Эта тема большая, серьезная и рассчитана не на одно занятие.
А сейчас я расскажу вам одну маленькую притчу:
Путник спросил трех строителей храма, кативших по дороге тачки с камнями: "Что вы делаете?" Один сказал: "Везу тачку, пропади она пропадом!" Второй сказал: "Зарабатываю на хлеб. Семья". А третий сказал: "Я строю храм!"
А говорю я это потому, что вы должны знать и понимать, что инженерная графика, чертежи, в том числе и сборочные - это орудие, с помощью которого современный человек познает и покоряет технику.
Мы живем во времена величайшего технического прогресса. Тысячелетия человечество ездило на телеге, а за последние сто лет техника шагнула далеко вперед, общество переживает бум технической мысли. Нас везде окружают всевозможные машины и механизмы, которые необходимо производить и качественно обслуживать. Вот для этого и нужно разбираться в чертежах, уметь их читать и составлять.
Сегодня мы будем составлять сборочные чертежи. Запишите подзаголовок, тему сегодняшнего занятия: "Составление сборочных чертежей".
Цель занятия: самостоятельно, ответственно, технически мысля и анализируя - конструировать.
При обслуживании и ремонте машин и механизмов используются различные приспособления, облегчающие разборку. Например, съемники. Они применяются для снятия или выпрессовки шкивов, подшипников, ступиц, гильз и т. п. Используются они при ремонте автомобилей, электродвигателей и других машин и механизмов.
Показываются примеры применения по плакатам.
Один из них перед вами. Показывается наглядное пособие - съемник.
Это съемник для выпрессовки гильз двигателя автомобиля "КАМАЗ".
Он состоит из следующих деталей:
Рисунок 1
1. Траверсы - это основная деталь, выполняющая роль корпусной. На ее основе осуществляется сборка всего изделия.
2. Винта - с трапецеидальной, ходовой резьбой. Внутри винта имеется отверстие цилиндрической формы.
3. Захватов (2) - для захватывания гильзы изнутри.
4. Штока - проходящего через винт и траверсу, который позволяет раздвинуть захваты.
5. Пластин (4) - которыми соединены шток и захваты между собой.
6. Штифтов (6) - цилиндрических деталей для крепления захватов, пластин и штока.
7. Рукоятки - с трапецеидальной резьбой, которая упирается в опору и вращаясь вокруг винта, позволяет выпрессовывать гильзу.
8. Гайки - которая навинчивается на шток и используется для фиксирования захватов в определенном положении, что позволяет использовать приспособление для деталей с различными нутренними диаметрами, т. е. приспособление может быть универсальным.
Показывается пример по кодоскопу:
1. Детали к съемнику (рис. 1)
2. Поэтапная сборка изделия (рис. 2)
Рисунок 2
Сборка съемника и составление сборочного чертежа осуществляется поэтапно. И сборку изделия, и составление сборочного чертежа нужно начинать с корпусной детали.
I этап. В траверсу до упора вворачивается винт.
II этап. К штоку крепятся пластины с помощью винтов попарно. Затем к ним крепятся захваты, также с помощью штифтов.
III этап. Шток снизу вставляется через траверсу в винт, захваты вставляются в пазы траверсы и крепятся штифтами. На винт наворачивается рукоятка и на шток - гайка.
Сборочный чертеж (рис. 2) выполняется в том же порядке, что и сборка.
А сейчас внимательно посмотрим на сборочный чертеж и выясним особенности выполнения сборочных чертежей.
Вопрос: Для чего необходимы сборочные чертежи?
(Сборочные чертежи необходимы для выполнения сборки готовых деталей в узлы и механизмы).
Вопрос: Что можно представить по сборочному чертежу?
(Взаимосвязь составных частей и способы соединения деталей).
Вопрос: Что должен содержать сборочный чертеж?
(Изображения, дающие представление о расположении и взаимной связи составных частей. Количество изображений зависит от сложности изображаемой сборочной единицы).
Вопрос: Какие условности применяются при выполнении сборочных чертежей?
(Применение разрезов и сечений позволяет выяснить внутреннее строение сборочной единицы и соединения, с помощью которых выполнена сборка. Большое значение приобретают местные разрезы и вынесенные сечения).
Вопрос: Как заштриховываются при этом различные материалы?
(Металлические детали - штриховка в ту или другую сторону под углом 450 к рамке чертежа. Неметаллические - штриховка в клетку, навстречу друг другу).
Вопрос: А как заштриховывают смежные детали?
(Смежные детали заштриховывают на разрезах в противоположные стороны: одну с наклоном вправо, другую - влево).
Вопрос: Для чего это делают?
(Это делают для того, чтобы легче было отличить детали одну от другой)
Вопрос: Как заштриховать несколько смежных деталей, попавших в разрез?
(Когда в разрез попадают три и большее число смежных деталей, то изменяют шаг штриховки. Большее расстояние между линиями штриховки оставляют для более крупных деталей)
Вопрос: Как штрихуется одна и та же деталь на разных изображениях сборочного чертежа?
(Одна и та же деталь на всех разрезах и сечениях штрихуется одинаково).
Вопрос: Как показывают в продольных разрезах сплошные (не имеющие пустот) детали, такие как штоки, ручки, шпонки, штифты, винты, валы, оси, пальцы и т. п.?
(Такие детали в продольных разрезах показывают нерассеченными и не заштриховывают. На сборочных чертежах также нерассеченными показывают шарики, крепежные гайки и шайбы под ними).
Вопрос: Что нужно сделать, чтобы выявить в сплошных деталях углубления или отверстия?
(Необходимо применить местный разрез).
Вопрос: Чем отделяется местный разрез от вида?
(Местный разрез отделяется волнистой линией обрыва).
А теперь - творческое задание.
На время урока наша аудитория превращается в опытное конструкторское бюро. В конструкторском бюро работает 5 бригад, или команд.
Задача каждой команды - Сконструировать приспособление "Съемник". Начертить его эскизный проект и защитить.
Исходные условия - Набор прозрачных чертежей деталей для конструирования, из которых нужно, проанализировав, выбрать необходимые. Деталей одного наименования можно взять необходимое количество.
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
После выполнения задания и защиты - Обсуждение проектов с выставлением оценок (на доске - таблица). Комментарий преподавателя по поводу выбора цвета.
(Настроение, психологические характеристики и т.п.)
Домашнее задание: Сконструировать на выбор:
- Свисток на чайник.
- Насос для накачивания шин.
- Что-либо другое на свое усмотрение.
Обмен мнениями об уроке с ребятами. Спасибо всем за работу!
Раздаточные материалы:
Задание:
- Сконструировать изделие "Съемник" из предложенного набора деталей.
- Выполнить эскизно сборочный чертеж съемника на бумаге в клетку формата А3 карандашом.
- Обвести чертеж фломастерами.
- Защитить свой проект.
Вопросы к защите:- Как называется изделие?
- Сколько составных частей входит в изделие и какие?
- Какие изображения приведены на чертеже?
- Каково назначение изделия?
Использовать необходимое количество.
Обратить внимание на компоновку (соответствие размеров изображений размерам бумаги).
Цвет - на ваш выбор.
Пример: Комплект деталей к изделию “Съемник” (рис. 1).
Пример: Поэтапная сборка съемника (рис. 2).
Набор чертежей деталей, выполненных на прозрачной пленке (рис. 3, 4, 5).
Дополнительные вопросы: Те, которые рассматривались выше.
Подведение итогов (оценка по пятибалльной системе с десятыми долями).
Команда |
Конструкция |
Правильность изображений |
Компоновка чертежа |
Защита |
Дополнительные вопросы |
Итог |
1 |
||||||
2 |
||||||
3 |
||||||
4 |
||||||
5 |