В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования происходит внедрение в практику работы ДОУ альтернативных образовательных программ, реализующих различные подходы к вопросу образования и развития ребенка дошкольного возраста.
В этой связи с теоретической и практической точек зрения актуальна проблема разработки концепции построения занятия с детьми дошкольного возраста на основе личностно-ориентированного подхода.
Программа обучения в классическом понимании должна содержать в себе точно очерченный круг знаний и умений, которыми должны овладеть все дети в группе, в результате учебных занятий и игр в детском саду.
Именно в этом и кроется противоречие, которое я пытаюсь разрешить в практике своей работы.
Личностно-ориентированный подход ставит в центр дошкольной образовательной системы развитие всех качеств личности.
Я считаю, что такой подход обращает меня к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности, нравственные потенции.
Цель данного подхода – разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности каждого ребенка на занятии.
Личностно-ориентированный подход к ребенку в образовательном процессе объединяет следующие идеи:
- Новый взгляд на личность как цель образования,
личностную направленность
учебно-воспитательного процесса.
- Демократизация педагогических отношений.
- Новую трактовку индивидуального подхода.
- Формирование положительной Я – концепции у
ребенка.
Новый взгляд на личность я представляю следующими позициями:
- Личность проявляется, выступает уже в раннем
детстве.
- Личность является субъектом, а не объектом в
педагогическом процессе.
- Личность – цель образования, а не средство для
достижения каких-либо внешних целей.
- Каждый ребенок обладает способностями, многие
дети талантливы.
Личностные отношения являются важнейшими факторами, определяющими результаты учебно-воспитательного процесса.
Суть нового индивидуального подхода я вижу в том, чтобы идти в системе образования не от учебных занятий к ребенку, а от ребенка к учебному занятию, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, обучать его с учетом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать.
Личностный подход включает формирование у ребенка положительной Я – концепции. Для этого, в первую очередь, необходимо видеть в каждом ребенке уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее.
“Все дети талантливы” - вот мое убеждение. Создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы пребывание в детском саду, а также обучение приносили ребенку радость. Исключить акценты на недостатки ребенка, понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству, Я – концепции ребенка.
(“Ребенок хорош, плох его поступок”).
Представить возможности и помогать детям реализовать себя в положительной деятельности. “В каждом ребенке – чудо. Ожидай его!”
Хотя современные занятия стали более гибкими по целям и задачам, вариативными по формам и методам проведения и т.д., но, на мой взгляд, их не всегда можно считать личностно-ориентированными.
Суть личностно-ориентированной педагогики заключается, по моему мнению, в постоянном обращении к субъективному опыту детей, к опыту их собственной жизнедеятельности. Самое важное при этом – признание самобытности и уникальности каждого малыша. При этом от меня как от педагога потребовался пересмотр ряда привычных профессиональных позиций.
В первую очередь это:
1. Опора на субъективный опыт ребенка.
Я сообщаю детям знания в строгой логической последовательности. Но любое знание (особенно новое) должно опираться на субъективный опыт ребенка, его интересы, склонности, устремления, индивидуально-значимые ценности, которые определяют своеобразие восприятия и осознания окружающего мира каждым малышом.
2. В процессе общения на занятии происходит не только одностороннее воздействие меня как педагога на ребенка, но и обратный процесс.
Ребенок имеет возможность максимально использовать свой собственный, уже имеющийся опыт, личностно-значимый для него, а не просто безоговорочно принимать (“усваивать”) все, что я сообщаю.
В этом смысле мы выступаем, как равноправные партнеры, носители разнородного, но одинаково необходимого опыта.
3. Я продумываю, какой материал буду сообщать, и как он будет перекликаться с личным опытом детей.
4. При организации личностно-ориентированного занятия моя профессиональная позиция состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию малыша.
Во-вторых, необходимо знание психофизических особенностей.
Обычно, готовясь к занятию, подбираю дидактический материал, который позволяет использовать задания разной степени трудности.
Подбор дидактического материала к личностно-ориентированному занятию требует от меня еще и знания индивидуальных предпочтений каждого ребенка в работе с материалом.
В-третьих, очень важно моё участие в занятии на равных с детьми в роли равноправных партнеров.
Общение на занятии построено таким образом, чтобы ребенок мог сам выбирать наиболее интересующее его задание по содержанию, виду и форме – и тем самым наиболее активно проявить себя. Для этого отношу все информационные методы работы на занятии (установочные, содержательные, инструктивные) – к фронтальным, а все формы самостоятельной или парной работы – к индивидуальным.
Это требует учета не только познавательных, но и эмоционально-волевых, мотивационно-потребностных особенностей детей и возможностей их проявления в холе занятия. Поэтому-то при подготовке к занятию надо заранее спроектировать все возможные типы общения партнерами по познанию.
Для реализации личностно-ориентированного подхода использую следующие рекомендации к подготовке занятия:
- Определение общей цели и ее конкретизацию в зависимости от разных этапов занятия.
- Подбор и организацию такого дидактического материала, который позволяет выявлять индивидуальную изобретательность детей к содержанию, виду и форме познания.
- Планирование разных форм организации работы (соотношение фронтальной, индивидуальной, самостоятельной работы).
- Выбор критериев оценки продуктивности работы с учетом характера заданий (дословный пересказ, изложение своими словами, выполнение творческих заданий).
- Планирование характера общения и межличностных взаимодействий в процессе занятия:
а) использование разных форм общения (монолога,
диалога, полилога) с учетом целей занятия;
б) проектирование характера взаимодействий
детей на занятии с учетом их личностных
особенностей и требований к межгрупповому
взаимодействию;
в) использование содержания субъективного опыта
всех участников занятия в диалоге “ребенок -
педагог” и “ребенок - дети”.
Результативность проведенного занятия предусматривает:
- обобщение полученных занятий и умений, оценку
их усвоенности;
- анализ результатов групповой и индивидуальной
работы;
- анализ степени активности каждого ребенка;
- внимание к процессу выполнения заданий, а не
только к результату.
Эффективность данной работы определяется степенью активности и заинтересованности детей на занятии.
А самоанализ занятия по данным направлениям позволяет определить достигнуто ли то, что было запланировано.
В первую очередь, для успешной реализации личностно-ориентированного подхода на занятиях необходима сформированность личностной позиции у педагога, высокая степень педагогической осознанности.
По мнению американского психолога Абрахама Маслоу, развитие личности является естественным, во многом спонтанным процессом, происходящим под влиянием неистребимой человеческой потребности в самоактуализации. Почему же так мало самоактуализирующих личностей, почему процесс развития личности превращается в специальную педагогическую задачу? Потому что взрослые, вдохновленные идеей саморазвития ребенка, нередко забывают об одном простом условии: потребность в самоактуализации просыпается в человеке, только если удовлетворены его основные человеческие потребности: физиологические, потребности в безопасности, любви, уважении и самоуважении.