Тема блока: "Мир человека".
Тема урока: "Древнейшее чудо света – наскальные рисунки (Первобытный художник)".
Задачи:
- Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру животных. Развитие способности проявлять свои познания в области изобразительного искусства (с помощью заданий педагога).
- Передача и приумножение опыта творческой деятельности при работе с углем, сангиной (приемами растирки, плашмя, торцом). Педагог развивает творческую индивидуальность, учит детей давать оценку продуктам своей и чужой деятельности, в суждениях стремится выразить не чужую, а свою точку зрения. "Я не такой, как все". (Я - художник - зритель - критик). Педагог стимулирует в ученике(ах) стремление использовать адекватное средство художественного выражения (точка, линия, пятно) для осуществления своего замысла.
- Обучение способам деятельности, формирование умений работы с углем, сангиной, а также навыков работы с этими же художественными материалами (работа плашмя, сильным и слабым нажатием на материал) в графических видах творчества.
- Сообщение знаний учащимся в области истории жизни на планете Земля. (Знания людей о развитии животного мира на планете Земля, на примере рисунков первобытных людей - художников).
Материалы.
Бумага, карандаш, уголь, сангина, возможны другие художественные материалы по желанию детей и педагога.
Зрительный ряд.
Работы детей, копии первобытных произведений, взятые из книги: «Художественная культура первобытного общества»; Голова лошади Пещера Нио, Франция; Лошадь Пещера Ляско, Франция; Каменный козел Пещера Нио, Франция и др.
Ход урока.
1. Организационный момент (5 минут).
2. Повторение пройденного материала (15 минут).
3. Введение в новую тему (25 - 30 минут).
4. Практическая работа (25- 30 минут).
5. Подведение итогов (2 минут).
6. Уборка рабочего места (3 минуты).
Организационный момент.
Здравствуйте.
Встаньте, пожалуйста, красиво.
Давайте поприветствуем друг друга.
Слово "Здравствуйте" - исконно русское и означает "приветствовать", "желать быть здоровым".
Поэтому давайте поприветствуем друг друга и пожелаем каждому из присутствовавших на занятии здравствовать, быть здоровым.
Я же желаю вам быть здоровыми и не болеть, в ваших глазах я вижу, что вы мне желаете того же самого.
Садитесь.
Мы с вами готовы к путешествию.
Ребята вы помните, что мы с вами на каждом уроке изобразительного искусства стараемся познакомиться с новыми книгами, которые издаются в области изобразительного искусства. Сегодня мы познакомимся с интересной книгой, которая называется «Художественная культура первобытного общества» - хрестоматия, автор-составитель И.А. Химик. В этой книге очень интересно описано то, что происходило дивным давно, несколько миллионов лет назад, как жили наши предки, чем занимались, а самое главное, что именно в те далекие временя, зародились наскальные рисунки, которые сохранились и до нашего времени. О них мы сегодня и поговорим.
Введение в новую тему.
Педагог читает или рассказывает написанный ниже текст.
Ребята, сегодня мы отправимся в далекое путешествие на нашей машине времени, в древние далекие времена, когда на земле только начал развиваться человек, и одним из его излюбленных занятий было изображение окружающего (того, что окружало древнего человека – животные, растения, сцены охоты и др.).
Это было давным-давно. Древнейшие люди жили в жарких странах, где не бывает морозов и холодных зим. Например, в Восточной Африке. Ученые находят здесь при раскопках черепа и кости людей, живших более двух миллионов лет назад. По этим находкам можно восстановить облик наших предков.
Древнейший человек очень напоминал обезьяну. У него было грубое лицо с широким приплюснутым носом, выступающие вперед челюсти, уходящий назад лоб. Над бровями находился валик, под которым скрывались глаза, как под навесом. Походка у людей была еще не вполне прямая, а прыгающая. Руки длинные и свисали ниже колен. Словом, в облике древнейших людей преобладали звероподобные черты. Люди еще не умели разговаривать. Они обращались друг с другом, подобно животным, с помощью разнообразных звуков. Объем мозга у древнейшего человека был больше, чем у обезьяны, но намного меньше, чем у людей нашего времени.
Жили люди не в одиночку, а группами, которые ученые называют человеческими стадами. Все в стаде от мала до велика, занимались собирательством, целыми днями искали съедобное. Годились в пищу коренья, плоды и ягоды, яйца птиц.
Как человек овладел огнем – никто не знает. Быть может, однажды, превозмогая страх, смельчаки приблизились к огню. Это могло быть зажженное в грозу дерево или горящая лава из вулкана. Тогда и было сделано великое открытие: сунешь ветку в пламя – поймаешь огонь! Теперь он твой!
На стоянках людей запылали костры. Мясо, печеное на угольках, оказалось вкуснее и питательнее сырого. Яркий огонь обогревал холодной ночью, разгонял мрак, отпугивал диких зверей.
Прошли сотни тысяч лет. Менялся облик человека, увеличивался его мозг. Возникла речь. Первобытные люди постепенно расселились по холодным странам Европы и Азии. Более полумиллиона лет назад они появились на юге нынешней России.
В суровые, холодные зимы людям помогло выжить то, что они изобрели новые орудия труда, одежду и жилища.
Одежду шили из звериных шкур. Жилищами становились пещеры, служившие убежищем от хищников, холодного ветра, дождя и снега. В той местности, где не было пещер, люди научились строить землянки и шалаши из жердей и шкур крупных животных.
Помимо собирательства, важным средством добычи питания становилась охота. Люди из племени, в основном, мужчины охотились на зверей. Их орудия труда изменялись, и человек придумал лук и стрелы. А произошло это из-за того, что вымерли большие животные – мамонты, шерстистые носороги и другие животные. Оставались мелкие животные, а лук со стрелами для меткого стрелка были хорошим оружием для добычи пищи. Меткий охотник с расстояния сотни шагов, поражал животное стрелами. Более успешной стала и охота на птиц.
Еще 150 лет назад ученые не знали о том, что среди первобытных людей были искусные художники, создающие красочные рисунки. Первым открыл такие рисунки археолог Саутуола. Он производил раскопки в подземной пещере Альтамира в Северной Испании. Однажды археолог взял с собой свою маленькую дочь. Пока отец копал землю, девочка прошла в глубь низкой пещеры. Внезапно она закричала: «Папа, смотри, нарисованные быки!». И в самом деле, на потолке пещеры на протяжении сорока метров были изображены бизоны, словно застывшие на бегу в странных и причудливых позах. Неведомый художник, используя красную, черную и коричневую краски, добился удивительной живости и объемности рисунков.
Никто из ученых долгое время не верил, что рисунки Альтамиры созданы десятки тысяч лет назад. Да и как поверить, что люди, не знавшие металлов, не умевшие не только писать, но даже вылепить простой горшок из глины, владели мастерством художника! Но поверить пришлось: вслед за Альтамирой начались исследования других пещер, во многих были найдены произведения первобытного искусства.
Древнейшим художникам удалось передать облик и характер тех зверей, на которых они охотились. Оленей показывали чуткими и настороженными, коней – быстрыми и стремительными, мамонтов – массивными, тяжелыми, с высоким выпуклым затылком. Часто изображали зверей, пораженных копьями, истекающих кровью: например, израненного камнями медведя, из пасти которого потоками хлещет кровь, носорога с торчащими из брюха стрелами, мамонта, попавшего в ловушку.
Древнейшие рисунки очень загадочны. В них многое не понятно. На стене одной из пещер изображена такая сцена. Падает навзничь охотник с птичьей головой. Выставив рога, уставился на него бизон, пронзенный острым копьем. Рядом с человеком длинный предмет с острым копьем. Прочь уходит могучий носорог. Что все это значит? Ответа мы не знаем.
Существуют и другие загадки. Зачем художники помещали свои рисунки в малодоступных для обозрения местах? Почему создавали их в глубине темных пещер, куда не проникают лучи солнца. Для чего изображали раненых или попавших в ловушки зверей?
Первобытные люди боялись грозы, лесных пожаров, наводнений, хищных зверей. В отличие от древнейших людей «человек разумный» хотел понять, почему сверкает молния и загорается лес, от чего зависит урожай дикорастущих плодов и ягод, рост поголовья промысловых зверей. Естественных причин явлений природы люди не знали. У них возникла вера в то, что между животным и его изображением, созданным художником, существует сверхъестественная власть. Если в глубине пещеры нарисовать бизонов, оленей или лошадей, думали люди, то живые звери окажутся заколдованными и не уйдут из окружающей местности. Если нарисовать раненное животное или поразить его изображение копьем, то это поможет добиться успеха на охоте.
Разгадать смысл и назначение пещерной живописи ученым помогли наблюдения за племенами, главными занятиями которых еще недавно были охота и собирательство. Одно такое племя, обитающее в Австралии, совершало перед охотой колдовской обряд, поражая копьями нарисованное на песке животное.
Зарождение веры в душе у первобытных людей развивалась постепенно. Первобытные люди пытались понять причины тех явлений, которые происходят в них самих. Почему спящие видят сны? У людей возникла вера, что в каждом человеке обитает сверхъестественное существо – душа. Когда человек спит, он ничего не замечает и не слышит. Значит, душа покинула его тело. Она встречается с душами других людей, ест и пьет, а спящему об этом снятся сны. Будить его резко и неожиданно нельзя: душа не успеет вернуться, думали первобытные люди. Если она не возвращается, человек умирает.
Люди верили, что души предков переселяются в далекую «страну мертвых». Там также живут родовыми общинами, охотятся, ловят рыбу и собирают съедобные плоды.
В могилу умершего клали все необходимое для жизни в «стране мертвых»: крепкую обувь и пищу, копье, одежду, ожерелье из раковин или звериных зубов.
Повторение пройденного материала.
Ребята, расскажите, пожалуйста, кто такой первобытный человек.
Как жил первобытный человек.
Какие животные населяли Землю много лет назад, в то время, когда жил первобытный человек.
Расскажите, как древние люди победили пещерного медведя?
Откуда они брали огонь, и почему его надо было поддерживать?
Какая судьба ожидала человека, не сумевшего уберечь огонь?
Почему человек поверил в Бога?
Ребята, а сейчас будьте очень внимательны, я буду загадывать вам загадки, а вы будете отвечать на них.
Загадки:
- Я – художественный материал, из меня можно лепить разные изделия и скульптуры. (Пластилин, глина).
- Произведение изобразительного искусства, в котором художник изображает самого себя. (Автопортрет).
- Художник, который работает красками, в каком виде деятельности он работает? (Художник живописец. Живопись).
- Жанр изобразительного искусства, когда художник изображает окружающий мир. (Пейзаж).
- Художник сидит в мастерской. Каким видом искусства он занимается, если он работает ручками, карандашом, маркерами. (Графика).
- С какими материалами работает скульптор. (Камень, мрамор, гранит, глина, бетон, гипс и др.).
Знакомство детей с художественными материалами.
Сегодня мы с вами будем выполнять работы углем и сангиной.
Давайте вспомним эти художественные материалы, которыми мы работали на предыдущих уроках.
Уголь – материал для рисования в виде тонких палочек, полученных из веточек березы, ивы и других деревьев, очищенные от коры и обожженные специальным способом.
Сангина – мягкий материал и инструмент для рисования в виде палочек-карандашей, дающих матовый красно-коричневый тон. Имеет различные оттенки.
Внимательно посмотрите на то, какие выразительные свойства имеют данные художественные материалы. (Педагог демонстрирует детям приемы работы данными художественными материалами: торцом, плашмя, прием растирки).
Сегодня на занятии нам предстоит выполнить увлекательное задание, которое захватывает дух. Выполняя это задание, мы погрузимся (отправимся) в мир наших далеких предков. Увидим все то, что они видели много лет назад.
Задание.
Давайте изобразим первобытного человека в звериной шкуре или первобытных людей с копьями и дубинками у костра, или изобразим членов большой первобытной семьи, проявляющих друг к другу нежные чувства, или первобытного художника рисующего на скале зверей.
Возможно выполнение копии с наскального рисунка.
Подумайте, пожалуйста, над расположением листа бумаги (вертикаль, горизонталь).
Закрыв глаза, представьте, как вы расположите все то, что хотите изобразить в своей работе. (При необходимости можно попросить несколько детей рассказать, что они представили, что они желают изобразить).
Начинаем работать, каждый из вас создает свою работу, ваша работа не должна быть похожа на работу вашего соседа. Помните, вы личность, индивидуальность, художник – и это самое главное на уроках изобразительного искусства.
Не забудьте, каждый дает название своей работе.
Практическая работа.
Индивидуальная работа с учащимися.
Подведение итогов урока.
На доску вывешиваются результаты деятельности учащихся.
Давайте посмотрим на наши работы, и скажем, что мы сегодня изображали. Что нового вы сегодня узнали.
Спросить несколько детей о сюжете их произведения.
Понравились ли вам работы других художников, объясните почему.
Выставление отметок в журнал и дневники.
Педагог вывешивает работы учащихся на стенд.
Уборка рабочего места.