Цели урока:
- Упражняться в чтении слов, текста с пройденными буквами, продолжить формирование навыков сознательного чтения.
- Закрепить знание о способах проверки слов с парными согласными в конце и в середине.
- Развивать фонематический слух, речь, логическое мышление; расширять кругозор и словарный запас учащихся.
Оборудование: учебник “Моя любимая Азбука” (авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина), проектор, компьютер, лототрон, телескоп, телевизор, видеомагнитофон, индивидуальные магнитные доски, елочки с игрушками, медали для победителей.
Ход урока
Класс разбит на пять команд.
I. Закрепление знаний способов проверки слов с парными согласными
Учитель
Ребята, я так готовилась к уроку, но случилась беда. Заглавная буква З наблюдала за звездами и так увлеклась, что улетела на Луну. А теперь сама вернуться не может. Сможем ли мы ей помочь? Нам предстоит отправиться в увлекательное путешествие в мир звезд и планет. На поиски буквы уже кто-то отправился. Давайте посмотрим, кто же это? (Просмотр фрагмента мультфильма “Незнайка на Луне”). А теперь, вслед за Незнайкой должны отправиться буквы-подружки, обозначающие парные звонкие и глухие согласные. Посадите буковки парами в ракеты.
(Команды получают карточки с буквами, выбирают парные согласные, “сажают” в ракеты).
(За правильно выполненное задание, команды получают очко-звездочку, которая прикрепляется на елочку).
Учитель
Мы возьмем с собою груз:
Алый сахарный арбуз.
Также нужен острый глаз.
Продолжаем наш рассказ.
Что заметили?
Дети
Пишется буква з, а слышится звук [с].
Учитель
Какое правило поможет вам справиться с правильным написанием таких слов?
Дети (хором)
Если слышишь парный звук,
Будь внимателен мой друг.
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй.
Слово изменяешь ты:
Зуб - на зубы, лед - на льды.
(Команды получают листки с заданиями).
I Команда |
II Команда |
III Команда |
IV Команда |
V Команда |
Но. |
коло. |
карни. |
Вё. |
гла. |
Ска.ка |
запи.ка |
поло.ка |
гла.ки |
пово.ка |
(Учащиеся устно подбирают проверочные слова, класс проверяет. Команды получают очки).
II. Работа над новым материалом
Учитель:
А теперь команда должна выбрать себе название. Составив из слогов слово, вы прочитаете название своей команды.
(Дети получают карточки-слоги, составляют слова на магнитных досках).
астроном астронавт космонавт планета космос
Учитель объясняет значения слов. Дети называют первого космонавта.
(Команды получают очки).
Учитель:
Первыми на Луне побывали в 1969 году американские астронавты Н.Армстронг, Э.Олдрин и М.Коллинз. Прежде, чем отправиться в космос, давайте прочитаем текст, который расскажет нам о мире планет и звезд.
С помошью проектора текст “Мир звезд и планет” из учебника проецируется на экран. Каждая команда читает по два предложения. Последовательность чтения определяется выбором лототрона. Во время чтения учитель демонстрирует телескоп и объясняет как им пользоваться.
Учитель.
Теперь проверим, с каким багажом знаний мы отправляемся в космос?
Команды, слушайте вопросы:
I команда - в каком небе мы видим Луну и звезды?
II команда - сколько спутников у Земли?
III команда - что можно увидеть в телескоп?
IV команда - что такое звезды?
V команда - Солнце - это звезда или планета?
(За правильные ответы команды получают очки)
Учитель.
Вот теперь можно лететь!
Скомандует диктор: “Внимание! Взлёт!”
И наша ракета помчится вперёд.
Прощально мигнут и растают вдали.
Огни золотые любимой Земли.
Физ/мин.
В невесомости плывем мы под самым потолком!
Корабль качается - раз!
Корабль качается - два!
Корабль качается - три!
В космическом танце - замри!
Учитель.
Внимание на экран. (На экране демонстрируется фрагмент компьютерной программы “В космосе”. Это программа включает в себя путешествие на космическом корабле по планетам солнечной системы, с подачей звуковой информации о каждой из планет).
А вот так из космоса выглядит наша родина - Азербайджан.
(Демонстрация фотографии Азербайджана из космоса. Рисунок 1).
На Луну путь был длинным.
Стоп! Выходим из кабины!
Путь неровный - рвы, канавы,
Их преодолеть нам надо.
(На экране появляется рисунок-фотография Луны. Рисунок 2).
Ребята! Давайте обратимся к лунатикам-полицейским, чтобы они помогли нам в поисках буквы. Кто сможет составить словесный портрет буквы З?
Ученик
Буква З обозначает согласные звуки [ з ] [ з’]. Звуки звонкие, парные.
Учитель.
Пока полицейские ведут поиск, у нас игра “Доскажи словечко”.
I команда:
Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой.
Двор в снегу. Белы дома.
Ночью к нам пришла… (Зима).
II команда:
Ямными ночками
Гуляет с дочками.
Дочкам не твердит она:
- Спать ложитесь, поздно.
Потому что мать - луна,
А дочурки… (Звезды).
III команда:
Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю… (Зарядку).
IV команда:
Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится, что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо, угадай-ка,
Кто же это?... (Зайка)
V команда:
Я сижу, едва не плача,
Очень трудная… (Задача).
(Команды получают очки).
Учитель.
К сожалению, буква пока не найдена, может найти её нам поможет разбор слов по составу.
(Команды получают листки с заданиями. Открывается доска с рисунками. После выполнения задания, капитаны команд прикрепляют листочки к соответствующему рисунку. Рисунок 3).
I Команда. |
II Команда |
III Команда |
IV Команда. |
V Команда |
Лес |
Рыба |
Корова |
Гриб |
Сад |
Лесник |
Рыбка |
Коровка |
Грибник |
Садик |
Перелесок |
Рыбак |
Коровушка |
Грибок |
Посадка |
Учитель
Какой темой можно объединить все эти картинки, которые вы видите на доске?
Ученик
Природой.
Учитель
Только на нашей планете Земля мы можем увидеть такое разнообразие растительного и животного мира. Давайте беречь и охранять нашу природу.
Учитель
Посмотрите, ребята, лунатики-полицейские доставили нам какие-то листочки, но они обсолютно чистые, давайте их раскрасим, чтоб стало веселее.
(Звучит космическая музыка. Дети начинают раскрашивать лист бумаги, на котором заранее с помощью восковой свечи выведено начертание буквы З. При раскрашивании акварельными красками дети не смогут закрасить эту часть бумаги и на нем проявится буква З).
Какие слова пишутся с заглавной буквы?
Дети
Имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия, имена собственные.
Учитель
Возвращаться нам пора,
По местам, мои друзья!
Из полета возвратились,
Мы на Землю приземлились.
В гостях хорошо, а дома лучше.
III. Итог урока.
Учитель
- Понравилось вам путешествие?
- О чем вы расскажите мамам и папам?
А теперь подведем итог урока. Сколько звездочек у команд на ёлке?
(Команда победителей получает золотые медальки).
Учитель
Перед наступлением Нового года 31 декабря весь азербайджанский народ отмечает праздник День Солидарности всех азербайджанцев мира. Я поздравляю всех наших гостей и вас, ребята, с этим праздником. А теперь слово вам, ребята.
Дети (хором)
Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречали
Хорошо ли мы умеем
И читать, и отвечать?
Не судите очень строго,
Ведь учились мы не много.
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!