Данный урок-практикум проводится с целью показать, что исторический документ – главный источник исторических знаний, научить ребят работать с ним. Нетрадиционная форма урока дает ряд преимуществ как для ученика, так и для учителя. Суть их заключается в следующем: электронная форма документов снижает психологическое напряжение, вызванное условиями работы с новым источником, даже в некотором смысле расслабляет учащегося, и он приступает к работе в более спокойном и уравновешенном состоянии, чем во время обычного практикума. Учитель, со своей стороны, во время практикума только направляет учащихся, помогая им формулировать ответы на поставленные в начале урока вопросы. Таким образом, происходит значительная экономия физических и душевных сил, а так же времени, как со стороны учителя, так и со стороны ученика.
Содержание урока. Практикум “Первая мировая война”После того, как прошел оргмомент, и все учащиеся готовы, сидя за компьютерами, приступить к работе, учитель поясняет цель данного урока – выяснить, какие страны участвовали в войне, по каким причинам и на чьей стороне. Результатом этой работы должна стать таблица, в которой будут представлены два основных лагеря (Антанта и Тройственный союз) и их союзники, а также стрелочками будут соединены страны, объявившие друг другу войну. Кроме того, занося в таблицу участников войны, учащиеся должны будут указать причины, по которым данные страны вступают в эту войну и причины того, почему они находятся именно на этой стороне. Затем учитель дает команду приступать к работе. Первый слайд, который видят учащиеся, представляет собой название урока “Первая мировая война” (Приложение 1). Следующий слайд содержит вопросы, на которые необходимо ответить во время работы с документами и главную проблему урока (Приложение 2). Далее следуют слайды собственно с документами (Приложение 3).
Образец:
ПОМОЩНИК МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ АНГЛИИ 25 ИЮЛЯ 1914 Г.
Если война вспыхнет, а Англия не примет в ней участия, то может произойти следующее:
А) Если победят Германия и Австрия, то они задавят Францию и унизят Россию. Французский флот исчезнет, Германия овладеет каналом при добровольном сотрудничестве Голландии и Бельгии: каково будет тогда положение Англии, лишенной друзей?
Б) Победят Франция и Россия. Как они тогда отнесутся к Англии? Что будет с Индией и Средиземным морем?
В этой борьбе, которая ведется не за овладение Сербией и в которой дело идет о цели Германии установить свое политическое господство в Европе и желании держав сохранить свою индивидуальную свободу, - в этой борьбе наши интересы связаны с интересами Франции и России.
Таблица: Тройственный союз (Антанта)
Англия (желание избавиться от конкурента – Германии, захват новых территорий и сохранение влияния на старых. На стороне Антанты воевать выгоднее, т.к. приведет к достижению главной цели – уничтожению конкурента)
В результате получается две колонки с названиями стран и основными причинами вступления их в войну, что дает возможность ответить на вопросы, почему война называется мировой, для кого из стран она является справедливой, а для кого захватнической. Также, благодаря документам, имеется выход на современную историю и современные политические доктрины западных держав и США.