В методической литературе неоднократно говорится, что наибольшего эффекта в воспитании нравственной и эстетической культуры школьников можно достичь хорошо продуманной и обоснованной взаимосвязью урока и внеклассной работы. Их преемственность предусматривает повышение воспитательного воздействия всех форм организации учебного процесса, их совершенствование, активное приобщение учеников к самостоятельному поиску знаний.
Любая форма внеклассной работы, в отличие от урока, строго не ограничена во времени, что даёт возможность сообщить учащимся большой объём информации по теме. Именно внеклассная работа по предмету, на мой взгляд, позволяет развить наблюдательность – качество, без которого невозможна познавательная и творческая деятельность. Разнообразные формы внеурочной формы, кроме того, помогают развивать у школьников интеллектуально-речевые умения, которые определяют эффективность восприятия и усвоения информации по конкретной теме.
Целенаправленная организация внеурочной работы представляет и широкие возможности для формирования нравственной и эстетической культуры учащихся. А чем выше, по моему мнению, уровень их эстетического развития, тем больше возможностей для творческой деятельности. Активизировать её, воздействовать на эмоциональную сферу учеников, способствовать формированию новых мыслей мне помогают следующие формы работы: олимпиады, творческие конкурсы различного уровня и тематики, в которых мои дети ежегодно становятся победителями, научные исследования, литературно-творческое объединение “Встреча”, руководителем которого я являюсь. В рамках последнего было проведено внеклассное мероприятие для детей и родителей “Русская берёзка”, явившееся логическим продолжением серии уроков по пейзажной лирике поэтов XIX и XX веков.
Текущее занятие литературного клуба
“Встреча”
(праздничная программа с участием родителей и
детей)
Тема: “Русская берёзка”.
Цели:
- привлечение внимания учащихся к пейзажной лирике;
- актуализация знаний о русской природе;
- развитие эстетического чутья; воспитание чувства патриотизма и любви к русской природе.
Оформление.
На доске – белая тканевая драпировка, на ней – листья берёзы и надпись “Русская берёзка”. В центре по кругу несколько макетов берёзок (изготовлены из ДВП при помощи родителей), у доски – два пенька, на них – вёдра с коромыслами. У входа – плакат “С русским поклоном берёзке!”
Звучит лёгкая инструментальная музыка, гаснет свет. В грамзаписи – фонограмма “Времена года”: шум ручья, пение птиц в лесу.
Праздник начинает ведущий (один из родителей):
Всё в зелени…
Ручей бежит во рву.
И день последний наступает в мае.
Я падаю в высокую траву,
Как будто бы Россию обнимаю.
Пью запах леса, словно молоко,
И из земли в меня такая сила,
Что даже от России далеко
Во мне останется Россия.
Меня, наверно, удивит Париж,
Заставит Рим торжественно склониться.
В лесах российских благодать и тишь,
Трава зелёная от капелек искрится.
Приду сюда, приеду, как домой,
Остановлюсь у двух берёз знакомых,
Запахнет земляникой и рекой.
И я в России, это значит – дома.
– Посмотрите вокруг, какой прекрасный удивительный мир нас окружает. У Константина Паустовского есть такие слова: “…и если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца всё очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе – один из верных признаков любви к своей стране”. Чистым, светлым, вечно юным символом великолепной природы издавна считается русская берёзка. Она – символ и нашей Родины, символ русской красоты и верности. И наша сегодняшняя встреча в клубе посвящена празднику русской берёзки.
Звучат первые аккорды русской народной песни “Во поле берёзонька стояла…” Появляются два мальчика и девочка в русских народных костюмах.
1-й мальчик:
К нам сюда, скорее просим!
Приходи, честной народ,
Нынче русская берёзка
Начинает хоровод!
Девочка:
Флаги яркие развесил
В классе праздник неспроста –
Всех, кто молод, всех, кто весел,
У кого душа чиста,
Всех, кто славно потрудился,
Честь воздав большим делам,
И успеха в ней добился,
Приглашаем в гости к нам!
2-й мальчик:
Решили с вами у берёзы
Мы провести не зря досуг:
Метёт ли снег, шумят ли грозы,
На всё глядит она вокруг.
Звучит фонограмма песни “Берёзовый сок” в исполнении Иосифа Кобзона.
На её фоне ребята продолжают поэтический рассказ о берёзке. “Рассказ” сопровождается показом иллюстраций и репродукций картин через эпидиаскоп.
Девочка:
Немалый срок здесь ею прожит
И, хоть листвой шумит едва,
О многом нам поведать может
Её зелёная листва.
Проецируется любое красочное изображение берёзы или берёзовой рощи.
1-й мальчик:
Как при царе жила округа,
Как, на худых крича коней,
В лохмотьях, босиком за плугом
Тащились пахари по ней.
2-й мальчик:
Как падал пахарь, обессилев,
Жирел помещик-ростовщик,
И как солдатки голосили,
Как замерзал в степи ямщик.
Проецируется иллюстрация В.М. Луканина из книги Виталия Бакалдина “Стихи о хлебе”.
Девочка:
А после видела берёзка
Маёвки, сходки бедняков,
Как люди в шлемах краснозвёздных
Громили банды беляков.
1-й мальчик:
Ты помнишь, стройная берёзка,
Как победили мы в боях?
Созданье первого колхоза
И первый трактор на полях?
Проецируется репродукция картины В.А. Серова “Ждут сигнала”.
2-й мальчик:
Когда ж округу опалило
Огнём фашистской злой орды,
Берёза щедро ей дарила
Крестов берёзовых ряды.
Проецируются репродукции картин А.И. Локтионова “Письмо с фронта” и А.А. Пластова “Фашист пролетел”.
Девочка:
Вновь солнца луч вплетаешь в косы
И слышать рада ты всегда
Моторов рокот, звон колосьев
И песни мирного труда!
Проецируется иллюстрация В.М. Луканина из книги “Стихи о хлебе”.
1-й мальчик:
А над тобой, глотая вёрсты,
Да наяву, а не во сне,
Летят земли советской звёзды
В недостижимой вышине.
Проецируется изображение космического корабля.
2-й мальчик:
В жару, и в ливни, и в морозы
Всему свидетель ты живой,
Родная русская берёза,
Пусть будет светел праздник твой!
Проецируется репродукция картина А.А. Рылова “Зелёный шум”. Ребята дарят всем присутствующим эмблемку с изображением берёзки.
Ведущий:
– Дорогие ребята и взрослые, эмблемой нашего праздника избрали берёзку совсем не случайно: есть ли в русском лесу другое дерево, которому поэты посвятили бы столько стихотворений, а народ – песен. Кудрявую русскую берёзку поэты сравнивают с девушкой, что на опушке леса на ветру ждёт любимого. В сказках и былинах к берёзке ходят поделиться своим счастьем и ей же несут невыплаканные слёзы. Пусть же символом и нашей встречи станет сегодня простая, вечно юная, как сама жизнь, русская берёзка.
Входит родительница, на ней – костюм берёзки.
“Берёзка”:
Добрый день, мои друзья!
Заждались, поди, меня?
Но всему приходит срок –
Я явилась на порог.
– Явилась не с пустыми руками, а приготовила свой первый подарок – букет берёзовых веточек. А получит его тот, кто больше всех знает обо мне стихотворений, пословиц, песен.
Идёт соревнование, “берёзка” награждает победителя.
Ведущий:
– Знаете ли вы, что в Енисейском крае, в Сибири, молодую берёзку обряжали в лучшее платье и называли “гостейкою”, ставили в красный уголок избы, а в Поволжье существовал обычай завивать берёзку венками, лентами. Вот и мы сейчас попробуем нарядить нашу “гостейку”. Для этого к вашим услугам ленты серпантина, надувные шары. Разделитесь на две команды: родители и дети – и нарядите “гостейку”. Победит команда, чья берёзка будет наряднее и быстрее “одета”.
Конкурс длится пять минут. Команды родителей и детей наряжают макеты берёзок. Зрители оценивают победителей аплодисментами. Награду вручает “берёзка” – ленту с надписью “Победитель берёзового конкурса”.
1-й мальчик читает стихотворение С. Есенина “Белая берёза”.
“Берёзка”:
– Много прекрасных песен сложено про меня, много написано замечательных стихотворений. Но и русские художники не забыли обо мне в своих произведениях.
Ведущий:
– Давайте вспомним наиболее знакомые картины русской природы, где запечатлена берёзка.
Взрослые и дети называют известные им картины с изображением берёзы.
“Берёзка”:
– А сейчас к вашим услугам краски, карандаши и бумага. Нарисуйте пейзаж с изображением берёзы и сочините к нему четверостишие.
Взрослые и ребята делятся на несколько групп. Конкурс длится в течение 15-20 минут, после чего следует подведение итогов.
Ведущий:
– В старину вокруг берёз водили хороводы, в нашем уютном кабинете тоже есть берёзки, вокруг которых закружится хоровод.
Ведущий объясняет танец “Берёзка”, “берёзка” показывает элементы танца в центре хоровода, все танцуют хороводный танец “Во поле берёзонька стояла”. (Танец был поставлен совместно со школьным хореографом.)
Описание массового хороводного танца на мелодию “Во поле берёзонька стояла”.
2 круга: внутренний – дети, внешний – родители. Взявшись за руки, руки на уровне глаз.
I часть (24 такта): 12 простых шагов влево.
Детский круг
12 простых шагов вправо
12 простых шагов вправо
Родительский круг
12 простых шагов влево
II часть (12 тактов):
6 простых шагов с правой ноги к центру
6 простых шагов (назад) от центра
Кружатся вправо – прихромкой на 6 тактов, кружатся влево – прихромкой на 6 тактов.
Танец исполняется 3 – 4 раза. Во время танца все поют русскую народную песню “Во поле берёзонька стояла”.
“Берёзка”:
– У берёзового сруба-колодца в старину не раз останавливалась девушка, чтобы поговорить с любимым, напоить холодной водой. В умении носить берёзовые коромысла, не расплескав воду, идя лебединой походкой, соревновались между собой девушки.
Ведущий:
– Вот и мы сейчас вспомним это старинное русское соревнование. Итак, я приглашаю двух женщин и двух девочек начать наше соревнование. К вашим услугам коромысла, вёдра. Победит та из вас, что быстрее донесёт вёдра с водой, не расплескав её (для детей – вёдра объёмом в 1 литр).
Победительниц награждают берёзовым соком. Звучит старинный вальс “Берёзка”.
“Берёзка”:
– Вы слышите звуки старинного вальса “Берёзка” не случайно. Я приглашаю всех принять участие в последнем “вальсовом соревновании” у берёз.
Ведущий:
– Пара, которая трижды обойдёт восьмёркой две берёзки в танце, кружась только в одну сторону и не задев их, получит приз.
Соревнование проводится до тех пор, пока не выполнит задание последняя танцующая пара.
1-й мальчик (обращаясь к берёзке):
Средь сосен суровых,
Средь тёмных ракит
В серебряном платье
Берёзка стоит.
2-й мальчик:
Когда берёзку стройную
Ты встретишь на пути,
Ты на неё, пожалуйста,
Вниманье обрати.
Девочка:
Не найти её красивей,
На радость нам она растёт.
В ней образ матери-России
Неувядаемый живёт.
Звучит песня “Белая берёза” на стихи С. Есенина.
Заключительное слово ведущего и учителя.