Тема урока: "Нахождение числа по его дроби"

Разделы: Математика


Цели и задачи урока:

  • образовательные:
    закрепить правило нахождения числа по его дроби;
    развивать умение решать задачи на нахождение числа по его дроби;
    проверить знания и умения учащихся по данной теме в ходе самостоятельной работы;
  • воспитательные: в процессе работы на уроке развивать чувство коллективизма;
  • развивающие:
    развитие математической речи;
    развитие культуры общения;
    развитие познавательного интереса.

Ход урока:

І. Оргмомент.

Приветствие, пожелание удачной работы.

ІІ. Проверка домашней работы.

Два ученика на перемене заранее записывают на доске решение домашних номеров 666 и 667.

Всем классом проверяем решение.

После проверки ещё раз обговаривается, как решались задачи: сразу ли можно было применить правило для нахождения числа по его дроби? Почему? Повторяется правило нахождения числа по его дроби.

ІІІ.Устный счёт.

На доске записаны примеры:

Д []

Ф [16]

И [1]

С []

Л 8:0,02 [400]

О [0.16]

Ученики устно считают примеры и в тетради записывают буквы и соответствующий результат (работа ведется в паре с соседом по парте).

Затем, по вопросам учителя дети записывают буквы в строчку, чтобы получилось слово.

  1. В каком примере получилось 16? [Ф]
  2. В каком примере записано произведение взаимно обратных чисел? [и]
  3. Какое выражение служит решением для следующей задачи: найдите величину, 2% которой равны 8. Найдите его значение. [л]
  4. В каком примере получилось ? [д]
  5. В каком примере получилось ? [с]

Какое слово у вас получилось?

Канадский математик Джон Чарльз Филдс учредил самую высокую международную награду в области математики – премию и золотую медаль. Присуждается с 1936 года раз в четыре года по решению Международного математического союза учёным не старше 40лет. В числе лауреатов трое российских учёных: Новиков С.П. (1970), Маргулис Г.А. (1978), Дринфельд В.Г. (1990). (литература [4])

По какому ещё выражению можно найти число по его дроби? Придумайте условие задачи, которая решается этим выражением. [4:]

ІV. Решение задач.

Класс произвольно разбивается на группы по четыре человека (это могут быть две соседние парты) для решения задач.

Даётся 7–8 минут для обсуждения и решения задачи, затем один из учеников показывает своё решение у доски.

1) № 645 из учебника

І день – 40 % всех т.
ІІ день – 53 % всех т.
ІІІ день – ? % всех т. – 847 т.

Всего – 100 % – ? т.

1) 100% – ( 40% + 53%) =  7% всех т. продали в ІІІ день.
2) 7%=0,07
847:0,07=12100 (т.)

Ответ: 12100 тетрадей продал киоск за три дня.

(100% и найденную величину 7% ученик на доске цветным мелом вписывает в краткую запись, а другие ученики – зелёной пастой у себя в тетради)

2) Группам предлагается решить задачу с карточки.

В программе спортивных школьных соревнований были прыжки в длину, прыжки в высоту и бег. В соревнованиях по бегу приняли участие всех участников соревнований, в прыжках в длину – 30 % всех участников и в соревнованиях по прыжкам в высоту – оставшиеся 34 ученика. Найдите число участников соревнований.

Бег – всех уч.

В длину – 30% всех уч.

В высоту ? – 34 уч.

Всего 1 ? уч.

1) 30 %=0,3=

(часть) всех уч. в беге и прыжках в длину.

2) 1- =( часть) всех уч. в прыжках в высоту.

3) 34:==120 (уч.)

Ответ: 120 участников соревнований.

( 1 и найденную дробь ученик, работающий у доски, цветным мелом вписывает в краткую запись, а ученики зелёной пастой у себя в тетради.)

V. Самостоятельная работа.

Настало время проверить, как каждый сам умеет решать задачи. На карточках три задания.

Предлагается решить только одно задание с карточки. Оценивание работы будет следующим: задание №1 на отметку “3”, задание №2 на отметку “4” и задание №3 на отметку “5”.

Вариант 1

1. а) В саду среди всех деревьев было 33 вишни, что составляло 0,3 всех деревьев. Сколько деревьев росло в саду?

б) Скосили луга. Найдите площадь луга, если скосили 21 га.

2. Было отремонтировано 29 % всех станков цеха, после чего осталось ещё 142 станка. Сколько станков в цехе?

3. В первый час автобус прошёл 40 % всего пути, во второй час всего пути, а в третий – остальные 44 км. Какое расстояние прошёл автобус за эти три часа?

Вариант 2

1. а) На линию вышли 32 автобуса, что составляет 0,4 всех автобусов автопарка. Сколько всего автобусов в автопарке?

б) Серёжа прочитал 24 страницы, что составляет всей книги. Сколько страниц в книге?

2. В первый час автомашина прошла 27% намеченного пути, после чего ей осталось пройти 146 км. Сколько километров составляет длина намеченного пути?

3. Трактористы вспахали поле за три дня. В первый день они вспахали поля, во второй день 60% поля, а в третий день – остальные 36 га. Найдите площадь поля.

Кто справился с заданием, сдаёт листок с решением и выполняет в тетради задание на повторение из учебника № 593(м).

VІ. Подведение итогов.

За 3 минуты до конца урока учащиеся сдают свои работы. Даётся домашнее задание №643 и №675(б). Учащиеся отвечают на вопросы учителя: по какой теме решались задачи? Как найти число по его дроби?

Учитель благодарит учеников за урок.

Литература.

  1. Виленкин Н.Я. и др. Математика. 6 класс.– М.: Мнемозина, 2002
  2. Мерзляк А.Г. и др. Сборник задач и контрольных работ по математике для 6 класса..– М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 1998
  3. Чесноков А.С , Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 6 класса.– М.:Просвещение, 2002
  4. ”Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2003”