Открытый урок "Сборочные чертежи"

Разделы: Технология


Эта тема большая, серьезная и рассчитана не на одно занятие.

А сейчас я расскажу вам одну маленькую притчу:

Путник спросил трех строителей храма, кативших по дороге тачки с камнями: "Что вы делаете?" Один сказал: "Везу тачку, пропади она пропадом!" Второй сказал: "Зарабатываю на хлеб. Семья". А третий сказал: "Я строю храм!"

А говорю я это потому, что вы должны знать и понимать, что инженерная графика, чертежи, в том числе и сборочные - это орудие, с помощью которого современный человек познает и покоряет технику.

Мы живем во времена величайшего технического прогресса. Тысячелетия человечество ездило на телеге, а за последние сто лет техника шагнула далеко вперед, общество переживает бум технической мысли. Нас везде окружают всевозможные машины и механизмы, которые необходимо производить и качественно обслуживать. Вот для этого и нужно разбираться в чертежах, уметь их читать и составлять.

Сегодня мы будем составлять сборочные чертежи. Запишите подзаголовок, тему сегодняшнего занятия: "Составление сборочных чертежей".

Цель занятия: самостоятельно, ответственно, технически мысля и анализируя - конструировать.

При обслуживании и ремонте машин и механизмов используются различные приспособления, облегчающие разборку. Например, съемники. Они применяются для снятия или выпрессовки шкивов, подшипников, ступиц, гильз и т. п. Используются они при ремонте автомобилей, электродвигателей и других машин и механизмов.

Показываются примеры применения по плакатам.

Один из них перед вами. Показывается наглядное пособие - съемник.

Это съемник для выпрессовки гильз двигателя автомобиля "КАМАЗ".

Он состоит из следующих деталей:

Комплект деталей к изделию СЪЕМНИК

Рисунок 1

1. Траверсы - это основная деталь, выполняющая роль корпусной. На ее основе осуществляется сборка всего изделия.

2. Винта - с трапецеидальной, ходовой резьбой. Внутри винта имеется отверстие цилиндрической формы.

3. Захватов (2) - для захватывания гильзы изнутри.

4. Штока - проходящего через винт и траверсу, который позволяет раздвинуть захваты.

5. Пластин (4) - которыми соединены шток и захваты между собой.

6. Штифтов (6) - цилиндрических деталей для крепления захватов, пластин и штока.

7. Рукоятки - с трапецеидальной резьбой, которая упирается в опору и вращаясь вокруг винта, позволяет выпрессовывать гильзу.

8. Гайки - которая навинчивается на шток и используется для фиксирования захватов в определенном положении, что позволяет использовать приспособление для деталей с различными нутренними диаметрами, т. е. приспособление может быть универсальным.

Показывается пример по кодоскопу:

1. Детали к съемнику (рис. 1)

2. Поэтапная сборка изделия (рис. 2)

Поэтапная сборка изделия

 

Рисунок 2

Сборка съемника и составление сборочного чертежа осуществляется поэтапно. И сборку изделия, и составление сборочного чертежа нужно начинать с корпусной детали.

I этап. В траверсу до упора вворачивается винт.

II этап. К штоку крепятся пластины с помощью винтов попарно. Затем к ним крепятся захваты, также с помощью штифтов.

III этап. Шток снизу вставляется через траверсу в винт, захваты вставляются в пазы траверсы и крепятся штифтами. На винт наворачивается рукоятка и на шток - гайка.

Сборочный чертеж (рис. 2) выполняется в том же порядке, что и сборка.

А сейчас внимательно посмотрим на сборочный чертеж и выясним особенности выполнения сборочных чертежей.

Вопрос: Для чего необходимы сборочные чертежи?

(Сборочные чертежи необходимы для выполнения сборки готовых деталей в узлы и механизмы).

Вопрос: Что можно представить по сборочному чертежу?

(Взаимосвязь составных частей и способы соединения деталей).

Вопрос: Что должен содержать сборочный чертеж?

(Изображения, дающие представление о расположении и взаимной связи составных частей. Количество изображений зависит от сложности изображаемой сборочной единицы).

Вопрос: Какие условности применяются при выполнении сборочных чертежей?

(Применение разрезов и сечений позволяет выяснить внутреннее строение сборочной единицы и соединения, с помощью которых выполнена сборка. Большое значение приобретают местные разрезы и вынесенные сечения).

Вопрос: Как заштриховываются при этом различные материалы?

(Металлические детали - штриховка в ту или другую сторону под углом 450 к рамке чертежа. Неметаллические - штриховка в клетку, навстречу друг другу).

Вопрос: А как заштриховывают смежные детали?

(Смежные детали заштриховывают на разрезах в противоположные стороны: одну с наклоном вправо, другую - влево).

Вопрос: Для чего это делают?

(Это делают для того, чтобы легче было отличить детали одну от другой)

Вопрос: Как заштриховать несколько смежных деталей, попавших в разрез?

(Когда в разрез попадают три и большее число смежных деталей, то изменяют шаг штриховки. Большее расстояние между линиями штриховки оставляют для более крупных деталей)

Вопрос: Как штрихуется одна и та же деталь на разных изображениях сборочного чертежа?

(Одна и та же деталь на всех разрезах и сечениях штрихуется одинаково).

Вопрос: Как показывают в продольных разрезах сплошные (не имеющие пустот) детали, такие как штоки, ручки, шпонки, штифты, винты, валы, оси, пальцы и т. п.?

(Такие детали в продольных разрезах показывают нерассеченными и не заштриховывают. На сборочных чертежах также нерассеченными показывают шарики, крепежные гайки и шайбы под ними).

Вопрос: Что нужно сделать, чтобы выявить в сплошных деталях углубления или отверстия?

(Необходимо применить местный разрез).

Вопрос: Чем отделяется местный разрез от вида?

(Местный разрез отделяется волнистой линией обрыва).

А теперь - творческое задание.

На время урока наша аудитория превращается в опытное конструкторское бюро. В конструкторском бюро работает 5 бригад, или команд.

Задача каждой команды - Сконструировать приспособление "Съемник". Начертить его эскизный проект и защитить.

Исходные условия - Набор прозрачных чертежей деталей для конструирования, из которых нужно, проанализировав, выбрать необходимые. Деталей одного наименования можно взять необходимое количество.

Рисунок 3

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 5

После выполнения задания и защиты - Обсуждение проектов с выставлением оценок (на доске - таблица). Комментарий преподавателя по поводу выбора цвета.

(Настроение, психологические характеристики и т.п.)

Домашнее задание: Сконструировать на выбор:

  1. Свисток на чайник.
  2. Насос для накачивания шин.
  3. Что-либо другое на свое усмотрение.

Обмен мнениями об уроке с ребятами. Спасибо всем за работу!

Раздаточные материалы:

Задание:

  1. Сконструировать изделие "Съемник" из предложенного набора деталей.
  2. Использовать необходимое количество.

  3. Выполнить эскизно сборочный чертеж съемника на бумаге в клетку формата А3 карандашом.
  4. Обратить внимание на компоновку (соответствие размеров изображений размерам бумаги).

  5. Обвести чертеж фломастерами.
  6. Цвет - на ваш выбор.

  7. Защитить свой проект.
    Вопросы к защите:
    • Как называется изделие?
    • Сколько составных частей входит в изделие и какие?
    • Какие изображения приведены на чертеже?
    • Каково назначение изделия?

Пример: Комплект деталей к изделию “Съемник” (рис. 1).

Пример: Поэтапная сборка съемника (рис. 2).

Набор чертежей деталей, выполненных на прозрачной пленке (рис. 3, 4, 5).

Дополнительные вопросы: Те, которые рассматривались выше.

Подведение итогов (оценка по пятибалльной системе с десятыми долями).

Команда

Конструкция

Правильность изображений

Компоновка чертежа

Защита

Дополнительные вопросы

Итог

1

           

2

           

3

           

4

           

5