижения ученика и подтверждающей его учебные успехи и ориентацию на тот или иной профиль.

Что мы будем менять в профильной школе?

В целях и ожидаемых результатах обучения

  • Ориентация на максимальный учет индивидуальных интересов, способностей и склонностей учащихся, что ведет к созданию большого числа разных профилей.
  • Создание условий для развития компетенций, необходимых для продолжения обучения.
  • Развитие способности самоорганизации.
  • Формирование высокого уровня правовой культуры.

В учебном плане

  • Сокращение инвариантного компонента. Относительное сокращение учебного материала непрофильных предметов с целью завершения базовой общеобразовательной подготовки учащихся.
  • План образован учебными предметами трех типов: базовые общеобразовательные, профильные, элективные.
  • Базовые общеобразовательные предметы: математика, история, русский и иностранный языки, ФК, интегрированные курсы обществоведения (для естественно- математического, технологического и подобных профилей), естествознания (для гуманитарного, социально-экономического и подобных профилей). Обязательны для всех.
  • Профильные общеобразовательные предметы: предметы повышенного уровня, определяющие направленность профиля. Обязательны для учащихся, выбравших данный профиль. Базовые + профильные = федеральный компонент ГОСа (оцениваются в рамках ЕГЭ).
  • Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору ученика. Реализуются за счет школьного компонента учебного плана. Возможны для:
    а) “поддержания” изучения профильных предметов на заданном профильном уровне;
    б) для построения индивидуальных образовательных траекторий. Методика оценивания результатов будет разрабатываться и усовершенствоваться в ходе эксперимента.

В образовательных технологиях

  • Постепенное сокращение технологий, присущих классно-урочной системе.
  • Постепенное увеличение доли технологий обучения, близких к вузовским, предполагающих иную организацию аудиторных занятий и внеаудиторной нагрузки.
  • Увеличение доли технологий, способствующих развитию партнерских отношений между учителем и учеником (этому в значительной мере способствует введение ЕГЭ).

В образовательной среде

  • Создание разнообразных пространств для творческой самореализации учащихся.
  • Создание пространств совместной деятельности педагогов и старшеклассников.
  • Развитие подростковых и юношеских общественных объединений.

В формах оценивания и контроля

  • Преобладание письменных форм оценивания над устными. Значительную долю должны составлять тестовые задания.
  • Экспертные оценки.
  • Использование рейтинговых оценок.
  • Накопительная система оценок.
  • Использование многоуровневой балльной оценки (и, соответственно, перевод ее в 5 - ти балльную шкалу).
  • Постепенный “уход” от разовых выборочных проверок образовательных результатов.
  • Формулирование критериев оценивания совместно с учениками.
  • Разработка внутренних КИМов.
  • Разработка форм учета текущих достижений ученика, заменяющая школьный дневник.

В формах организации образовательного процесса

Дистанционное обучение, экстернат, факультативы, индивидуальные консультации.