Теоретические аспекты организации программы распространения знаний о международном гуманитарном праве в образовательном учреждении

Разделы: ОБЖ, Администрирование школы, Внеклассная работа


Распространение знаний о международном гуманитарном праве и основополагающих принципах Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца является частью традиционной деятельности Международного Комитета Красного Креста. С 1995 года МККК совместно с Российским обществом Красного Креста и в сотрудничестве с Министерством образования РФ развивает программу, направленную на ознакомление учащихся общеобразовательных школ Российской Федерации с принципами, лежащими в основе международного гуманитарного права, основными положениями Женевских конвенций и с деятельностью Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца.

Наша школа работает по “Программе распространения знаний о международном гуманитарном праве” вот уже 5-ой год. Причины, побудившие нас обратиться к этой программе, состояли в следующем:

1. Сама реальность, сама жизнь. Действительно в наше неспокойное время, когда каждую минуту на Земле происходят вооруженные конфликты в той или иной ее точке, очень важно, чтобы наши ученики понимали необходимость соблюдения правовых норм, защищающих жертвы вооруженных конфликтов и регулирующих поведение участников военных действий, имели бы такие качества личности, как уважение к человеческому достоинству, милосердие и сострадание к беззащитному.

2. Модернизация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Цель и задачи новой образовательной политики изложены в документе “Концепция модернизации Российского образования” от 25 октября 2001 года. Главная задача состоит в “достижении современного качественного образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства”. Воплощать эту задачу призваны образовательные учреждения, которые “должны формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности обучающихся”. Отсюда следует, что школа должна формировать у школьников:

  • гражданскую ответственность;
  • правовое самосознание;
  • духовность и культуру;
  • инициативность;
  • самостоятельность;
  • способность к успешной социализации в обществе.

3. Контингент учащихся. У нас 32% детей из неполных семей, 6% - дети из неблагополучных семей, 4,5% детей состоят на внутришкольном контроле, и с каждым годом эта цифра увеличивается. Наша задача состоит в воспитании личности учащегося, его адаптации в обществе.

4. Методическая тема. “Внедрение элементов современных образовательных технологий для повышения познавательного интереса всех участников образовательного процесса” - так звучит методическая тема школы, которая включает в себя и исследовательскую деятельность учащихся, и метод проектов, и мультимедийные технологии. А это является основными формами и методами работы на уроках по изучению международного гуманитарного права.

Реализация “Программы по распространению знаний о международном гуманитарном праве” в средней общеобразовательной школе № 77 идет в следующих направлениях:

Учебная деятельность:

- Обществознание

- Основы безопасности жизнедеятельности

- История (при изучении военной тематики)

- Литература “Вокруг тебя – Мир…”

- Мировая художественная культура (при изучении батального жанра)

Воспитательная деятельность:

- Классные часы

- Видеоклубы

- Конкурсы, игры

- Внеклассная работа по предмету

1. Проект "Литература" “Вокруг тебя – Мир…”

  • Кружок – 1час в неделю (5 а, б и 7 а, б)
  • Факультатив – 1 час в неделю (6, и 8 а, в)
  • Внеклассное чтение
  • Уроки развития речи

2. Проект “Обществознание” - 9 класс

  • На уроках обществознания - 2 часа.

Темы:

- “Права человека и гражданина”

- “Политика – правовая сфера”

3. Проект “ОБЖ” - 9 класс

  • На уроках ОБЖ –  4 часа (9 классы).

Темы:

- “Определение МГП и сфера его применения”

- “Правовая защита раненых, больных и потерпевших крушение”

- “Защита военнопленных и гражданского населения”

- “Ответственность за нарушение норм МГП”

4. Проект “ОБЖ” - 11 класс

- На уроках ОБЖ

Раздел:

- “Особенности военной службы”

Тема:

- “Военные аспекты международного права”.

С целью углубленного изучения международного гуманитарного права (и в рамках профилизации школы) создан элективный курс “На войне, но не в войне”, рассчитанный на 8-12 часов.

Примерные темы для изучения МГП как факультативный (элективный) курс  в 9 классах.

1. История МГП
- МККК,
- Основные символы МККК.

2. Источники МГП
- I, II, III, IV Женевские Конвенции,
- дополнительные протоколы к Женевским Конвенциям

3. Основные понятия МГП.

4. Ограничение методов и средств ведения войны.

5. Защита гражданского населения и гражданских объектов.

6. Защита детей как части гражданского населения

7. Особенности права вооруженных конфликтов немеждународного характера

8. Соблюдение МГП. Вопросы контроля и пресечения нарушений.

Каждое завершение темы сопровождается практическими занятиями

С целью развития исследовательских навыков (и в рамках проектной деятельности)

идет работа над проектом “Человек, останься человеком”, рассчитанный на учащихся 10-17 лет и предполагающий исследовательско-творческую деятельность.

Варианты тем для исследований:

- “Жестокое лицо войны”

- “Листая летопись сражений”

- “По горящей лестнице историй”

- “Самые уязвимые”

- “Говоря языком плаката”

- “Война…я ее бью, сколько у меня есть сил” (тема войны в творчестве В.М. Гаршина и В.В. Верещагина)

В целях административного контроля, для выявления, в какой степени учащиеся владеют материалом по МГП, 1 раз в год проводится срезовая работа в виде теста.

Тест по международному гуманитарному праву.

1. Международное гуманитарное право:

а) рассматривает правомерность применения вооруженной силы для решения международного конфликта;

б) защищает жертв вооруженных конфликтов и ограничивает средства и методы ведения войны;

в) защищает граждан государства, подвергшегося нападению;

г) запрещает ведение агрессивных войн.

2. Стороны, участвующие в конфликте:

а) свободны в использовании всех средств и методов ведения военных действий;

б) могут использовать голод среди гражданского населения в качестве метода ведения войны;

в) не должны пользоваться оружием, которое не может быть направлено против военного объекта и имеет неизбирательное действие.

3. В соответствии с нормами международного гуманитарного права разрешается:

а) устраивать засаду;

б) использовать санитарное транспортное средство для перевозки личного состава вооруженных сил и боеприпасов;

в) вызывать наводнение для того, чтобы предотвратить наступление неприятеля, если оно не наносит ущерба окружающей среде и не угрожает жизни гражданского населения.

4. К серьезным нарушениям международного гуманитарного права (военным преступлениям) относятся следующие действия противоборствующих сторон:

а) преднамеренное убийство раненых;

б) создание ложных аэродромов;

в) совершение нападения на гражданское население;

г) пытки военнопленных с целью получения военных сведений;

д) оказание помощи раненым противникам;

е) взятие заложников из числа гражданских лиц.

5. Основные положения международного гуманитарного права содержат:

а) Женевская Конвенция 1949 года и Дополнительных протоколах к ним 1977 года;

б) в Конституции Российской Федерации;

в) во Всеобщей декларации прав человека 1948 года;

г) в Международной конвенции о статусе беженцев 1951 года.

6. Законным объектом для нападения (военным объектом) является:

а) завод по изготовлению легковых автомобилей, на котором во время войны производится военная техника;

б) дамба, на которой расположена зенитная батарея, и разрушение которой может вызвать долговременное затопление обширных сельскохозяйственных угодий;

в) президентский дворец, в котором расположен штаб управления войсками.

7. Какое из приведенных ниже утверждений не соответствует нормам международного гуманитарного права и рассматривается как их нарушение:

а) сдающемуся противнику необходимо сохранить жизнь;

б) при допросе с целью получения сведений о месте расположения противника и его численности военнопленный не должен подвергаться никаким физическим или моральным пыткам; военнопленным, которые откажутся отвечать, нельзя угрожать, подвергать их оскорблениям или каким-либо преследованиям;

в) находясь в лагере, во избежание нарушения особого режима плена военнопленные не должны получать письма и посылки из дома;

г) трудоспособные военнопленные могут использоваться в качестве рабочей силы с учетом их возраста, пола, звания, а также физических возможностей; кроме работ по управлению, оборудованию и содержанию в порядке своего лагеря, военнопленные в принудительном порядке могут быть привлечены только к работам, не имеющим военный характер или военные цели.

8. Международное гуманитарное право ограничивает применение следующих видов оружия:

а) пули, которые причиняют человеку чрезмерные страдания (например, пули со смещенным центром тяжести);

б) противопехотные мины;

в) оружие, причиняющее вред частицами, которые не могут быть обнаружены в человеческом теле при помощи рентгеновских лучей (например, пластиковые мины);

г) яды, бактериологическое и токсическое оружие.

9. СССР (Россия) присоединилась к договорам по международному гуманитарному праву:

а) 1949,1977 б) 1953, 1980 в) 1954, 1989

10. Какие из следующих приказов соответствуют положениям международного гуманитарного права:

а) использовать минометный огонь против снайпера, засевшего в одной из квартир жилого многоэтажного дома;

б) вывести всех гражданских лиц из сектора действий батальона;

в) уничтожить карты собственных минных полей при угрозе захвата в плен;

г) после взятия деревни никого не оставлять в живых;

д) ввиду ожесточенного сопротивления противника и наличия в батальоне серьезных потерь, пленных не брать.

11. МГП применяется:

а) в ситуациях насилия, которые не достигают интенсивности вооруженного конфликта;

б) в ситуациях международного вооруженного конфликта;

в) в ситуациях немеждународного вооруженного конфликта.

12. Укажите категории лиц, к которым в МГП применяется термин “жертвы вооруженного конфликта”:

а) медицинский персонал;

б) раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение;

в) комбатанты;

г) военнопленные;

д) гражданские лица.

13. В соответствии с нормами МГП военнопленные при допросе:

а) могут ничего не сообщать о себе;

б) обязаны сообщить только свою фамилию, имя, дату рождения, воинское звание, личный номер или, за неимением такового, другую равноценную информацию;

в) обязаны сообщить только свою фамилию, имя, дату рождения, воинское звание, личный номер.

14. Международным отличительным знаком, защищающим в период вооруженного конфликта культурные ценности и персонал, охраняющий культурные ценности является:

а) бело-голубой щит, заостренный снизу;

б) красный крест на белом фоне;

в) синий равносторонний треугольник на оранжевом фоне;

г) шпиль средневекового замка на голубом поле;

д) красный лев и солнце на белом поле.

15. В декабре в ходе вооруженного конфликта между Команией и Валиту, государствами – участниками Женевских конвенций 1949г. И Дополнительных протокола I 1977г., город Сонелон, находящийся на территории Комании, был захвачен противником. Большинство жителей города не успели эвакуироваться. Треть населения, оставшегося на оккупированной территории, составляют дети. Что должна сделать оккупирующая сторона в отношении этих детей:

а) создать условия для работы школ;

б) оказать поддержку детям-инвалидам;

в) переселить сонелонцев в возрасте до 18 лет на территорию Валиту;

г) разрешить свободный пропуск посылок с гуманитарным грузом;

д) создать условия для работы детских садов;

е) организовать встречу Нового года.

Уже можно подвести некоторые итоги работы по программе по распространению знаний о международном гуманитарном праве:

  • Дети стали добрее, демократичнее
  • Умеют слышать и слушать друг друга
  • Не бояться высказывать свое мнение
  • Умеют оценивать свои поступки и поступки товарищей с правовой точки зрения.

Как говорил великий русский писатель Н.В. Гоголь, “Для того, чтобы идти дорогой собственного ума, нужно прежде изрядно поумнеть”

А кто как не школа научит современных детей уважению жизни и человеческому достоинству, состраданию и милосердию к беззащитным?...