Задачи:
- установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка, объединение усилий для развития и воспитания детей; создание атмосферы общности интересов, эмоциональной поддержки;
- активизация и обогащение воспитательских умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.
1. Планирование работы с семьями.
Работа над созданием единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье с целью обеспечения непрерывности образования “Детский сад – семья”.
- Изучение лексических тем.
- Словесная игра “Я дарю тебе словечко”.
- Консультации, беседы.
- Работа над “Чудо-книгой”.
2. Работа в библиотеке.
- Организация выставок новинок литературы.
- Организация постоянно действующей библиотеки и пополнение библиотечного фонда за счет пожертвований родителей.
3. Совместное творчество детей, родителей, педагогов.
- Занятия с участием родителей.
- Домашние задания для совместного выполнения родителями и детьми.
- Групповые досуговые мероприятия.
- “Гость группы” (совместные игры, интересные встречи с родителями разных профессий).
- Организация выставок (тематика разнообразная).
- Конкурс “Сочиняем сказку вместе”.
- “Рисуем вместе” – выставка рисунков, выполненных детьми с родителями.
4. Творческая лаборатория.
- “Взрослые детям” – театрализованные представления (игры-драматизации).
- Участие в конкурсах, проводимые детским садом
- Преемственность поколений “Дерево жизни” – беседы, знакомство с членами семьи по фотографиям и встречам, фотовыставка.
- Организация кружка “Рукодельница” (кружок по вязанию, руководитель кружка – мама).
5. Досуговые мероприятия.
- Детские праздники, дни рождения, чаепития, конкурсы, викторины, спортивные развлечения.
- Организация секции “Источник радостных эмоций” (детские подвижные игры вместе с родителями – один раз в месяц).
- Совместные походы в лес, театр, музеи.
6. Педагогическое просвещение родителей.
- Уголок “Растим здорового ребенка” (Рекомендации советы о здоровом образе жизни старшей медицинской сестры, народные рецепты, обмен опытом родителей).
- Информационные стенды.
- Памятки для родителей (по воспитанию и обучению детей, о готовности к школе, тесты, анкеты).
- Консультирование специалистов и различных служб (по запросам родителей).
Описание некоторых форм работы с родителями
(из опыта работы)
1. Изучение лексических тем.
В начале учебного года родители знакомятся с лексическими темами и получают материалы этих тем (предстоящих изучению детьми в течение года) с рекомендованными речевыми дидактическими упражнениями и играми. План изучения лексических тем находится в уголке для родителей, т.е. родители постоянно знают, на какую тему можно поговорить с ребенком дома или по дороге домой.
2. Словесная игра “Я дарю тебе словечко”.
Данная игра действует постоянно, в течение всего учебного года.
Цель игры: обогащение словаря, развитие связной речи и обогащение представлений детей об окружающем мире.
Ход игры: Родители знакомят своего ребенка в выходные дни с каким-либо словом (незнакомым для ребенка). Ребенок приходит в детский сад, знакомит с этим “новым” интересным словом остальных детей. Воспитатель все эти слова фиксирует в отдельном журнале. По истечению определенного времени (неделя, 2 недели, месяц) все слова повторяются в форме игры. Поощряются не только те дети, которые принесли больше всех слов, но и те, кто больше всех запомнил “новые” слова и смог объяснить их смысл. При встречах с родителями выносятся благодарности и родителям, самым активным.
3. Работа над созданием “Чудо-книги”.
Цель: обогащение знаний детей об окружающем мире.
Назначение книги: наглядное методическое пособие.
Работая с книгой, дети учатся: классифицировать предметы, ориентировка на листе бумаги, развитие математических способностей, развитие мелкой моторики, составление описательных рассказов. А также закрепление изученной лексической темы в непринужденной обстановке.
Ход работы: После изучения лексической темы в детском саду, дети дома вместе с родителями находят картинки по теме, вырезывают их. Утром, придя в детский сад, ребенок может в любое время разместить свои картинки в альбоме и приклеить их.
Как замечено из практики, дети очень любят рассматривать эту книгу, так как сюда вложена частица их труда.
4. Работа в библиотеке.
Организация постоянно действующей библиотеки в группе.
Цель: привитие любви к книге и чтению; нравственное воспитание.
В наше время дети проводят очень много времени возле телевизора или компьютера. Проведя опрос среди детей, было замечено, что очень мало родителей читают дома сказки или книги. А также, учитывая цены на книги в магазинах, не каждый родитель в состоянии часто их покупать. В связи с этим решено было проводить выставки новинок детской литературы в группе. Дети с удовольствием приносят свои книги в детский сад, обмениваются друг с другом для чтения, затем возвращают. К тому же родителям по неволе приходится прочитать принесенную книгу (пока ребенок еще сам не читает). Идет живой контакт между детьми и родителями.
5. Организация выставок.
- “Мой ласковый и нежный зверь” – выставка мягкой игрушки.
- “Что нам осень подарила” – выставка поделок из овощей и фруктов.
- “Мое любимое солнышко” – выставка поделок родителей макета солнышка для украшения приемной группы, 2002 год – год “Солнца”
- “Рисуем с мамой” – выставки рисунков, по просмотренному детьми какого-либо спектакля в театре.
- И многие другие: “Моя семья – дерево жизни” , “Моя любимая книга”, “Выставка игрушечной военной техники” к Дню защитника Отечества, “Выставка букетов” в честь женского дня 8 марта.
Цель: проведение оптимальной адаптации детей в логопедической группе, после ее комплектования; развитие связной речи через составление рассказов детьми о своих любимых игрушках; проведение беседы с родителями об интересах детей.
Цель: проведение пропаганды лечебных и полезных свойств овощей и фруктов;
обмен опытом и интересными рецептами по консервации среди родителей; проведение осеннего праздника с дегустацией овощных и фруктовых блюд.
Цель: выявление творческих способностей родителей, привлечение родителей к жизни детей в детском саду, их интересам.
Цель: развитие речи детей путем пересказа содержания сказки дома родителям, с описанием костюмов полюбившихся персонажей; развитие желания выразить свои чувства в рисунке; закрепление навыков рисования.
6. Творческая лаборатория.
Сказка сближает детей и родителей, создает невидимый мостик между их внутренними мирами. Поэтому очень интересна такая форма работы, как проведение викторин по сказкам, чтение и рассказывание сказок при свечах, а также постановка-драматизация сказок с участием родителей, воспитателей и детей. Дети привыкли видеть в разных ролях только своих воспитателей, и очень большой эффект получается от того, когда дети видят своих родителей в роли сказочных героев, к тому же если это преподносится сюрпризом для детей во время каких-либо чаепитий или посиделок. А родителям интересен сам процесс подготовки: волнение, переодевание, заучивание текста.
Работа с родителями (при условии взаимопонимания) – это трудный, но интересный и благодарный труд.