Тема: Простейшие тригонометрические уравнения
(11 класс, урок повторения)
Цель:
- Обобщение и систематизация знаний по данной теме;
- Воспитание уважительного отношения к говорящему;
- Учить выражать мнение и отстаивать его;
- Формировать ответственное отношение к выполняемой работе.
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний.
1) Работа с тригонометрическим кругом.
- Покажите линию синусов, косинусов, тангенсов, котангенсов.
- Как изменяется каждая функция?
- При каких значениях угла она определена?
- Сформулируйте определения арксинуса, арккосинуса, арктангенса, арккотангенса.
- Запишите решения уравнений:
sin x = a, cos x = a, tg x = a, ctg x = a.
2) Игра “молчанка” по тригонометрическому кругу: “Нахождение значений”.
На доске запись:
y = sin ; y = cos ; y = tg ; y = ctg
= ; ; ; ; ; 2.
Учитель указкой показывает сначала функцию, а затем угол. Ученики отвечают значения функции.
Например:
Учитель: sin , = ;
Ученик: sin = и т.д.
II. Сообщение значений учащимся.
Учитель на доске разбирает следующие задания. Учащиеся конспектируют.
Пример 1.
Найдите наибольший отрицательный корень уравнения:
sin 4x = sin 2x.
а) -; b) - ; c) ; d) -
Решение.
I. Подставим значения: в уравнение sin 4x = sin 2x вместо x, и определим, являются ли они решениями.
а) Если , то ,
,
sin (-) sin (-).
не является решением;
b) Если , то ,
,
sin (-4) = sin (-2),
- – корень уравнения;
с) x= – число положительное, а нам нужен отрицательный корень
d) Если , то ,
,
sin (-) = sin (-),
- - корень уравнения.
II. Имеем корни: . Так как – < -, то - - наибольший отрицательный корень.
Ответ: .
Пример 2.
Запишите в ответе ближайший к числу - корень уравнения = 0
а) -; b) -; c) -; d) -
Решение.
sin 4x = 0, 4x = ?k1, , x = ,,
sin 2x ? 0; 2x ? ?k2, ; x ? ,;
.
Решением уравнения будет {}
Нам нужно найти ближайший к числу корень уравнения
, то есть -120° находится в третьей четверти, и ближайший корень будет .
-
-135°
-120°
Ответ: .
Пример 3.
Доказать: cos 20°·cos 40°·cos 60°·cos 80° = .
Решение.
,
что и требовалось доказать.
III. Применение знаний, умений, навыков в стандартной ситуации.
Работа в парах.
Каждый ученик готовит карточку для одноклассника. На уроке ученики обмениваются карточками. Решают и возвращают составителю. Составитель ставит оценку. Работа сдается учителю на проверку.
Пример карточки:
- решить уравнение: ;
- написать все решения неравенства ;
- решить уравнения:
а) ,
б) .
IV. Подведение итогов и задание на дом:
1) повторить формулы;
2) решить:
а) доказать, что ;
б) вычислить: ; ;
в) вычислить: ;
г) решить уравнение: , ;
д) Сколько корней уравнения принадлежит отрезку ?
е) ;
3) составить карточку из двух заданий из данных примеров для одноклассников к следующему уроку.