Приобщение ребенка к миру взрослых людей, к их деятельности, к миру чувств и переживаний, то есть ко всему тому, чем живет общество – задача, которую человечество решает с того времени, когда стала осознаваться необходимость передачи каждому последующему поколению опыта предыдущему. Во все времена матери учили и учат своих детей тому, что знают и умеют сами, тому, что, на их взгляд, пригодится ребенку в жизни.
Воспитание ребенка должно быть насыщенно содержанием жизни взрослых людей, нужно приобщать детей к культуре и быту своего народа, к его традициям, обычаям, языку.
В течение трех лет я работаю над темой “приобщение ребенка к миру взрослых”.
При этом значительный акцент делаю на введении ребенка в среду, непосредственно его окружающую, давая малышу ощущение полного слияния со своим народом.
Такая работа позволяет смелее взглянуть на проблему ознакомления детей с социальной действительностью:
- Расширить ее границы, войдя за пределы общественной жизни взрослых людей в нашем государстве.
- Конкретизировать понятие личностной ориентированности применительно к содержанию ознакомления с социальным миром.
- Выйти на более глобальную проблему – социализацию личности ребенка.
Представления ребенка о социальном мире формируют на основе знаний, которые он получает, то есть знания несут в себе информацию о разных сторонах социальной действительности.
Подходы к содержанию знаний об окружающем социальном мире разные, но необходимо чтобы они могли реализоваться, а не лежали мертвым грузом и активно служили в выработке взглядов, реализовывались в поведении, деятельности.
Конечно, ребенок еще не способен целенаправленно воспитывать себя, но внимание к себе, понимание своей человеческой сущности, постепенное осознание себя, своих возможностей будут способствовать тому, что ребенок приучится быть внимательным к своему физическому и психическому здоровью и через себя научится видеть других людей, понимать их чувства, мысли, переживания, поступки.
“Предметы, которые нас окружают”
конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста
Образовательная задача: Систематизировать и закрепить представления детей о назначениях предметов, о названии материалов из которых они сделаны, их свойствах. Расширить представления детей об истории создания фарфора.
Развивающая задача: Продолжать развивать у детей механическую память, логическое мышление, воображение, умение применять полученные знания на практике.
Активизация словаря: Фарфор, энциклопедия, статуэтка, сервиз.
Воспитательная задача: Воспитывать в детях уважительное отношение к людям труда, бережное отношение ко всему, что их окружает.
Материал и оборудование: Чайный сервиз, ножницы, карандаши, игрушки из дерева, пластмассы, резины, дидактическая игра “Тактильные дощечки”, картинки с изображением предметов сделанных из пластмассы, металла, резины.
Предварительная работа: беседы на тему “Дерево, металл, пластмасса, резина – чем они отличаются?”; чтение литературы энциклопедического характера; проведение опытов с предметами из разного материала; изготовление “Энциклопедии “Предметы, которые нас окружают””.
Ход занятия
Воспитатель: Перед вами четыре волшебные коробки, что в них – как узнать?
Дети: Посмотреть.
Воспитатель: А по запаху можно различить?
Дети (понюхав) Нет.
Воспитатель: А по звуку? (Дети трясут коробочки.)
Дети: Можно, но сложнее.
Воспитатель: А если не глядя?
Дети: Потрогать. (Дети определяют на ощупь, с завязанными глазами.)
Воспитатель: Что в красной коробке?
Дети: Карандаш, деревянная ложка, кубик.
Воспитатель: из чего сделаны эти предметы?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: А вы не ошиблись.
Дети: Нет.
Воспитатель: Докажите.
Дети: У дерева определенные свойства: не тонет, горит в огне, легкое.
Воспитатель: молодцы.
Воспитатель; А что в синей коробке?
Дети: Ножницы, гвоздь, скрепка.
Воспитатель: Из чего сделаны эти предметы?
Дети: Из металла.
Воспитатель: Вы уверенны?
Дети: Да.
Воспитатель: А как это можно проверить?
Дети: У металла тоже есть свои свойства: тонет, тяжелый, не горит, притягиваются к магнитам.
Воспитатель: Правильно.
Воспитатель: А что же в желтой коробке?
Дети: воздушный шар, резинка для волос, резиновая игрушка. Это резиновые вещи.
Воспитатель: назовите свойства резины.
Дети: Мягкая, тянется, рвется,
Воспитатель: А теперь определите все вместе, что в зеленой коробке?
Дети: Детский телефон, ручка, линейка – это предметы из пластмассы.
Воспитатель: А чем он отличается от других материалов?
Дети: Легкий, не тонет, не бьется.
Воспитатель: А для чего нужны нам эти предметы?
Дети: Карандашами мы любим рисовать, ножницы нужны, чтобы резать, гвоздь, чтобы строить дома, шарик, чтобы нам радостно жить.
Воспитатель: Все эти материалы человек придумал сам. А какие вы еще знаете материалы?
Дети: Стекло, пластик – из него сейчас делают окна. (Далее дети затрудняются в ответах.)
Воспитатель: Правильно. А сегодня я хочу вам рассказать историю изобретения еще одного материала. Но сначала я загадаю вам загадку. Загадка о чашке.
Дети: Отвечают.
Воспитатель: Правильно, как вы думаете, из какого материала она изготовлена?
Дети: Из стекла, из пластмассы, из глины.
Воспитатель: Да, некоторые из вас правильно ответили, что этот предмет изготовлен из глины, но из особой глины, и по особому рецепту – называется материал из которого сделан этот предмет – фарфор.
Воспитатель: Предлагает рассмотреть иллюстрации, с изображен6ием фарфоровых изделий (словарная работа: статуэтка, чайный сервиз, фарфоровая посуда).
У фарфора тоже очень интересная история (чтение рассказа “Фарфоровая чашка”).
Воспитатель: Вам понравилась эта история?
Дети: Да, очень.
Воспитатель: Как вы думаете, какие свойства имеет фарфор?
Дети: Хрупкий, бьется, легкий, не тонет.
Воспитатель: Давайте проверим. (Предлагает провести опыты: сравнение свойств фарфора со свойствами дерева, металла, резины и пластмассы.)
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Дети: Свойства фарфора похожи на свойства металла и пластмассы.
Воспитатель: Правильно, ребята. Вот видите, сколько замечательных материалов придумано человеком, необходимых для нашего существования.
Воспитатель: Предлагает провести практическую работу – изготовление энциклопедии “Предметы, которые нас окружают” (цель которой пополнять знания детей о предметах, которые нас окружают).
В конце занятия воспитатель подводит итог: сегодня мы с вами поговорили о том, для чего нам нужны предметы, из каких материалов они сделаны, и услышали историю изобретения фарфора.
Но жизнь продолжается, человек все время придумывает что-то новое – новые предметы или материалы.
Когда вы станете взрослыми, может быть, и вы станете изобретателями, но для этого нужно много учиться и читать. А сейчас давайте отнесем и подарим нашу энциклопедию младшим детям, чтобы они тоже знали столько же, сколько и вы.
(Дети идут в младшую группу, рассказывают о свойствах разных материалов и дарят энциклопедию детям.)