Факультатив "Я и мое Отечество". Мы и наши имена

Разделы: Начальная школа


Планирование

2004-2005 учебный год

Методическое обеспечение: 1 . Как научить детей любить Родину: Руководство для учителей. Авторы-составители: Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина,

О.В.Розова, И.А.Щербакова. – М.АРКТИ, 2003. Пособие для реализации государственной программы

“Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы”

Дидактическое сопровождение: 1 . Как научить детей любить Родину: Руководство для учителей. Авторы-составители: Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина,

О.В.Розова, И.А.Щербакова. – М.АРКТИ, 2003. (Конспекты уроков и занятий)

2.  “Первое сентября”

3.  “Начальная школа”

4.  “Завуч начальной школы”

5. А.Казаков. География для младших школьников. 3 класс./ Корпорация “Федоров”, 1997.

6. Корнеева Т.А., Шмидт.Е.А. Уроки истории в 3 классе. Поурочные разработки по курсу “Рассказы по родной

истории”. Волгоград,2003 (1,2 части)

7. Ворожейкина Н.И. Рассказы по родной истории. –М.: Просвещение, 1993.

8. Саплина Е.В. Введение в историю.3 кл.: кн. для учителя.- М.: Дрофа,2002.

Количество часов по программе: 34ч. за год (1ч. в неделю)

п/п

Тема

Дата

Валеологический аспект

Общеучебные умения

Дидактическое сопровождение

Примечание

I полугодие

I четверть

1 Земля – общий дом для всех людей   Экология и наше здоровье Умение понимать поставленную задачу Н. шк №9/02  
2 С любовью к России (страницы история страны)     Понимать сказанное, осмысливать ПС №24/03  
3 С чего начинается Родина. Кем был твой прадед на Руси? (моя родословная)   Желаю здоровья своей семье Составлять алгоритм    
4 Школа – мой дом родной (20-летний юбилей родной школы)     Работать с дополнительной литературой    
5 История происхождения имен отчеств и фамилий     Применять свои знания на практике, умение работать с дополнительной литературой ПС № 29/03

8) С.24

 
6 Мы и наши имена   Секрет моего имени ПС № 29/03

8) С.24

 
7 Главные исторические особенности России (многонациональное государство). Россия и ее соседи     Понимать сказанное однократно в нормальном темпе 5) с.215,224  
8 Люди, жившие по берегам рек (восточные славяне). Жилище северных народов   Чистота и порядок в доме   6) с.17 (1часть)

7) С.17

 
II четверть
9 Славянские боги и праздники     Осмысливать услышанное 6) с.20 (1 часть)

7) С.21

 
10 “Приди ко мне, брате, в Москов!”       6) с.30 (1часть)

7) с.40

8) с. 40

 
11 Жители севера Красноярского края   Природа - наша кормилица     музей
12 Талнах - столица рудная     Работать с краеведческим материалом    
13 Символика России     Осмысливать услышанное 6) с.18 (2часть)  
14 Под Рождественской звездой   Положительные эмоции продлевают жизнь Придавать своему голосу нужную эмоциональную окраску (инсценирование) Как научить детей любить Родину. С.94

“Праздник в подарок”, с.41

 
15

16

Резерв          
II полугодие III четверть
17 В новой и старой школе (аз, буки, веди)   Нужна ли перемена в школе Сравнивать, сопоставлять, выделять положительное 6) с.62 (1 часть)

7) с.89

 
18 Природа Таймыра   Человек – часть природы Наблюдать    
19

20

Народные умельцы. Народные умельцы Севера       6) с.52

8) с.50

 
21

22

Одежда в разные времена

Национальный костюм народов Севера

  Правила ухода за одеждой   8) с.65  
23 Праздник встречи солнца на Таймыре (Хейро)   Веселье – залог здоровья     музей
24

25

Праздник

Гостья наша дорогая - Масленица

  Праздничный стол Придавать своему голосу нужную эмоциональную окраску (инсценировка) ПС № 6/04, 6/03

“Праздник в подарок”, с.199

Как научить детей любить Родину. С.119

 
26

27

Резерв          
IV четверть
28 Встреча весны на Руси   Секреты нашего голоса   Как научить детей любить Родину. С. 106  
29 Средневековые монеты на Руси     Осмысливать услышанное 8) с.78  
30 Дорого яичко к Христову дню. Роспись глиняных яиц   И красиво, и вкусно Применять свои творческие способности Как научить детей любить Родину. С.146  
31 Зеленые святки - троица       Как научить детей любить Родину. С.91  
32 Игра “Путешествие в царство живой природы”   Мозг – самая загадочная часть организма Применять знания в различных ситуациях Ж “Завуч”,

№6/02

 
33

34

Резерв          

Тема. Мы и наши имена.

Цели. 1. Познакомить детей с начальными сведениями о структуре имен.

Раскрыть содержание понятий “имя”, “тезка”.

2. Развивать умение объяснять происхождение и значение имен. Вызвать интерес к своему имени.

3. Воспитывать любовь к родным, семье.

Оборудование: толковый словарь С.И. Ожегова, название темы занятия, свидетельство о рождении, паспорт, карточки, на которых написаны редкие имена, ребусы с зашифрованными именами (Рисунок 1, Рисунок 2).

Ход занятия

I. Организационный момент

II. Основная часть

1. Сообщение темы занятия.

Отгадав загадку, вы узнаете тему занятия.

Тебе дано,
А люди пользуются. (Имя)

Что такое “имя”? (Ответы детей)

Обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова:

“Имя – личное название человека, даваемое при рождении”.

О чем будем говорить на занятии?

Тема: Мы и наши имена.

2. Разнообразие имен.

У каждого из вас есть имя. Зачем оно вам? (Ответы)

Правильно! Как бы мы обратились друг к другу, если бы не было имени. Иногда я слышу, как вы друг другу кричите: “Эй, ты, иди-ка сюда!”

Культурно ли так обращаться со сверстниками? Почему?

Конечно, это обидно, оскорбительно, невежливо.

Имя необходимо человеку не только для обращения. Каждому человеку с рождения выдают документ – свидетельство о рождении, с 14 лет – паспорт, в котором обязательно указано имя. С именем, данным с рождения, человек живет всю свою жизнь. Без документов человек не может жить полноценной жизнью в обществе (учиться, работать, иметь жилплощадь).

При крещении в церкви священник дает человеку второе имя. Оно выбирается из церковного календаря в соответствии с именем святого, память которого празднуется

в этот день рождения или крещения человека.

Имена люди придумывали издавна. Многие из имен обязаны своему рождению событиям, которые происходили в разные времена.

После революции 1917 года появились имена Майя, Октябрина, Искра, Идея, Революция, Трактор.

После победы в Великой Отечественной войне детей стали называть Сталина, Победа.

В 1961 году, после полета в космос первого космонавта в мире Ю.А.Гагарина, самым популярным стало имя Юрий, и появились имена Атом, Радий, Звезда, Ракета.

Какие имена наиболее популярны сегодня в России? (Предложения детей)

Мужские: Александр, Сергей, Дмитрий, Алексей, Андрей, Евгений, Артем, Денис, Антон, Максим, Роман, Кирилл, Николай, Михаил, Иван, Павел, Илья и т.д.

Женские: Анастасия, Юлия, Екатерина, Анна, Ольга, Елена, Мария, Татьяна, Наталья, Ирина, Ксения и т.д.

3. Правила знакомства.

Очень много людей с разными именами. Может так быть, что вы захотите к кому-нибудь обратиться, а имени не знаете. Как поступить в таком случае?

Давайте немного поиграем и узнаем, умеете ли вы знакомиться. Представьте, что вы не знаете друг друга и очень хотите узнать имена. Как вы это сделаете?

(2 ученика ведут разговор)

- Как тебя зовут?

- Меня зовут Пашей. А тебя как зовут?

- Миша.

Хорошо, вы узнали имена друг друга. Но, к сожалению, были не очень вежливыми.

Вот основные правила знакомства:

1). Если хотите познакомиться, надо улыбнуться партнеру, сделать жест головой, рукой, подчеркивающий ваше желание.

2). При знакомстве называют свое полное имя.

3). Русские люди после знакомства обязательно скажут: “Очень приятно было с тобой (вами) познакомиться”. Или просто “Очень приятно”.

4). Подать руку, пожать. При знакомстве мальчика с девочкой, руку подает девочка; взрослого с ребенком – взрослый; мужчины с женщиной – женщина.

Давайте еще раз попробуем познакомиться, но уже без ошибок. Можете использовать такие фразы этикета знакомства:

- Я очень хочу с тобой (вами) познакомиться.

- Давай познакомимся.

- Рад нашему знакомству.

(Диалог двух учеников)

4. Формы – варианты имен..

Итак, вы познакомились. На тут одна загадка. Послушайте стихотворение “Сколько имен у подружки, у Оли?” Может быть, кто-нибудь догадается, сколько имен?

Сколько имен у подружки, у Оли?
Как бы, друзья, не запутаться тут.
Ольга зовут эту девочку в школе,
Олечкой папа и мама зовут.
Олюшкой тетя ее называет.
“Олька!” - кричит озорник во дворе.
Кто же, скажите-ка мне, подсчитает,
Сколько имен у подруги моей?

-Правильно, имя у Оли одно, а другие формы – это варианты имени.

-Официальный вариант, полное имя – Ольга.

-Почему мама, папа и тетя зовут Олечкой, Олюшкой?

-Почему озорник кричит: “Олька!”?

Итак, вы узнали, что бывают имена полные и неполные. А хорошо ли вы знаете полные и неполные формы? Их ведь несколько!

5. Игра. “Полные и неполные имена”.

Ученик будет называть полную форму своего имени, а вы подберите к имени неполные формы.

Анна – Анюта, Анечка

Людмила – Люда, Людочка, Мила, Милочка

Мария – Маша, Машенька

Михаил – Миша, Мишенька, Мишуня

Дмитрий – Дима, Димочка

Полина – Поля

На доске записаны имена в неполной форме, подберите полную форму.

Валюша, Валя, Валечка - Валентина

Лена, Леночка, Аленка, Аленушка – Елена

Илюша, Илюшенька – Илья

Лера, Лерочка – Валерия

Игорек, Игорюша – Игорь

Стасик, Стас – Станислав

6. Каждое имя имеет свое значение.

А знаете ли вы, что означает ваше имя и соответствует ли оно вам?

После разгадывания ребуса дается значение имен.

Алена - (с греч.) избранная, светлая

Анастасия – (с греч.) воскресшая

Андрей (2) - (с греч.) мужественный, храбрый

Анна (2) – (с еврейского) милостивая, добрая

Валентина – (с латинского) сильная, крепкая

Валерия – (с латинского) крепкая, здоровая

Виктория – (с латинского) победительница

Владимир – (славянское происхождение) владеющий миром

Дмитрий – (с греч.) плод земной или принадлежащий Деметре, богине плодородия

Евгений – (с греч.) благородный

Игорь – (с древнескандинавского) воинственный

Илья – (с еврейского) крепость Господня

Людмила – (русское) милая

Мария (2) – (с еврейского) упрямство, превосходство

Михаил (2 – (с еврейского) равный Богу, кто как Бог

Павел – (с латинского) малый

Полина – принадлежащая Аполлону

Станислав – (от старославянского) стойкая слава

Татьяна – (с греч.) учредительница; повелительница

Эльвира – (с греч.) подвижная

Юлия – (с греч.) волнистая, пушистая

7. Различие детей с одинаковыми именами.

Много узнали о своих именах. В нашем классе есть дети с одинаковыми именами. Их называют “тезками”. Как их различить? Как дать понять, что обращаются именно к ним?

III. Итог занятия

Что нового открыли для себя?

Узнали ли что-либо интересное о своем имени?