Работа с информацией играет важнейшую роль в управленческой деятельности руководителя школы. Однако в реальности при реализации своей информационно-аналитической деятельности руководитель сталкивается с рядом проблем. Многие данные из-за большого объема и сложности подсчета собираются в школах формально, не точно отражают изменения, происходящие в течение года. Из-за трудности при сборе, хранении, а главное обработке больших объемов информации некоторые показатели совсем не выделяются и не анализируются в образовательном учреждении. Предполагая сложность, а порой и невозможность обработки большого количества информации руководитель сознательно игнорирует такую работу. Очевидна необходимость оптимизации управленческой деятельности руководителя школы в вопросах организации его информационно-аналитической работы.
На сегодняшний день решить эти проблемы управленцу может помочь применение новых информационных технологий. При этом термин “новые информационные технологии” (НИТ) употребляется нами в значении: информационные технологии, использующие персональный компьютер и телекоммуникационные средства. Компьютер позволяет быстро обрабатывать большие объемы информации, производить подсчеты, хранить в структурированном виде большие информационные массивы, быстро осуществлять поиск необходимых данных, представлять информацию в удобно оформленном виде. Но внедрение НИТ в процесс управления образовательной системой может быть эпизодичным, не охватывать все сферы управленческой деятельности.
Осуществить комплексную информатизацию процесса управления образования целесообразно путем создания основополагающих информационных систем. Информационная система – это взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели. При этом для того, чтобы обеспечить функционирование информационных систем учреждения на всех уровнях управления и их взаимодействие между собой необходимо определить такие информационные системы, которые охватывали бы весь управленческий процесс в целом. В управлении школой, на наш взгляд, целесообразно выделить следующие основополагающие информационные системы: кадры, контингент, учебный процесс, воспитательный процесс. Каждая из этих систем решает свои задачи и обрабатывает свои информационные потоки.
Деятельность кадровой информационной системы направлена на подбор и расстановку необходимых специалистов, решение вопросов о повышении квалификации и аттестации педагогов, ведение всей служебной документации по педагогическим кадрам.
Информационная система “Контингент” обрабатывает всю информацию об учащихся школы: статистические данные, сведения о родителях, документацию психологической службы и социального педагога, данные о состоянии здоровья и пр.
Информационная система “Учебный процесс” включает в себя: организацию учебного процесса, осуществление образовательного мониторинга, внутришкольный контроль по вопросам выполнения программ, промежуточную и итоговую аттестацию.
Информационная система “Воспитательный процесс” связана с реализацией всего комплекса воспитательной работы в образовательном учреждении (деятельность ученического самоуправления, проведение мероприятий, участие в общественных акциях, деятельность кружков и секций и т.д.).
Данные системы взаимосвязаны между собой и функционируют на всех уровнях управления школой (Схема 1). Каждый из трех уровней управления школой (стратегический, функциональный, оперативный) использует информацию из всех информационных систем, но в разных объемах и с разной степенью обобщения. Чем выше по значимости уровень управления, тем меньше объем работ, выполняемых с помощью информационной системы. Однако при этом возрастают сложность информационной системы и ее роль в принятии руководителем решений.