Интеллектуальная игра по химии "Теория электролитической диссоциации"

Разделы: Химия, Внеклассная работа


Игра проводится с целью углубления знаний учащихся по химии, активизации познавательной деятельности, развития умения выделять главное и находить ответы на поставленные вопросы, закрепления умения и навыков в решении экспериментальных задач.

Задачей данной игры является проведение в занимательной форме смотра знаний школьников, проверка их теоретических знаний и практических умений.

В интеллектуальной игре принимают участие учащиеся 9-х классов общеобразовательных и инновационных учреждений города. Оценивают игру девятиклассники той школы, где проводится игра.

Каждое учебное заведение готовит команду в составе 8 человек: капитан команды, знатоки теории, практики, способные красиво и правильно “химичить”, учащиеся, обладающие определенным даром: изобразительным, актерским.

Регистрация участников начинается за 30 минут до начала игры. Команды получают индивидуальные маршрутные листы, в которых указаны станции игры. Все станции работают одновременно. После открытия игры и приветствия участников, каждый член команды идет на свою станцию. Время прибытия на станции 40-60 минут. За выполнение каждого задания команды получают определенное количество баллов.

 1. Станция “ВСЕЗНАЙКА” (капитанская)

Задание 1.

Прочитайте описание действия ученика и представьте эту информацию в виде молекулярных и ионных уравнений реакций:

“Выполняя практическую работу, ученик прилил к раствору карбоната калия раствор хлорида кальция, затем последовательно в ту же пробирку добавлял растворы соляной кислоты, нитрата серебра, сульфата железа(III) и гидроксида натрия. После этого он попытался понять, что же у него в пробирке. Какие вещества в конечном итоге оказались в пробирке?”

Задание 2.

В конце XIX века молодые ученые И.А.Каблуков и, независимо от него, В.А.Кистяковский пришли к выводу, что, очевидно, ионы движутся не одни, а увлекают с собой некоторое количество воды, и чем меньше радиус иона, тем больше количество воды ион может удержать вокруг себя, следовательно, он становится очень большим по диаметру.

Как называется явление, которое описали Каблуков и Кистяковский?

2. Станция “МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА”

Задание: Решите задачи.

  1. Для подкормки комнатных растений применяют 0,2%-ный раствор натриевой селитры. Сколько нужно взять данного вещества (в кг) для приготовления 5 кг раствора?
  2. Для соления огурцов применяют 5%-й раствор поваренной соли. Сколько соли и воды (по массе) надо взять для приготовления 50 кг этого раствора?
  3. Для покрытия деталей слоем меди путем электролиза готовят раствор медного купороса – 60 г купороса растворяют в 1 л воды. Вычислите массовую долю вещества в растворе.
  4. Физиологический раствор, применяемый в лечебной практике для внутреннего вливания, представляет собой 0,95%-й раствор хлорида натрия. Сколько необходимо соли и воды (по массе) для приготовления 1,5 кг этого раствора?
  5. Для борьбы с заболеванием плодовых деревьев хлорозом используют 1%-й раствор железного купороса. Сколько нужно взять вещества для приготовления 50 кг 1%-го раствора?
  6. При варке мыла на мыловаренном заводе используется раствор гидроксида натрия – 60 кг щелочи на 100 л воды. Какова массовая доля раствора?

 3.Станция “НЕЗНАЙКИНЫ ВОПРОСЫ”

Тест.

1. Лампочка прибора для определения электропроводности загорится, если электроды поместить:

а) в воду;

б) в гидроксид меди (II);

в) в расплав хлорида калия;

г) в азот;

д) правильного ответа нет.

2. Какой вклад в химическую науку внес С.Аррениус?

а) сформулировал основные положения теории электролитической диссоциации;

б) выдвинул идею о гидратации ионов растворе;

в) экспериментально определил размер некоторых ионов в растворе;

г) объединил теорию растворов с представлениями об электролитической диссоциации;

д) правильного ответа нет.

3. Что называется гидратацией?

а) процесс растворения веществ в воде;

б) реакция обмена, в которой участвует вода;

в) процесс взаимодействия атомов или ионов с молекулами воды;

г) процесс распада воды на ионы;

д) правильного ответа нет.

4. Какие вещества называются электролитами?

а) вещества, проводящие электрический ток;

б) вещества, водные растворы или расплавы, которых проводят электрический ток;

в) вещества, имеющие атомную кристаллическую решетку;

г) вещества, реагирующие с водой;

д) правильного ответа нет.

5. Какой вклад сделал Д.И.Менделеев в науку о растворах?

а) сформулировал основные положения теории электролитической диссоциации;

б) открыл химическую сущность процесса растворения;

в) выдвинул идею о гидратации ионов в растворе;

г) объединил теорию растворов с представлениями об электролитической диссоциации;

д) правильного ответа нет.

6. Какие вещества называются кристаллогидратами?

а) твердые вещества, в состав которых входит химически связанная вода;

б) твердые вещества, растворимые в воде;

в) твердые вещества, реагирующие с водой;

г) твердые вещества. нерастворимые в воде;

д) правильного ответа нет.

7. Какие утверждения верны?

а) анионы движутся в растворе упорядоченно;

б) анион движется в растворе хаотично;

в) анионы заряжены отрицательно;

г) анионы заряжены положительно;

д) анионы не имеют заряда;

е) некоторые анионы окрашены;

ж) анионы всегда окрашены;

з) все анионы неядовитые;

и) некоторые анионы ядовиты.

8. При диссоциации, каких веществ образуются анионы только одного вида – гидроксид-ионы?

а) основные соли;

б) средние соли;

в) кислоты;

г) щелочи;

д) правильного ответа нет.

9. Какие ионы не могут находиться в растворе одновременно?

а) Н+ и ОН-;

б) Ва2+ и ОН-;

в) Н+ и NO3-;

г) Na+ и SO42-;

д) правильного ответа нет.

10. Что обозначает выражение: “Степень диссоциации кислоты равна 25%”?

а) 25% всех молекул кислоты не диссоциируют на ионы;

б) 25% всех молекул кислоты диссоциирует на ионы;

в) 25 всех частиц в растворе кислоты – молекулы;

г) 25% всех частиц в растворе кислоты – ионы;

д) правильного ответа нет.

11. При диссоциации какого вещества образуется больше всего видов ионов?

а) CaCl2;

б) HCl;

в) Al2(SO4)3;

г) H2CO3;

д) правильного ответа нет.

12. В каком из примеров уравнение диссоциации азотной кислоты записано верно?

а) HNO3 = H+ + NO3-;

б) HNO3 = H- + 3NO3+;

в) HNO3 = H- + NO+;

г) HNO3 = H+ + NO3-;

д) правильного ответа нет.

13. После добавления, какого вещества к воде в растворе можно обнаружить сульфат-ион?

а) Na2SO3;

б) BaSO4;

в) H2SO4;

г) H2S;

д) правильного ответа нет.

14. Растворы, каких веществ реагируют между собой с образованием осадка?

а) Fe(OH)3 и HCl;

б) Na2SO4 u HCl;

в) FeCl3 u AgNO3;

г) K2CO3 u HCl;

д) правильного ответа нет.

15. Сокращенное ионное уравнение Ba2+ + SO42- = BaSO4 соответствует реакции между:

а) раствором Ba(OH)2 и раствором H2SO4;

б) раствором Ba(NO3)2 и раствором H2SO4;

в) BaCO3 u раствором H2SO4;

г) BaO и раствором Na2SO4;

д) правильного ответа нет.

Ответы.
1. В 6. А 11. Г
2. А 7. Б, В, Е, И 12. Г
3. В 8. Г 13. В
4. Б 9. А 14. В
5. Б 10. Б 15. Б

 4. Станция “ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ”

Вариант 1.

Даны реактивы: растворы CuSO4, NaOH, BaCl2, H2SO4, FeCl3, Na2CO3.

Получите, используя выданные вам вещества:

1. Три осадка – голубой, белый и бурый (коричневый).

2. Газ без запаха.

Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

Вариант 2.

Даны реактивы: NaOH, фенолфталеин, H2SO4, BaCl2, CuSO4, HCl.

Экспериментальным путем осуществите следующие превращения, используя выданные вам реактивы:

а) раствор раствор;

б) бесцветный р-р р-р малинового цвета бесцветный р-р осадок белого цвета.

Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

Вариант 3.

Даны реактивы: NaOH, H2SO4, BaCl2, Na2CO3, фенолфталеин.

Экспериментальным путем осуществите следующие превращения, используя выданные вам реактивы:

а) бесцветный р-р р-р малинового цвета бесцветный р-р осадок белого цвета;

б) раствор .

Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

 5. Станция “ХУДОЖЕСТВЕННАЯ”

Задание: Нарисовать рисунок на тему: “Растворы в нашей жизни”.

 6. Станция “ТЕАТРАЛЬНАЯ”

Задание готовится дома.

Команда готовит приветствие, с которым выступают 3 участника. Приветствие должно отражать название команды, эмблему. Время выступления 2 минуты.

 По окончании игры участники собираются в актовом зале для подведения итогов. Награждаются команды, занявшие три призовых места. Поощрительные призы получают учащиеся, показавшие лучшие результаты на каждой станции.