Цели:
- Образовательная – повторение, обобщение и систематизация знаний по данному разделу, контроль за усвоением знаний и умений.
- Развивающая – развитие речи учащихся.
- Воспитательная – воспитание интереса к русскому языку.
Форма проведения: дидактическая игра.
Структура урока:
- Разъяснение целей учебной деятельности учащихся.
- Актуализация опорных знания.
- Выполнение разноуровневых заданий.
- Подведение общих итогов.
Оборудование:
- памятка – таблица для работы над словарными словами (приложение № 2).
- памятка – таблица для характеристики предложений (приложение № 3).
- листы с разноуровневыми заданиями (приложение № 4).
- полоски – карточки со словарными словами.
- листы с названием канала, телепередач (приложение № 1).
- судейские шапочки (с кисточками) с полосками – названиями на них разделов языкознания.
- полоски – карточки со словами (помиловать нельзя казнить – в четырёх видах).
- плакат со словами – для рекламы.
- комплект цифр (1, 2, 3) каждому.
- приложение № 5 (текст физминутки).
1. Организация урока
- Итак, у нас урок русского языка
- Настройтесь, пожалуйста, на урок с помощью стихотворения:
(Хором)
Сколько правил,
Сколько правил,
С непривычки бросит в дрожь.
Будь внимательным и только,
Будь старательным и только –
Всё запомнишь, всё поймёшь.
2. Сообщение темы и целей урока.
3. Наблюдение над ролью некоторых разделов языкознания.
У. – Итак, добрый день, уважаемые телезрители, и я рада приветствовать вас в студии НТВ (жест рукой), в студии Начального телевидения
У. – В эфире специальный выпуск новостей
ЯЗЫКОЗНАНИЕ |
У. – Мы сделаем сообщение о том, что исследуют разделы языкознания (Выходят 7 человек в судейских шапочках, с названиями разделов на них)
ФОНЕТИКА |
это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, ударение, слог. С фонетикой мы соприкасаемся, когда производим фонетический разбор слов.
ОРФОГРАФИЯ |
это раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов.
МОРФОЛОГИЯ |
это раздел науки о языке, который изучает слово, как часть речи. С морфологией мы имеем дело, когда производим морфологический разбор частей речи.
ЛЕКСИКА |
это раздел науки о языке, изучающий слов с точки зрения их лексического значения.
СИНТАКСИС |
это раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение. На уроках русского языка мы производим синтаксический разбор предложения.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ |
это раздел науки о языке, который изучает способы образования слов. Со словообразованием мы соприкасаемся, когда разбираем слова по составу.
ПУНКТУЦИЯ |
это раздел науки о языке, изучающий знаки препинания и правила их употребления на письме.
У. – Вот какие труженики – мастера живут в стране “Языкознание”
У. – На этом специальный выпуск новостей “Языкознание” заканчиваются.
4. Словарно - орфографическо – лексическая работа.
- Следующая телепередача на канале НТВ
ПЯТЬ МИНУТ ПРО… |
У. – Посмотрим на магнитную доску.
а) – Какие слова на карточках зашифрованы?
ПРЗДНТ |
РЗДНЦ |
(президент, резиденция – правописание этих слов повторяется, а изучалось в 1-ой четверти)
- Каким способом? (пропущены гласные)
- Закройте глаза, представьте правописание этих слов (в это время переворачиваю карточки обратной стороной)
- Откройте глаза.
- Кто представил правописание этих слов именно таким? (жест рукой на карточки)
- Напишите слово ''словарь'', запишите эти слова, поставьте ударение, подчеркните непроверяемые гласные.
- Что можно сказать об этих словах с точки зрения разделов науки о языке?
- По цепочке, пожалуйста, по опорной памятке (ПО ПРИЛОЖЕНИЮ № 2, там же методика работы)
б) У. – Устно составьте предложения со словами (Были составлены и прозвучали):
- Мандырбаева Альмира: Вчера по телевизору показывали президента Нурсултана Абишевича Назарбаева, он говорил об улучшении жизни в нашей стране.
- Бондаренко Максим: У нашего президента имеется загородная резиденция для отдыха и неофициальных встреч.
- Президент выехал на переговоры в США
- Сорокина Валя: Президент Нурсултан Абишевич Назарбаев подписывая документы, касающиеся нашей Республики.
- Лукиш Саша: Президент разрабатывает и проводит внутреннюю и внешнюю политику государства.
- Ирха Максим: В резиденции президента собрались все представители государства.
- Сыздыков Серик: Мне нравится, как наш президент руководит страной ходя бы потому, что нет войны.
- Егорушина Анна: Зарубежных гостей принимали в летней резиденции президента.
- Некрасова Лена:В резиденции собиралось много журналистов, чтобы взять интервью у президента.
- Сейтжанов Мадияр: В республику Казахстан с неофициальным визитом приехал президент Российской Федерации Владимир Путин.
У. – Молодцы, ребята! Предложения хорошие, содержательные. И я убедилась, что вы умеете правильно употреблять эти слова в своей речи.
в) У. – Поставьте запятую, запишите ещё 5 слов, с непроверяемой гласной е, поставьте ударение.
ПРОВЕРКА:
(прозвучали разные слова из словаря, например: понедельник, желание, издалека, интересный, звенеть).
У. – Наша телепередача “Пять минут про…” – словарные слова подошла к концу.
5. Повторение изученного (фронт. опрос)
У. – Следующая телепередача на канале НТВ
“Я ЗНАЮ ВСЕ” |
а) – Итак:
- Что такое предложение? (Это одно слово или группа слов, выражающих законченную мысль).
- Какие бывают виды предложения по цели высказывания?
- Повествовательные: о чем-либо рассказывают;
- Вопросительные: содержат вопрос;
- Побудительные: побуждают к действию ;
- Какие бывают виды предложений по интонации?
(Восклицательные и невосклицательные)
- Какие бывают предложения по наличию основ?
(Простые и сложные)
- Какие бывают предложения по наличию второстепенных членов предложения?
(Распространенные и нераспространенные)
- Что такое однородные члены предложения?
(Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения).
- Как могут быть связаны между собой однородные члены предложения?
(При помощи интонации перечисления и при помощи союзов)
- Как однородные члены предложения отделяются друг от друга?
(При помощи запятой)
- Всегда ли?
(Не всегда, перед одиночными союзами “и”, “или” запятая не ставится)
- Что такое сложное предложение?
(Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений. Простые предложения, которые входят в состав сложного, на письме обычно отделяются друг от друга запятой).
б) Далее моими помощниками в подготовке материала для НТВ будут:
1) индивидуальный опрос по карточкам (на местах)
(4 человека - перечисляются)
2) у доски (1 человек – называется)
Расставить знаки препинания, разобрать по членам предложения, составить схему предложения:
Президент думает заботиться о народе улучшает жизненный уровень.
У. 3) – Для остальных ребят редакторы нашего канала приготовили на отдельных листах задания и просят выполнить их и пояснить.
(Приложение № 4, разноуровневые задания)
- Проверка выполненных работ.
Физ – ка (телескопчики)
6. Работа с учебником.
- Уважаемые телезрители, не переключайте канал, оставайтесь с нами. Следующая наша телепередача
ТАК ЭТО БЫЛО |
- с. 230, упр. 769 (1-ая часть упражнения).
- Читается задание к упражнению и первая часть упражнения (списать упражнение, расставить знаки препинания, где это необходимо).
- Но данные предложения надо переписать в таком порядке, в каком указывают эти схемы.
- Выполняются самостоятельно, проверяется, объясняется.
У. – Спасибо, что не переключили канал и полминутки – шутке.
- Выйдет на дорожку
Всем подставит ножку (грамматическая загадка)
- О чем речь?
7. Усилить понятие о значимости запятой.
У. – И следующая телепередача
КОЛЕСО ИСТОРИИ |
У. – Скромная запятая может стать виновником серьёзных нарушений точности, нешуточных ошибок.
- Иногда от постановки запятой зависела человеческая жизнь.
ИНСЦЕНИРОВКА:
Следующий ученик читает наизусть:
Английский король Эдуард восстановил против себя непосильными налогами своих подчиненных. Против него составился заговор, во главе которого стояла его жена Изабелла. Короля свергли и заключили в тюрьму, где он провел 8 месяцев, ожидая своей участи. Тюремщики получили такое предписание, сформулированное без запятых (помиловать нельзя казнить <== показ). Всё зависело от того, как прочитать текст. Тюремщики поняли уловку королевы и прочитали так, как ей хотелось (показ ===> Помиловать нельзя, казнить). Кровавая получилась запятая.
У. Прервемся на короткую рекламную паузу.
Девочки и мальчики!
Уделяйте!
Почтительное внимание
знакам препинания!
- К сожалению, наше время в эфире заканчивается, откройте дневники, запишите домашнее задание. С. 231 упр. 773 (аналогичное классной работе)
ПОСЛЕ РЕКЛАМЫ
У. – На НТВ поступил экстренный материал и проверил его наш внештатный корреспондент (оглашаются результаты работ по индивидуальным карточкам проверенными приглашенными учителями)
8. Итоги
- Какова была цель урока?
(Повторить, обобщить систематизировать знания по теме «Предложение»)
- Чему учились на уроке?
(Находить однородные члены предложения, учились узнавать, как связаны однородные члены предложения)
- Мне с вами было легко и хорошо, потому что все были заинтересованы уроком.
Оценки: 5, 5, 5, 5, 4, 4, 4, 4, 5.
Время остается
Резерв. Тесты: выбери верное утверждение
1. а) Предложение – это группа слов.
б) Предложение – это группа слов, которая выражает законченную мысль.
2. а) Подлежащие обозначает о ком? или о чём? говорится в предложении и отвечает на вопросы кого? что? подчеркивается в предложении одной чертой.
б) Подлежащие отвечает на вопрос кто? что? подчеркивается в предложении одной чертой.
в) Подлежащие обозначает о ком? или о чем? говорится в предложении и отвечает на вопросы кто? что?
3. а) Сказуемое обозначает глагол и отвечает на вопросы что делает? что сделает? подчеркивается в предложении двумя чертами.
б) Сказуемое отвечает на вопросы что делает? что сделает? подчеркивается в предложении двумя чертами.
в) Сказуемое показывает то, что говорится о подлежащем и отвечает на вопросы что делает? что сделает? подчеркивается в предложении двумя чертами.
4. а) Основу предложения составляют подлежащее и второстепенные члены предложения.
б) Основу предложения составляют подлежащее и сказуемое.
в) Основу предложения составляют сказуемое и второстепенные члены предложения.
5. а) Между однородными членами предложения всегда ставятся запятые.
б) Между однородными членами предложения не всегда ставятся запятые.
в) Запятые ставятся, если однородные члены предложения связаны интонацией перечисления, союзами а, но. И если однородные члены предложения связаны повторяющимися союзами – и, - или.
ПРОВЕРКА ПО КЛЮЧУ
1 б |
2 в |
3 в |
4 б |
5 в |
- Встаньте, у кого ни одной ошибки.
(12 человек)
Время осталось на каллиграфическую минутку (по карточкам)
- Почему горят фонарики под некоторыми соединениями?