Урок этической грамматики по теме: "Обычаи народов Саха в сказках"

Разделы: Начальная школа


Тема урока: Обычаи народов Саха в сказках.

Цели:

  • познакомить детей с традициями и обычаями народов Саха;
  • воспитывать уважение к якутской культуре;
  • развивать интерес к ней.

Оборудование: сборник “Якутские сказки”, рисунки сэргэ (коновязь), фотографии лошадей якутской породы.

Ход урока:

Слово учителя: Образ народов Саха описывался так: “Якуты – племя, составляющее ныне значительную часть населения Якутской области. Принадлежит к числу тюркско – татарских племен”.

Саха – самоназвание якутов. Говорят, жили они здесь издавна, племя их было многочисленно. Рассказывают, что они занимались охотой на диких оленей, лосей и рыбной ловлей.

У якутов сохранились остатки прежнего родового быта.

Сюда относится обычай снабжать всех соседей частями мяса свежеубитой скотины, делиться с ними уловом рыбы, делиться лакомствами со всеми присутствующими, допускать к столу неспособных к труду нищих. По якутским понятиям, каждый приезжий имеет право войти в любой дом во всякое время дня и ночи и расположиться там и пить чай, варить пищу или ночевать.

По древним воззрениям якутских мыслителей, Вселенная состоит из трех миров: Верхнего – то есть небес, Среднего – то есть земли, Нижнего – преисподней.

В среднем мире – родине якутов – помимо людей и животных имеется множество духов – хозяинов (иччи). Наиболее почитаема была хозяйка земли.

Чтение сказки “Старуха Таал – Таал”.

Кроме иччи, на земле постоянно блуждают абаасы, приносящие несчастья. На небесах живут айыы – божества, от людей они отличаются бессмертием и могуществом, но основная черта любого айыы, будь он добрым или суровым – справедливость.

В честь айыы устраивался специальный праздник – ысыах. Это наиболее полный по обрядам летний праздник. По календарным представлениям древних якутов, июнь – это Новый год. На старинных ысыахах жрец – Айыы ойууна (Белый шаман) произносил молитву – песню (алгыс) верхним божествам – айыы и духам – иччи природы.

Чтение сказки “Славный богатырь и злая Иэгэй – тугуги” (с. 47 – 52). Беседа по содержанию (в сказке упоминается ысыах, иччи, абаасы).

- Какой якутский праздник упоминается в сказке?

- Где жила иччи, к которой обратился старик?

- Каким образом она выполнила просьбу старика?

- Чего не хватало сыну стариков?

- Как ему помогла иччи?

Давайте попробуем представить себе иччи, как она выглядела, для чего служила людям.

Рисование детей по представлению серебряной березы, девушки иччи.

Чтение сказки до конца.

- Почему состарилась иччи?

- Почему к ней вернулась былая красота?

Самым великим, почитаемым больше других богов у якутов был Уот иччитэ – дух огня. Существует и сейчас обычай подливать в огонь масло, в старину якуты, если варили кушанье, обязательно перед собой бросали кусочек в огонь или наливали.

В якутской мифологии особое место отведено Уордаах Джесегею – покровителю коневодства. Для лошади изготовляли коновязь – сэргэ. Сэргэ – столб длиной до 200 – 270 см, украшенный резным геометрическим орнаментом. На вершине сэргэ – вырезанная из дерева голова коня, ромбик, шар или крест.

Каждая свадьба, рождение ребенка, посещение почетного гостя сопровождались изготовлением особого сэргэ. Вот, например, какой у якутов был свадебный обряд. Брали якуты жен из чужого рода и по возможности издалека. За невесту брали калым в виде скота, пушнины, денег.

Сначала шло сватовство, помолвка, затем первый свадебный праздник, который совершался, после уплаты части калыма в доме невесты. Далее – второй свадебный праздник – переезд невесты в дом жениха. Невеста останавливалась у специальной коновязи (сэргэ). Поводья лошади невесты принимали две девушки, за что получали подарок от невесты – кольцо или монеты. Невеста три раза объезжала коновязь, от коновязи до юрты устилали зеленой травой – символ счастья. Затем ее вводила в дом пожилая почтенная женщина.

Войдя в дом, невеста выполняла обычай “разведение огня”. Она становилась у огня на колени, бросала в огонь три кусочка мяса, ставила три лучины и дула несколько раз, чтобы те вспыхнули. Так она угощала духа – хозяина огня (иччи) и просила его благословения.

Чтение сказки “Старуха Байберикян с пятью коровами” (используются понятия: калым, абаасы, коновязь, обычай разведения огня невестой).

Беседа по содержанию.

Рисование и закрашивание ритуальных сэргэ – коновязи.