Урок русского языка "Изменение глаголов по временам"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: комбинированный.

Проблема: различение глаголов прошедшего, настоящего, будущего времен.

Цель:

  • развитие умений различать временные формы глаголов и правильно их употреблять;
  • развитие умения выражать свои мысли в устной и письменной форме;
  • формирование умения рассуждать и работать с текстом.

Задачи:

  • наблюдение над изменением глаголов по временам;
  • разграничение временных изменений глаголов по вопросам и по лексическому значению;
  • совершенствование орфографических навыков.

Технология: на опережающей основе.

Оборудование:

для учителя – учебник, ребус, рисунки режима дня;
для учащихся – учебник, листы бумаги А4.

ХОД УРОКА

1. Мобилизующий этап.

Учитель:

- Давайте подготовимся к работе, а для этого выполним упражнение “Нитка-неведимка”. Пропустите нитку-неведимку в одно ухо и выпустите через другое, наденьте концы нитки на пальчики и вытягивайте нитку то в одно ушко, то в другое. Постарайтесь почувствовать волшебство нитки и войти в один ритм со мной.

- Теперь, переходим к уроку. Прочитайте записанные слова. Эти слова надо разбить на группы.

(На доске записаны слова: плачут, срисовал, будут кататься, станцуют, играют, прочитал.)

- Итак, какие группы у вас получились?

Дети:

  1. нравится, не очень, не нравится
  2. 2солг., 3слог., 4слог.
  3. жен.р., муж.р., множ.ч.
  4. наст.вр., Прош.вр., буд.вр.

Уч: Так над какой же проблемой мы сегодня будем работать?

Д: Будем учиться узнавать времена глагола.

2. Минутка чистописания.

Уч: Откройте тетради, минутка чистописания. Сегодня она у нас необычная

На доске “змейка”:

 

- Что вы можете сказать об этой змейке?

- Чем же эта змейка необычна?

- Если вы будете внимательны, то сможете докончить змейку и сможете узнать буквы для чистописания.

Д:

- Змейка состоит из слов обозначающих действие предмета.

- Все слова отвечают на вопросы глагола.

- Все глаголы прошедшего времени.

- Так как все глаголы чередуются – муж.р., жен.р. это значит надо дописать слог – ЛА.

- Буквы для чистописания – А, Е, Л.

- Во всех глаголах присутствует буква – Л.

Уч: Этот суффикс появляется во всех глаголах прошедшего времени, о чем вам это говорит?

Д: Из этого можно сделать вывод, что глаголы прошедшего времени можно определять по суффиксу – Л.

Уч:

- Теперь запишите все возможные варианты сочетаний букв чистописания.

- Что интересного вы обнаружили?

Д:

- Получились слова – але, ела.

- Если Але записать с заглавной, то получится имя собственное – имя девочки, а если со строчной, то получится слово-команда, которым пользуется дрессировщик в цирке.

- А слово ела – глагол прошедшего времени.

3. Работа с учебником.

Уч:

- О каком времени глагола мы говорили на минутке чистописания?

- А теперь откройте учебник – стр.170 упр.397.

- Прочитайте слова, что вы заметили?

Д: даны глаголы муж. рода в прошедшем времени и оканчиваются на – Л.

Уч:

- Прочитайте задание.

- Как узнать глаголы настоящего времени?

Д:

- Это действие, которое происходит сейчас, т.е. в данное время.

- Надо поставить вопрос настоящего времени.

Физминутка.

Уч:

- Я назову вам глаголы, если это

- гл. наст. вр. – стойте смирно;
- гл. прош. вр. – присядьте;
- гл. буд. вр. – ходьба на месте.

(Глаголы: будут прыгать, катается, сварила, клюет, промахнулся, нарисую, украсят, поют.)

- Как вы определяли времена глаголов?

Д:

Наст. вр. – то, что происходит сейчас;

Порш. вр. – то, что уже было;

Будущее вр. – то, что еще будет.

4. Словарная работа.

Уч:

- Внимание на доску. Разгадайте этот ребус. <Рисунок 1 >

- Какое слово спряталось в этом ребусе?

Д: Это слово – ЗАВТРА.

Уч:

- Запишите это слово на своих листочках.

- Как вы записали это слово?

- Запишите на доске … (вызываются несколько детей)

- Как вы думаете кто из них прав?

- Давайте проверим по словарю.

- Почему ребята допустили ошибку?

Д: Так как буква В парная согласная, при произношении мы слышим звук Ф, но так как это словарное слово, вместо Ф пишем – В!

Уч:

- Теперь запишите это слово три раза в тетради, подчеркните опасную, хитрую букву и запомните написание этого слова!

- С каким временем глагола связано слово – ЗАВТРА?

Д: ЗАВТРА – связано с будущим.

Уч:

- Давайте поиграем. Вам надо рассказать о том, чем вы будете заниматься завтра с самого утра, но только одними глаголами.

(По ходу ответов детей вывешиваются рисунки режима дня) <Рисунок 2 >

Д: Проснусь, встану, уберу постель, сделаю зарядку, почищу зубы, оденусь, позавтракаю, пойду в школу, буду учиться, пойду домой, пообедаю, буду делать уроки, буду помогать родным, буду играть, буду ужинать, лягу спать.

Уч: На какие вопросы отвечают названные вами глаголы?

5. Итог урока.

Уч:

- Над какой проблемой мы сегодня работали?

- Сейчас каждая группа выберет карточку со временем глагола и запишет, как оно определяется.

(Защита у доски)

Д:

1 гр. – Прошедшее время:

– действие уже произошло,
– глагол имеет суффикс Л,
– отвечают на вопросы:

Что делал? Что делала? Что делали?
Что сделал? Что сделала? Что сделали?

2 гр. – Настоящее время:

– действие происходит сейчас,
– отвечают на вопрос:

Что делаю? Что делаешь? Что делает?
Что делаем? Что делаете? Что делают?

3 гр. – Будущее время:

– действие еще не произошло,
– есть слова – буду, будешь, будет, будем, будете, будут,
– отвечают на вопросы:

Что буду делать? Что будешь делать?
Что будет делать? Что будем делать?
Что будете делать? Что будут делать?
Что сделаю? Что сделаешь? Что сделает?
Что сделаем? Что сделаете? Что сделают?