Планирование
2004-2005 учебный год
Методическое обеспечение: 1 . Как научить детей любить Родину: Руководство для учителей. Авторы-составители: Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина,
О.В.Розова, И.А.Щербакова. – М.АРКТИ, 2003. Пособие для реализации государственной программы
“Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы”
Дидактическое сопровождение: 1 . Как научить детей любить Родину: Руководство для учителей. Авторы-составители: Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина,
О.В.Розова, И.А.Щербакова. – М.АРКТИ, 2003. (Конспекты уроков и занятий)
2. “Первое сентября”
3. “Начальная школа”
4. “Завуч начальной школы”
5. А.Казаков. География для младших школьников. 3 класс./ Корпорация “Федоров”, 1997.
6. Корнеева Т.А., Шмидт.Е.А. Уроки истории в 3 классе. Поурочные разработки по курсу “Рассказы по родной
истории”. Волгоград,2003 (1,2 части)
7. Ворожейкина Н.И. Рассказы по родной истории. –М.: Просвещение, 1993.
8. Саплина Е.В. Введение в историю.3 кл.: кн. для учителя.- М.: Дрофа,2002.
Количество часов по программе: 34ч. за год (1ч. в неделю)
№ п/п |
Тема |
Дата |
Валеологический аспект |
Общеучебные умения |
Дидактическое сопровождение |
Примечание |
I полугодие I четверть |
||||||
1 | Земля – общий дом для всех людей | Экология и наше здоровье | Умение понимать поставленную задачу | Н. шк №9/02 | ||
2 | С любовью к России (страницы история страны) | Понимать сказанное, осмысливать | ПС №24/03 | |||
3 | С чего начинается Родина. Кем был твой прадед на Руси? (моя родословная) | Желаю здоровья своей семье | Составлять алгоритм | |||
4 | Школа – мой дом родной (20-летний юбилей родной школы) | Работать с дополнительной литературой | ||||
5 | История происхождения имен отчеств и фамилий | Применять свои знания на практике, умение работать с дополнительной литературой | ПС № 29/03 8) С.24 |
|||
6 | Мы и наши имена | Секрет моего имени | ПС № 29/03 8) С.24 |
|||
7 | Главные исторические особенности России (многонациональное государство). Россия и ее соседи | Понимать сказанное однократно в нормальном темпе | 5) с.215,224 | |||
8 | Люди, жившие по берегам рек (восточные славяне). Жилище северных народов | Чистота и порядок в доме | 6) с.17 (1часть) 7) С.17 |
|||
II четверть | ||||||
9 | Славянские боги и праздники | Осмысливать услышанное | 6) с.20 (1 часть) 7) С.21 |
|||
10 | “Приди ко мне, брате, в Москов!” | 6) с.30 (1часть) 7) с.40 8) с. 40 |
||||
11 | Жители севера Красноярского края | Природа - наша кормилица | музей | |||
12 | Талнах - столица рудная | Работать с краеведческим материалом | ||||
13 | Символика России | Осмысливать услышанное | 6) с.18 (2часть) | |||
14 | Под Рождественской звездой | Положительные эмоции продлевают жизнь | Придавать своему голосу нужную эмоциональную окраску (инсценирование) | Как научить детей любить Родину. С.94 “Праздник в подарок”, с.41 |
||
15 16 |
Резерв | |||||
II полугодие III четверть | ||||||
17 | В новой и старой школе (аз, буки, веди) | Нужна ли перемена в школе | Сравнивать, сопоставлять, выделять положительное | 6) с.62 (1 часть) 7) с.89 |
||
18 | Природа Таймыра | Человек – часть природы | Наблюдать | |||
19 20 |
Народные умельцы. Народные умельцы Севера | 6) с.52 8) с.50 |
||||
21 22 |
Одежда в разные времена Национальный костюм народов Севера |
Правила ухода за одеждой | 8) с.65 | |||
23 | Праздник встречи солнца на Таймыре (Хейро) | Веселье – залог здоровья | музей | |||
24 25 |
Праздник Гостья наша дорогая - Масленица |
Праздничный стол | Придавать своему голосу нужную эмоциональную окраску (инсценировка) | ПС № 6/04, 6/03 “Праздник в подарок”, с.199 Как научить детей любить Родину. С.119 |
||
26 27 |
Резерв | |||||
IV четверть | ||||||
28 | Встреча весны на Руси | Секреты нашего голоса | Как научить детей любить Родину. С. 106 | |||
29 | Средневековые монеты на Руси | Осмысливать услышанное | 8) с.78 | |||
30 | Дорого яичко к Христову дню. Роспись глиняных яиц | И красиво, и вкусно | Применять свои творческие способности | Как научить детей любить Родину. С.146 | ||
31 | Зеленые святки - троица | Как научить детей любить Родину. С.91 | ||||
32 | Игра “Путешествие в царство живой природы” | Мозг – самая загадочная часть организма | Применять знания в различных ситуациях | Ж “Завуч”, №6/02 |
||
33 34 |
Резерв |
Тема. Мы и наши имена.
Цели. 1. Познакомить детей с начальными сведениями о структуре имен.
Раскрыть содержание понятий “имя”, “тезка”.
2. Развивать умение объяснять происхождение и значение имен. Вызвать интерес к своему имени.
3. Воспитывать любовь к родным, семье.
Оборудование: толковый словарь С.И. Ожегова, название темы занятия, свидетельство о рождении, паспорт, карточки, на которых написаны редкие имена, ребусы с зашифрованными именами (Рисунок 1, Рисунок 2).
Ход занятия
I. Организационный момент
II. Основная часть
1. Сообщение темы занятия.
Отгадав загадку, вы узнаете тему занятия.
Тебе дано,
А люди пользуются. (Имя)
Что такое “имя”? (Ответы детей)
Обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова:
“Имя – личное название человека, даваемое при рождении”.
О чем будем говорить на занятии?
Тема: Мы и наши имена.
2. Разнообразие имен.
У каждого из вас есть имя. Зачем оно вам? (Ответы)
Правильно! Как бы мы обратились друг к другу, если бы не было имени. Иногда я слышу, как вы друг другу кричите: “Эй, ты, иди-ка сюда!”
Культурно ли так обращаться со сверстниками? Почему?
Конечно, это обидно, оскорбительно, невежливо.
Имя необходимо человеку не только для обращения. Каждому человеку с рождения выдают документ – свидетельство о рождении, с 14 лет – паспорт, в котором обязательно указано имя. С именем, данным с рождения, человек живет всю свою жизнь. Без документов человек не может жить полноценной жизнью в обществе (учиться, работать, иметь жилплощадь).
При крещении в церкви священник дает человеку второе имя. Оно выбирается из церковного календаря в соответствии с именем святого, память которого празднуется
в этот день рождения или крещения человека.
Имена люди придумывали издавна. Многие из имен обязаны своему рождению событиям, которые происходили в разные времена.
После революции 1917 года появились имена Майя, Октябрина, Искра, Идея, Революция, Трактор.
После победы в Великой Отечественной войне детей стали называть Сталина, Победа.
В 1961 году, после полета в космос первого космонавта в мире Ю.А.Гагарина, самым популярным стало имя Юрий, и появились имена Атом, Радий, Звезда, Ракета.
Какие имена наиболее популярны сегодня в России? (Предложения детей)
Мужские: Александр, Сергей, Дмитрий, Алексей, Андрей, Евгений, Артем, Денис, Антон, Максим, Роман, Кирилл, Николай, Михаил, Иван, Павел, Илья и т.д.
Женские: Анастасия, Юлия, Екатерина, Анна, Ольга, Елена, Мария, Татьяна, Наталья, Ирина, Ксения и т.д.
3. Правила знакомства.
Очень много людей с разными именами. Может так быть, что вы захотите к кому-нибудь обратиться, а имени не знаете. Как поступить в таком случае?
Давайте немного поиграем и узнаем, умеете ли вы знакомиться. Представьте, что вы не знаете друг друга и очень хотите узнать имена. Как вы это сделаете?
(2 ученика ведут разговор)
- Как тебя зовут?
- Меня зовут Пашей. А тебя как зовут?
- Миша.
Хорошо, вы узнали имена друг друга. Но, к сожалению, были не очень вежливыми.
Вот основные правила знакомства:
1). Если хотите познакомиться, надо улыбнуться партнеру, сделать жест головой, рукой, подчеркивающий ваше желание.
2). При знакомстве называют свое полное имя.
3). Русские люди после знакомства обязательно скажут: “Очень приятно было с тобой (вами) познакомиться”. Или просто “Очень приятно”.
4). Подать руку, пожать. При знакомстве мальчика с девочкой, руку подает девочка; взрослого с ребенком – взрослый; мужчины с женщиной – женщина.
Давайте еще раз попробуем познакомиться, но уже без ошибок. Можете использовать такие фразы этикета знакомства:
- Я очень хочу с тобой (вами) познакомиться.
- Давай познакомимся.
- Рад нашему знакомству.
(Диалог двух учеников)
4. Формы – варианты имен..
Итак, вы познакомились. На тут одна загадка. Послушайте стихотворение “Сколько имен у подружки, у Оли?” Может быть, кто-нибудь догадается, сколько имен?
Сколько имен у подружки, у Оли?
Как бы, друзья, не запутаться тут.
Ольга зовут эту девочку в школе,
Олечкой папа и мама зовут.
Олюшкой тетя ее называет.
“Олька!” - кричит озорник во дворе.
Кто же, скажите-ка мне, подсчитает,
Сколько имен у подруги моей?
-Правильно, имя у Оли одно, а другие формы – это варианты имени.
-Официальный вариант, полное имя – Ольга.
-Почему мама, папа и тетя зовут Олечкой, Олюшкой?
-Почему озорник кричит: “Олька!”?
Итак, вы узнали, что бывают имена полные и неполные. А хорошо ли вы знаете полные и неполные формы? Их ведь несколько!
5. Игра. “Полные и неполные имена”.
Ученик будет называть полную форму своего имени, а вы подберите к имени неполные формы.
Анна – Анюта, Анечка
Людмила – Люда, Людочка, Мила, Милочка
Мария – Маша, Машенька
Михаил – Миша, Мишенька, Мишуня
Дмитрий – Дима, Димочка
Полина – Поля
На доске записаны имена в неполной форме, подберите полную форму.
Валюша, Валя, Валечка - Валентина
Лена, Леночка, Аленка, Аленушка – Елена
Илюша, Илюшенька – Илья
Лера, Лерочка – Валерия
Игорек, Игорюша – Игорь
Стасик, Стас – Станислав
6. Каждое имя имеет свое значение.
А знаете ли вы, что означает ваше имя и соответствует ли оно вам?
После разгадывания ребуса дается значение имен.
Алена - (с греч.) избранная, светлая
Анастасия – (с греч.) воскресшая
Андрей (2) - (с греч.) мужественный, храбрый
Анна (2) – (с еврейского) милостивая, добрая
Валентина – (с латинского) сильная, крепкая
Валерия – (с латинского) крепкая, здоровая
Виктория – (с латинского) победительница
Владимир – (славянское происхождение) владеющий миром
Дмитрий – (с греч.) плод земной или принадлежащий Деметре, богине плодородия
Евгений – (с греч.) благородный
Игорь – (с древнескандинавского) воинственный
Илья – (с еврейского) крепость Господня
Людмила – (русское) милая
Мария (2) – (с еврейского) упрямство, превосходство
Михаил (2 – (с еврейского) равный Богу, кто как Бог
Павел – (с латинского) малый
Полина – принадлежащая Аполлону
Станислав – (от старославянского) стойкая слава
Татьяна – (с греч.) учредительница; повелительница
Эльвира – (с греч.) подвижная
Юлия – (с греч.) волнистая, пушистая
7. Различие детей с одинаковыми именами.
Много узнали о своих именах. В нашем классе есть дети с одинаковыми именами. Их называют “тезками”. Как их различить? Как дать понять, что обращаются именно к ним?
III. Итог занятия
Что нового открыли для себя?
Узнали ли что-либо интересное о своем имени?