Использование новых информационных технологий на уроках истории

Разделы: История и обществознание


Наряду со всеми прогрессивными достижениями человечества в XXI век во все сферы жизнедеятельности нашего общества шагнули и информационные технологии, которые всё больше становятся скорее правилом, чем исключением. Информатизация не обошла и современное образование, став одной из приоритетных направлений его развития.

Использование компьютерной техники и информационных технологий значительно повышает эффективность процесса обучения благодаря его интенсификации, индивидуализации, наличию обратной связи, расширению наглядности. То, что невозможно сделать при помощи традиционных технологий на уроках истории, позволяют во многом реализовать Новые Информационные Технологии (НИТ). Одним словом, они позволяют оперировать большим объёмом информации и работают с большим быстродействием, тем самым, реализовывая возможность лучшего усвоения материала, оптимизации учебного процесса и конечно усиления мотивации учащихся к учебной деятельности. Безусловно, эта возможность может и должна реализовываться как одна их форм работы.

В настоящий момент, я считаю наиболее удобным использование на уроках истории мультимедийных технологий, в форме презентации. В данном случае на уроке компьютер заменяет всю совокупность средств обучения, выполняя несколько ролей:

- запись на доске (тема урока, план, домашнее задание и т.д.);

- наглядность (фотодокументы, карты, репродукции картин);

- таблицы и схемы;

- учебник;

- рабочая тетрадь или индивидуальная карточка для самостоятельной работы;

- и т.д.

Тема урока: “Главные политические центры Руси”

Материал данной темы урока достаточно объемный и содержательный, поэтому в очередной раз сталкиваешься с проблемой: как за урок успеть выдать весь материал, да еще так, чтобы бы учащимся было интересно, а материал был усвоен. Урок дан с использованием новых информационных технологий, в форме презентации (Приложение 1).

Цели.

Образовательная: показать особенности развития основных удельных княжеств Руси – Владимиро-Суздальского, Новгородского и Галицко-Волынского; раскрыть причины и рассмотреть последствия борьбы за власть между князьями и боярами.

Развивающая: развивать умения устанавливать причинно-следственные связи, отвечать на поставленные вопросы; развитие навыков работы с картой.

Тип урока: комбинированный с использованием новых информационных технологий.

Оборудование: компьютер, схема “Родословная древнерусских князей” (XI–XIII вв.), карта “Русские земли в XII – начале XIII вв.”, раздаточный материал (фрагмент контурной карты “Русские земли в XII – начале XIII вв.”, пустые бланки таблицы и листочки для ответа на вопрос – слайд № 12).

Термины и понятия: феодальная раздробленность, великий князь, республика, наследственная монархия, ограниченная монархия, вече, посадник, тысяцкий.

ПЛАН.

Владимиро-Суздальское княжество.

Новгородская земля.

Галицко-Волынское княжество.

Д/З: § 10–11, вопросы 3, 5, 7, 9 (устно), выписать новые понятия в словарик. Подготовить сообщение о новгородском вече (одному из учеников).

1. Опрос по усвоению материала прошлого урока: Что такое феодальная раздробленность? Когда она настигла Русь? Далее глядя на карту, помещенную на экран компьютера (СЛАЙД №2), необходимо назвать образовавшиеся крупные удельные княжества Руси периода феодальной раздробленности. И, наконец, последний вопрос направлен на выяснение причинно-следственных связей, понимание причин распада Древнерусского государства. Учащимся предложено было по очереди называть по одной причине. В это время на экране для визуального закрепления также по очереди появлялись причины (СЛАЙД №3).

2. Следующим этапом стало вводное слово учителя, направленное на переход к изучению новой темы и определение плана урока (СЛАЙД № 4, 5)

Изучая особенности развития княжеств, учащимся по ходу постепенно предлагается заполнять таблицу (СЛАЙД №6). Бланк таблицы раздается каждому ученику, а затем они вклеивают её в тетрадь. Другой вариант: ученики перечерчивают её в тетрадь с экрана компьютера.

3. Про первое княжество – Владимиро-Суздольское – учитель ведет повествовательный рассказ, обращаясь к карте и заполняя таблицу.

4. Изучение развития второго княжества – Новгородского – основано на беседе и выполнении заданий. Учащимся сначала предлагается по карте самостоятельно определить географическое положение еще одного крупного удельного княжества - Новгородской земли и назвать крупные городские центры этой земли.

Большинство Новгородских земель было малопригодно для земледелия. Как вы думаете, на чем тогда новгородцы сосредоточили свои усилия? Действительно на совершенствование навыков ремесла и торговли. Их изделия славились по всей Руси. Торговля велась с немецкими и датскими купцами, а также с Византией и странами Востока.

В начале XII в. в Новгороде сложилась особая форма правления – республика, служащая примером слабой власти князя. Из курса истории древнего мира кто помнит, что такое республика? (Установление межкурсовых связей). Как она управлялась? СЛАЙД № 8. Перед учащимися появляется слайд, на котором представлена схема управления Новгородской республикой. Работа со схемой – ответы на вопросы учителя по схеме:

  1. Что являлось на ваш взгляд верховной, т.е. главной властью в республике?
  2. Кто являлся высшим должностным лицом? Чем он занимался?
  3. Помощником посадника кто являлся? А чем он занимался? Что такое ополчение?
  4. Не меньшую роль в жизни республики играла, конечно, церковь в лице кого? За что он был еще ответственный?
  5. Наконец, вече приглашало князя с дружиной, заключив с ним договор. Участвовал ли князь в управлении? Определите тогда роль княжеской власти.

После каждого ответа на вопрос по мере необходимости даются дополнительные комментарии и разъяснения учителя.

Вопрос на сообразительность: Как вы думаете, в чьих интересах правило новгородское вече?

По итогам: вывод и заполнение второй строки таблицы.

5. И, наконец, еще одним крупным политическим центром, рано обособившимся от Киева, являлось Галицко-Волынское княжество. Также, глядя на карту, учащиеся определяют его географическое положение.

Об особенностях развития этого княжества предлагается узнать самостоятельно. На экране компьютера бегущей строкой появляется текст с рассказом об этом княжестве, в котором использованы фрагменты из исторических документов. СЛАЙД № 10.

После прочтения беседа о том, что узнали. Какой характер отношений складывается между князем и боярами? Выяснение характера государственного устройства. Завершающим является заполнение последней строки таблицы.

6. Общий вывод по теме.

7. Задания для закрепления:

Раздаются контурные карты. Необходимо разными цветами закрасить и подписать на контурной карте изученные на уроке княжества;

Определить положительные и отрицательные последствия раздробленности Руси (СЛАЙД № 12), выписав на листочек в два столбика соответствующие цифры.

8. Подведение итогов урока.