Краеведческий аспект в преподавании географии

Разделы: География


Цели:

  1. Закрепить знания учащихся по теме “Климат”.
  2. Ознакомление с местными преданиями о климате, объяснение их с научной точки зрения.
  3. Воспитание патриотизма, любви к своей малой Родине.

Оборудование: физические карты мира и Казахстана. Русский земледельческий календарь “Круглый год” под редакцией А. Ф. Некрыловой, Москва “Правда”. 1991. Оценочные листы и карточки с заданиями для трёх команд.

Ход урока

Народные приметы. Среди них немало точных, которые основываются на многовековом опыте, а потом подтверждаются научными исследованиями.

Очень много народных примет посвящено погоде. Некоторые из них овеяны преданиями и легендами. Предсказаниями погоды занимались ещё в глубокой древности.

Ребята, сегодня мы постараемся доказать, что погода каждый год повторяется, причём практически день в день. Но как мы это можем доказать? Прочитать в книжках, привести примеры из своей собственной жизни, спросить у других людей, посмотреть научно-познавательные телепередачи, покопаться в Интернете и т. д. (Учитель обращает внимание учащихся на доску, на которой нарисована “лестница к познанию”. На каждой ступеньки - надпись: на верхней -“книги”, далее на последующих: “Интернет”, “телепередачи”, “спросить у других людей”, “опыт из своей жизни”. По ступенькам поднимается нарисованный человечек. На каждой ступеньке в течение урока выражение его лица будет меняться от грустного до радостного.) Но прежде, давайте вспомним пройденный материал. (Класс делится на три команды. Каждая команда получает карточку с заданием: под надписями “циклон зимой”, “циклон летом”, “антициклон зимой”, “антициклон летом” нарисовать картинки, выбрав из перечня условных знаков нужные: солнце, тучи, дождь, снег, человечек, в руках которого должна быть одна из перечисленных вещей: снеговая лопата, зонтик, рукавицы или веер. На каких рисунках человечек будет грустить, а на каких улыбаться? Интересно отношение детей к погоде и их споры вокруг улыбки и печали. У одной команды человечек радуется снегопаду, а у другой грустит по этому поводу.)

Живёт в наших краях легенда Бес Кунак. Послушайте её.

Однажды, солнечным апрельским утром, решили пять (бес) мужчин (кунаков) поехать в гости в соседний аул. Снег весь уже растаял, земля покрылась золотисто-зеленоватым ковром травы, на деревьях набухли почки, а в небе радостно щебетали птицы. Но вдруг, на середине пути, их настигла снежная буря. Порывы ветра достигали огромной скорости, снег слепил глаза, видимость была нулевая. Путники сбились с пути, а ночью замёрзли и умерли. Через несколько дней лошади вернулись в родной аул, и люди поняли, что случилась беда.

Много с тех пор лет прошло, и народ заметил, что такая картина в погоде весны повторяется постоянно: около 14 апреля каждый год, на уже зазеленевшую землю вновь падает снег. Непогода длится примерно 5 дней. Первых три дня может быть буран и мороз, а в четвёртый и пятый день всё в природе восстанавливается: снег тает, воздух теплеет. Народная примета гласит, что чем жёстче проходит Бес Кунак, тем теплее, дождливее - а значит урожайней будет лето. Если Бес Кунак проходит вяло - значит, жди холодного, сухого, неурожайного лета.

А ещё в это время бабушки гадают на бобах. В тарелку с водой кладут 12 бобов или фасоли, по числу месяцев в году. И смотрят - какой быстрей набухнет. Значит. Этот месяц будет дождливым. И наоборот.

А теперь попрошу вас ответить на вопросы. Объясните с научной точки зрения всё, что описано в легенде. Какая воздушная масса приносит снег? Где она зарождается? (Во второй половине апреля на территорию Казахстана вторгается циклон с Баренцева моря с большим запасом влаги и низкий температурой. Но, как и все циклоны, он живёт от трёх до пяти дней. И затем уступает место тёплым воздушным массам.)

Рядом с Лисаковском есть могила Кауметея, который жил на правом берегу Тобола, между нынешним городом Лисаковск и посёлком Валерьяновка. Там есть высокая скала, стоящая отвесной стеной. Кауметей упал с этой скалы. Его похоронили на вершине этой скалы, а скалу назвали его именем. Причина его гибели такова.

На пастбище паслись овцы. Стоял погожий октябрьский день Вдруг подул западный ветер, повалил снег и начался буран. Овцы испугались, и пастухи не смогли завернуть их в аул. Тогда 80-летний Кауметей сел на верблюда и привязал сноп сена к хвосту верблюда. Овцы пошли за сеном и Кауметей смог завернуть их к аулу. Но в страшном буране он не увидел скалы, и зашёл на её вершину. Верблюд почувствовал обрыв и отказался идти. Тогда Кауметей стал бить верблюда плёткой, тот прыгнул и разбился о камни со своим всадником.

Как в народе называется данное погодное явление? (Покров). Чему учит подвиг Кауметея? Почему через 200 лет после гибели народ помнит и почитает Кауметея, а аксакалы водят на его могилу своих внуков? (потому, что он спас от голодной зимы и неминуемой гибели целый аул.)

А теперь пойдём по нашей лестнице познания. Первая ступенька - “опыт из своей жизни”. Мы с вами - обычные люди, и дневники наблюдений за погодой не ведём. Но погоду одного дня в году мы запоминаем на долго. Это день нашего рождения. Первая команда расскажет о закономерностях, происходящих в погоде на примере своего дня рождения, своих близких и знакомых. Одинаковая ли погода стоит каждый год в ваш день рождение? Составьте календарь с описанием погоды известных вам дат.

Вторая команда спросит у других людей: у учителей, приглашённых на наш урок, у ребят из других команд. Вы тоже должны составить календарь.

Третья команда будет черпать свои знания из книги “Круглый год”, в которой собрана народная мудрость, вековые наблюдения народа за погодой. Какие приметы есть для сегодняшнего дня? Что в книге говориться о погоде вчерашнего дня? Совпадает ли написанное с погодой, которая у нас вчера стояла?

Из ответов команд: “Моя бабушка рассказывала, что когда родился мой папа, 31 января, был сильный буран. С тех пор мы справляем день рождения папы в семейном одиночестве, так как из-за бурана гости к нам не могут добраться.” “Когда родилась моя младшая сестра, 22 июня, шёл сильный дождь. И теперь почти всегда 22 июня в прихожей нашей квартиры сушатся зонтики её подруг.” “ На мой день рождения, 25 ноября, всегда идёт снег или дождь.” “Сегодня 22 ноября. В русском земледельческом календаре он зовётся Матрёна зимняя. С ним связаны следующие приметы: облачная, снежная погода предсказывает ненастный май, иней - урожай овса, дождь - пшеницы, иней на деревьях - к морозам, туман - к оттепелям. Каков иней на деревьях, таков и цвет на хлебе. Сегодня моросит дождь, значит можно ожидать неплохого урожая пшеницы.”

К концу урока первые две команды составляют единый календарь, а третья команда сверяет его с русским земледельческим календарём. Почти все данные у ребят сходятся. С интересом они узнают как называется их день рождения в народном календаре, и какие приметы с ним связаны.

Подведение итогов урока. Ребята, мы ещё раз доказали особо важную закономерность географической оболочки - ритмичность. И доказали мы это на примерах своего дня рождения и легенд, которые живут в нашей седой степи.

На оценочный лист выставите оценки всем членам команды, согласно его вкладу в урок.