Россия первой четверти ХХ века в занимательных заданиях и в игре "Колесо истории"

Разделы: История и обществознание


Предисловие

„Уважение к минувшему – вот та черта, которая отличает цивилизованность от дикости” утверждал замечательный светоч русской поэзии А.С. Пушкин. Строки поэта стали лейтмотивом моей педагогической деятельности на ниве истории. Побудить интерес к минувшему в наше время, в котором приоритеты сместились в сторону расчётливого практицизма, торгашеского меркантилизма, бездуховности и безнравственности сложно, но можно. На помощь приходят „живая” беседа, увлекательное путешествие в изучаемую страну, исторические практикумы, занимательная „гуманитарка” и другое – верные спутники творческого и неординарного подхода к исторической дисциплине.

В данной работе представлен урок-зачёт (у меня он проходит 1,5 пары, поскольку в ССУЗах учебные занятия спарены). Первая половина зачёта – историческая олимпиада по событиям, произошедшим в стране с 1905 по 1918 годы. Вторая половина зачёта – историческая игра „Колесо истории”, обобщающая пройденный материал по гражданской войне 1918 – 1922 годов.

Таким образом, можно проводить зачёты по всем разделам истории Отечества. Это эффективно и вот почему. Путём несложных подсчётов мне удалось выявить следующую закономерность: степень усвоения учебного материала (при подобной системе) увеличивается на 30 – 35% в сравнении с традиционными способами закрепления тем. Когда результат „налицо”, сотрудничество учителя с учениками становится более плодотворным и действенным.

Цели:

  • систематизировать знания, полученные на предыдущих уроках;
  • с помощью ярких, запоминающихся событий оставить впечатление о тех нелёгких, героических днях;
  • способствовать дальнейшему формированию логического мышления, зрительной и слуховой памяти, навыкам сравнения, анализа и синтеза;
  • провести аналогию с днём сегодняшним, с целью не повторения ошибок прошлых лет.

Критерии оценок: активные учащиеся поощряются обычными оценками (пяти-бальная система); победители олимпиады (3 первых места) „автоматом” получают семестровые оценки, грамоты и небольшие призы – книги.

Оснащение наглядными средствами: карты, иллюстрации, схемы, таблицы, „портретная галерея” и другое, одним словом учитель может воспользоваться любым имеющимся у него (в запасе) „арсеналом” по заданной теме для придания убедительности и показательности изученному материалу.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Первая часть – историческая олимпиада.

Организационный момент: приветствие, вводное слово, раздача заданий.

Перечень заданий.

  1. Решить кроссворд (21 б.)
  2. Выполнить тест – соотношение (18 б)
  3. По краткой характеристике определить исторического персонажа (8 б)
  4. Ответить на вопросы (8 б)
  5. Найти отсутствующее звено в логической цепочке (5 б)
  6. Расшифровать аббревиатуру (10 б.)

Итого: 70 баллов.

Кроссворд „Революция 1905 – 1907 годов”

По горизонтали

1) Крестьянское жилище; 2) Выборный орган государственного управления, которому формально принадлежали законодательные функции; 3) „Северная” столица России; 4) Большая общественная группа, рабочий . . . ; 5) Развитие, движение вперёд; 6) Коренной переворот, который приводит к ликвидации старого; 7) Видный представитель партии октябристов, крупный промышленник; 8) Население государства, жители страны; 9)Генерал – губернатор Петербурга во время революции 1905 – 1907 годов; 10) То же, что и забастовка.

По вертикали

1) Представители партии либерального толка; 2) Участок земли, выделявшийся в личную собственность крестьянину при выходе его из общины; 3) Лист с частично напечатанным текстом, в остальной части подлежащий заполнению; 4) Лидер партии октябристов; 5) Постановление, принятое в результате обсуждения какого-нибудь вопроса; 6) Собрание представителей каких-нибудь организаций, групп населения, большевиков; 7) Руководитель восстания матросов (осень 1905 года) в Севастополе на крейсере „Очаков”; 8) Собирание ответов на какие-нибудь вопросы; 9) Представитель течения в русской социал-демократии; 10) Великий реформатор, глава правительства на период действия II Государственной Думы; 11) Организатор мирного шествия 9 января 1905 года.

ОТВЕТЫ:

по горизонтали: 1) изба; 2) Дума; 3) Петербург; 4) класс; 5) подъём; 6) революция; 7) Шипов; 8) народ; 9) Трепов; 10) стачка.

по вертикали: 1) кадеты; 2) отруб; 3) бланк; 4) Гучков; 5) резолюция; 6) съезд; 7) Шмидт; 8) опрос; 9) меньшевик; 10) Столыпин; 11) Гапон.

Тест – соотношение „Россия в Первой Мировой войне”.

1. Франц Фердинанд
2. Гаврило
3. Галицийская
4. Восточная
5. Прогрессивный
6. Александр
7. Брусиловский
8. У. Черчиль
9. Г. Плеханов
10. р. Марна
11. Антанта
12. Общенациональный
13. Алексей
14. Патриотическая
15. Великое
16. Женский
17. Брестский
18. П. Милюков
1. Брусилов
2. Самсонов
3. Кадет
4. Социал-демократ
5. Прорыв
6. Австро-Венгрия
7. Принцип
8. Кризис
9. Пруссия
10. Битва
11. Блок
12. Англия
13. Мир
14. Франция
15. Тройственный союз
16. Тревога
17. Отступление
18. „Батальон смерти”

Ответы:

1 – 6
2 – 7
3 – 10
4 – 9
5 – 11
6 – 2
7 – 5
8 – 12
9 – 4
10 – 14
11 – 15
12 – 8
13 – 1
14 – 16
15 – 17
16 – 18
17 – 13
18 – 3

Краткие характеристики исторических персон.

1.Сын херсонского землевладельца. С 17 лет участвует в рабочем движении. В 1897 году в Николаеве под его руководством организуется Южно – русский союз. После разгрома „Союза” он до 1902 года находится в сибирской ссылке. В эмиграции он встречался с В.И. Лениным, который оценил его как „очень энергичного и способного товарища”. Он стал видным большевиком, второй фигурой после Ленина в советском государстве.

2. Знаменитый русский флотоводец и выдающийся учёный. Он создал так называемый „пластырь” – брезентовое полотнище для заделки пробоины в судах, осуществил подводное минирование, разработал проект мощного ледокола „Ермак”. Он уделял большое внимание вопросам тактической подготовки морских офицеров. Участник русско-японской войны.

3. Он родился в 1888 году в Москве в семье учителей. С 17 лет большевик. Учился в МГУ, изведал аресты, ссылки, эмиграцию. Знал несколько языков. Являлся одним из идеологов НЭПа. Его позиция отличалась непоследовательностью. Он много раз отказывался от своих прежних взглядов.

4. Он происходил из крестьян Тобольской губернии. В молодости был конокрадом, к 30 годам сблизился с сектантами. Случайно попал в царский дворец. Он назначал и смещал министров и даже глав кабинета, влиял на внутреннюю политику страны, стал символом всего самого дикого и разнузданного.

5. Он производил на окружающих впечатление незаурядной личности. Он участвовал в Северной полярной экспедиции Академии наук, в русско-японской войне. Он был одной из кандидатур на пост военного диктатора. Узнав о заключении Брестского мира, он явился в британское посольство, прописался на любую должность в английскую армию, чтобы „смыть позор” со своей страны. В конце 1918 года он согласился стать диктатором России.

6. При царе был сослан на каторгу. Возвратившись в 1917 году в родное село, он с отрядом крестьян изгнал администрацию Временного правительства и в сентябре 1917 года фактически установил Советскую власть. Летом 1918 года он возглавил движение крестьянства в южных и центральных районах Украины. В 1918 – 1919 годах он и его сподвижники выступают за „вольные Советы”, против диктата центральной власти.

7. После событий 9 января скрылся за границей. Вожди правых партий поспешили объявить его полицейским агентом, вожди левых партий объявили о доверии ему. Однако слава, видимо, вскружила ему голову. Он вёл разгульный образ жизни. В декабре 1905 года он возвращается в Россию и пытается организацию, подконтрольную департаменту полиции.

8. Он проделал типичный для людей его круга путь чиновника от служащих министерства земледелия и гос.имущества до высших государственных постов. В 1906 году стал министром внутренних дел, а через два месяца возглавил правительство.

Ответы: 1. Л. Троцкий; 2. С. Макаров; 3. Н. Бухарин; 4. Г. Распутин; 5. А. Колчак; 6. Н. Махно; 7. Г. Гапон; 8. П. Столыпин.

Вопросы – ответы.

Вопрос. 1. Как правительство попыталось решить крестьянский вопрос в ходе революции 1905 – 1907 годов?

Ответ. 9 ноября 1906 года был издан указ, положивший начало столыпинской аграрной реформе.

Вопрос. 2. Когда произошёл „закат” династии Романовых и в связи, с какими обстоятельствами?

Ответ. В конце Февральской революции 2 марта 1917 года отрекся от престола в пользу своего брата великого князя Михаила Николай II. Но и Михаил 3 марта 1917 года отказался принять царскую корону, трезво оценив настроение масс.

Вопрос. 3. Что такое двоевластие?

Ответ. После падения самодержавия в 1917 году сложилась в России система двоевластия (2 власти), состоящая из Временного правительства (во главе с князем Г. Львовым) и Петроградского Совета (председатель меньшевик Н. Чхеидзе).

Вопрос. 4. Когда и кем был подписан мирный Брестский договор?

Ответ. Окончание I мировой войны ознаменовалось подписанием 3 марта 1918 года в Брест-Литовске мирного договора. Во главе советской делегации были Г.Я. Сокольников и будущий нарком иностранных дел Г.В. Чичерин.

Логические цепочки (недостающие звенья в скобках).

1. Председатели Государственных Дум в период с 1906 по 1917 годы.

С. Муромцев – Ф. Головин – А. Гучков – ... (М. Родзянко).

2. Страны Военного блока „Антанта”.

    Англия – ... – Франция (Россия)

3 Дети семьи Ульяновых (братья и сёстры В.И. Ленина)

Анна – ... – Владимир – Ольга – ... – Мария (Александр, Дмитрий)

Расшифровка аббревиатуры.

1. РСДРП
2. ЦК РКП (б)
3. ОГПУ
4. ВСНХ
5. НКВД
6. РККА
7. ВЧК
8. СНК
9. ВЦИК

  1. Российская социал-демократическая рабочая партия.
  2. Центральный комитет российской коммунистической партии большевиков.
  3. Объединённое государственное политуправление.
  4. Высший совет народного хозяйства.
  5. Народный комиссариат внутренних дел.
  6. Рабоче-крестьянская Красная Армия.
  7. Всероссийская чрезвычайная комиссия.
  8. Совет народных комиссаров.
  9. Всероссийский центральный исполнительный комитет.

Вторая часть „Гражданская война и интервенция” в игре „Колесо истории”.

ХОД ИГРЫ
(поэтапное описание)

I. Подготовительный этап.

Приветствие; вводное слово; деление на 3 команды: жёлтых, зелёных, красных; выборы капитанов, которые будут держать ответ за свои команды, сигнализируя карточкой готовность отвечать.

Реквизиты: карточки 3 цветов; карточки с цифрами для определения пройденных вёрст командами; костюмы для участников театрализованных ситуаций.

II. Основная часть.

Колесо истории мчалось по долгой продолжительной дороге, дороге длиною в жизнь не одного поколения и не одной эпохи; наконец оно достигло ХХ века, сулившего человечеству золотые горы и обернувшегося горами мёртвых тел. Век, начавшийся с глухих раскатов англо-бурской войны и канонады на Балканах, переросшей в апокалиптический грохот мировой войны. В России, участвовавшей в I мировой войне, после октябрьских событий 1917 года, началась новая, не менее кровопролитная война. Классовое противостояние породило гражданскую войну, которая стала величайшей трагедией в истории нашей страны. Эта борьба приняла самые крайние формы, неся с собой взаимную жестокость, террор, непримиримую злобу. Отрицание прошлого мира нередко превращалось в отрицание всего прошлого и вылилось в трагедию тех людей, которые отстаивали его идеалы. Гражданскую войну в России отяготила интервенция, что означает насильственное вмешательство одной или нескольких стран во внутренние дела другой страны или в её взаимоотношения с третьими странами.

Тур 1. В 1918 году вся Россия поделилась на два непримиримых лагеря – на большевиков и не большевиков. Отдельные факты свидетельствуют о том, не большевики зверствовали. В мае 1918 года кулацкий съезд в Новоузенске постановил расстрелять всех большевиков. В Александров-Гае казаки убили всех сдавшихся в плен 96 красноармейцев, раненых засыпали землёй в общей яме. Всего белые расстреляли в селе 675 человек. Террор был реакцией со стороны свергнутых классов, ведь они были лишены гражданских и политических прав.

Ситуация (проходит театрализовано).

– В ваше распоряжение прибыл Мартын Иванович!

– Присаживайтесь, пожалуйста, товарищ Берестов. Вы знаете, Андрей Степанович, обстановка в районе складывается не из лучших. Страна Советов в опасности, у нас много врагов, вам это более чем кому-либо известно. Перейдём к делу. Наша задача: при поимке врагов не искать в их деле обвинительных улик: восстал ли он против Советов с оружием или на словах. Первым делом вы должны его спросить, к какому классу он принадлежит, какое у него образование и какова его профессия. И всё будет ясно. Они убивают личности, мы убьём классы!
– Я вас понял, товарищ Лацис!
– Действуйте, товарищ Берестов.

Вопрос: Когда и после каких событий было принято постановление о красном терроре?

Ответ: 5 сентября 1918 года Совнарком принял постановление о красном терроре. Это постановление было принято после убийства В. Володарского и М. Урицкого, покушения на Н. Подвойского и ранения В.И. Ленина. В стране создавались концлагеря. В газетах печатались длинные списки заложников с указанием профессий. Чаще всего в них попадали офицеры, студенты, помещики, священники, кулаки, чиновники, инженеры, члены эсеровской, кадетской и других партий.

2 тур. Строительство Красной Армии было весьма трудным. С июня 1918 года Красная Армия перестала быть чисто добровольной, в неё начался призыв. С этого момента армия столкнулась с новой серьёзной проблемой – массовым дезертирством.

Ситуация 2.

– Эй, милок, служивый, ты куда путь держишь?
– Дак, домой.
– А как же служба?
– Дак, я, дед – мужик, а он воевать не хочет, как не хотел при царе-батюшке. Негоже уходить далеко от мест родных, бросать на произвол судьбы свою землю и дом. Сейчас все бегут. А если что, зелёные рядом, в Гуляй-Поле подамся, навоюемся ещё.
– И то верно, служивый, ступай с богом.

Вопрос: Какое влияние на гражданскую войну оказало зелёное движение? Кто его возглавлял, и что оно из себя представляло?

Ответ: Зелёная армия была повстанческим движением. Крупнейшим его проявлением было крестьянское движение на Украине под руководством анархиста Нестора Махно. Крестьяне с готовностью защищали своё поле, деревню, волость, так воевала „Зелёная армия” Нестора Махно.

3 тур.

Ситуация 3.

– Вы, посмотрите-ка, что делается?
– Что это вы там вычитали, батюшка?
– До чего ж мы господа докатились, послушай Феклуша, объявление: „Продаётся охотничья карета Александра II. Отделана слоновой костью”. Это надо же.
– Дак ведь барин, весь императорский дворец, что в Гатчине разграблен.

Вопрос: О каком явлении, имеющем место в армиях Деникина, Колчака, в данном случае, Юденича идёт речь? Кто оказывал существенную роль Юденичу во время наступления на Петроград?

Ответ: Как и другие белые армии, войска Юденича не отказывали себе в богатой военной добыче. Особенно много ценностей было вывезено из пригородов Петрограда. Войскам Юденича особенно существенную роль оказали англичане, во главе со своим тогдашним министром У. Черчилем.

4 тур. Конкурс капитанов.

Вопрос: Кто изображён на портрете? Назвать всех героев гражданской войны на представленных изображениях. См. <Рисунок 2>.

Ответ: 1.М.В.Фрунзе; 2. М.Н. Тухачевский; 3. В.И. Чапаев; 4. Г.И. Котовский; 5. С.М. Будённый; 6. К.Е. Ворошилов; 7. В.К. Блюхер.

Конкурс капитанов:

1. По изображениям флагов определить страны блока Антанта.  См. <Рисунок 3>.

Ответ:

  • Россия под № 8
  • Англия под № 9
  • Франция под № 4

2. Как называли красноармейцы повстанцев в Средней Азии, выступавших против Советской Армии? Это слово означало „вооружённые всадники”, позже оно приобрело новое значение – бандиты.

Ответ: Басмачи.

III. Подведение итогов.