Образование является важнейшей сферой социальных отношений. По сути, нет ни одной деятельности, где не требовалось бы обучение конкретным умениям и навыкам, секретам мастерства, дополняемым опытом предшествующих поколений и своим. Особую роль образование имеет в качестве непосредственной системы обучения и воспитания детей и молодежи, поскольку усвоенные с детства способы деятельности определяют дальнейшую сферу интересов и профессии, превращаясь зачастую в привычку поведения. Рассматривая образование через призму его элементов (учащиеся, учителя, учебно-вспомагательный персонал, семейные отношения, а также отрасли экономики, обеспечивающие материальную часть) и через его развитие (цель, планирование, результат, анализ) мы констатируем его системность как главный характерный признак.
В обобщенном плане образование его участников выполняет две функции: присвоение образованности и повышение уровня профессиональной образованности.
Под образованностью понимается "некоторое свойство, приобретаемое соответствующими участниками образования, которое выражает определенную меру овладения (усвоения, освоения) каждым из них какой-то частью социального опыта".
Однако процесс образования, как и любой другой вид деятельности, требует определенных усилий участников образования на обеспечение образованности. Гуманистическая целенаправленность образования предполагает заботу о сохранении здоровья всех участников образования. Рассматривая образование в этом свете, учащиеся, с одной стороны, призваны присваивать образованность, а с другой, - делать это ценой минимально возможных нагрузок, так, чтобы образовательная деятельность не угрожала здоровью ее участников.
В научной литературе и в педагогической практике до сих пор сохраняется острым противоречие между обоснованием приоритета личности в образовании и свойствами социальных средств и условий его (приоритета) осуществление таким образом, чтобы развивающаяся личность усваивала социальный опыт, могла бы пользоваться им в жизнедеятельности и сохраняла бы при этом свою индивидуальность. Решение указанного противоречия определяет актуальность данной работы
Коллектив школы № 112 видит свою задачу в создании такой системы учебно-воспитательного процесса, в которой не усугубляется здоровье и состояние участников образовательного процесса, и в первую очередь учеников.
Нарастающий объем информации, который должен усвоить школьник в процессе обучения, значительно увеличивает суммарную учебную нагрузку и степень напряжения функциональных систем организма при ее выполнении. Наши исследования показали, что ситуации, когда возможности функциональных систем организма не соответствуют требованиям обучения, не только приводит к низкой успеваемости, но и способствует функциональным расстройствам (болезням) школьников. Таким образом, существует необходимость новых подходов в применении приемов, методов, средств с учетом функционального состояния школьника.
Специфика учительского труда состоит в постоянном, длительном взаимодействии с ребенком. Учитель должен в совершенстве владеть различными технологиями обучения и уметь прогнозировать результат своего воздействия, оценивать как положительное, так и отрицательное влияние их на здоровье обучаемого. Информацию об этом могут предоставить физиологи, которые определяют степень напряжения адаптации ученика в различные периоды учебного процесса с помощью научно-обоснованных методик и современных компьютерных методов исследования.
За 1996-2002 гг. в физиологической лаборатории было сделано около 1600 обследований учащихся, включая оценку состояния физиологических систем в условиях покоя и при различных видах нагрузок, в том числе при достижении стресса с помощью психологических методик (счет в уме с лимитом времени).
По итогам года на основании педагогической оценки и данных физиологических исследований сделано сопоставление, в результате которого выявлены группы детей с отличной и хорошей успеваемостью и неуспеваемостью. Неуспевающие статистически достоверно имели самый низкий балл оценки физиологических систем, и, напротив, почти все отличники находились в высокой степени напряжения.
Группировка учащихся по физиологическому уровню объединяет детей с различной успеваемостью. Возможен переход из одного состояния в другое: отличник с высокой степенью напряжения - в отличник с очень высокой степенью напряжения, затем срыв адаптации и переход в группу слабоуспевающих с низким уровнем напряжения, а затем дезадаптация.
Эти рассуждения по результатам первых наблюдений в школе легли в основу создания мониторинга успеваемости (обучаемости) и мониторинга здоровья на основе оценки функциональных возможностей учащихся. Использование компьютерных технологий отслеживание изменения функционального состояния ставит перед нами задачу совместить на сегодняшний день трудно совместимые вещи - высокую успеваемость и сохранение здоровья.
На наш взгляд перед системой образования стоит принципиально иной путь сохранения здоровья - не оздоровление, а в первую очередь не допущение неправильного обращения участников образовательного процесса со своим здоровьем.